г. Санкт-Петербург |
|
05 марта 2014 г. |
Дело N А56-38637/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Кашиной Т.А., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тутаевым В.В.
при участии:
от истца: Молодницкой Е.А. (доверенность от 26.12.2013 г., паспорт)
от ответчика: Дудина И.И. (доверенность от 27.01.2014 г., паспорт)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27474/2013) Министерства обороны РФ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2013 г. по делу N А56-38637/2013(судья Шелема З.А.), принятое по иску ОАО "Российские железные дороги" к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик, Министерство) о взыскании 981 800 руб. 00 коп. штрафа за задержку вагонов под грузовой операцией.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2013 г. по делу N А56-38637/2013 заявленные требования удовлетворены.
На указанное решение Министерством обороны РФ подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на необоснованность принятого по делу судебного акта, просит его отменить, в удовлетворении иска отказать. В апелляционной жалобе податель указывает, что основным ответчиком по делу должна выступать Войсковая часть 28314, а не Министерство обороны РФ. Поскольку Войсковая часть 28314 является бюджетным учреждением, в соответствии со ст. 120 ГК РФ и Постановлением Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 г. N 7463/12 Министерство обороны не отвечает по обязательствам бюджетных учреждений. В материалах дела отсутствуют доказательства уведомления Войсковой части 28314 о прибывших вагонах за два часа, а также не установлено, что истец не нарушил сроки исполнения заявок от ВЧ 28314. В представленных истцом документах не указана причина задержки вагонов под грузовой операцией, следовательно, невозможно установить вину ответчика. Кроме того, надлежащим ответчиком по делу является РФ в лице Министерства обороны, а не Министерство обороны РФ.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. В обоснование своей позиции указал, что согласно пункту 5 дополнительного соглашения от 29.12.2012 г. Министерство обороны РФ является правопреемником ВЧ 28314 по всем обязательствам, вытекающим из договора N 09/09 от 26.02.2009 г. на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования станции Манушкино, то есть приняло на себя все обязательства по указанному договору. Из содержания ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что сбор за подачу и уборку вагонов был оплачен Министерством обороны, частичное исполнение ответчиком обязательств, возникших в спорный период, подтверждает переход к Министерству обороны всех прав и обязанностей ВЧ 28314 по спорному договору. Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что вагоны, принадлежащие перевозчику, в спорный период времени находились на железнодорожном пути необщего пользования под грузовой операцией, осуществлявшейся ВЧ 28314. Время подачи вагонов и их уборки с места погрузки, выгрузки грузов подтверждаются памятками приемосдатчика, оформленными в соответствии с требованиями, содержащимися в Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД" и подписанными сторонами в отсутствие возражений. Данные документы подтверждают факт нахождения вагонов под грузовой операцией сверх срока, установленного статьей 62 УЖТ РФ. Расчет суммы штрафа произведен в соответствии с положениями статей 99, 100 УЖТ РФ на основании сведений, внесенных в памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как явствует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26 февраля 2009 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и Войсковой частью 28314 (пользователь) был заключен договор N 09/09 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования при станции Манушкино Октябрьской железной дороги с подачей и уборкой вагонов локомотивом перевозчика.
К данному договору заключены дополнительные соглашения от 28.12.2009, 29.12.2012, сроком действия по 01.04.2014 г.
Согласно параграфу 1 договора N 09/09 в соответствии с настоящим договором осуществляется подача вагонов, прибывающих в адрес Войсковой части 28314, являющейся структурным подразделением ответчика, расстановка их на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, примыкающего стрелкой N 105 к железнодорожному пути необщего пользования базы отстоя пассажирских вагонов станции Манушкино, обслуживаемого локомотивом перевозчика.
Согласно пункту 5 дополнительного соглашения от 29.12.2012 г. Министерство обороны РФ подтверждает, что является правопреемником ВЧ 28314 по всем обязательствам, вытекающим из договора N 09/09 от 26.02.2009 г. на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования станции Манушкино ОЖД.
В период с июня по ноябрь 2012 на станции Манушкино Октябрьской железной дороги локомотивом истцом были поданы, а Войсковой частью 28314 Министерства обороны Российской Федерации приняты для осуществления грузовой операции принадлежащие перевозчику вагоны.
Факт приема для осуществления грузовых операций и возврата вагонов, а также время их нахождения на подъездном пути необщего пользования под грузовой операцией удостоверяется памятками приемосдатчика формы ГУ-45, подписанными сторонами в отсутствие возражений.
Частью 6 статьи 62, частью 2 статьи 99 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что за задержку вагонов принадлежащих перевозчику, под погрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьей 100 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 100 Устава, размер штрафа за задержку вагонов под грузовой операцией устанавливается равным 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона, при этом за задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.
Согласно пункту 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (Утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 N 26), § 86 Инструкции по ведению станционной и коммерческой отчетности от 30 декабря 1978 N ЦФ/3504, учет времени нахождения вагонов осуществляется на основании памяток приемосдатчика.
Согласно прилагаемому расчету, размер штрафа составил 981 800 руб. 00 коп.
Доводы подателя жалобы о том, что основным ответчиком по делу должна выступать Войсковая часть 28314, а не Министерство обороны РФ, отклоняются апелляционным судом.
Согласно пункту 5 дополнительного соглашения от 29.12.2012 г. Министерство обороны РФ является правопреемником ВЧ 28314 по всем обязательствам, вытекающим из договора N 09/09 от 26.02.2009 г. на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования станции Манушкино, то есть приняло на себя все обязательства по указанному договору.
Также дополнительным соглашением от 29.12.2012 пункт 1 к договору N 09/09 от 26.02.2009 г. наименование "Войсковая часть 28314" (Пользователь) заменен на "Министерство обороны РФ". Таким образом, к Министерству обороны Российской Федерации перешли все права и обязанности по договору N 09/09 от 26.02.2009.
Данное дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора.
Согласно совместному распоряжению Министерства обороны РФ и ОАО "РЖД" от 12.10.2012 N 2054р, в связи с изменением юридического статуса воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации до внесения соответствующих изменений в совместный приказ Министра обороны РФ и Министерства транспорта РФ от 09.10.2007 г. N 413/146 утвержден и введен в действие Временный порядок взаимодействия ОАО "РЖД" и Министерства обороны РФ.
Пунктом 23 Временного порядка взаимодействия установлено, что до разрешения спорных вопросов при перезаключении договора в связи с истечением срока его действия все отношения регулируются ранее заключенным договором при наличии соответствующего соглашения сторон о продлении срока его действия. С учетом данного пункта стороны руководствовались ранее заключенным договором на подачу и уборку вагонов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в представленных истцом документах не указана причина задержки вагонов под грузовой операцией, следовательно, невозможно установить вину ответчика, также отклоняются апелляционным судом.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что вагоны, принадлежащие перевозчику, в спорный период времени находились на железнодорожном пути необщего пользования под грузовой операцией, осуществлявшейся ВЧ 28314.
Время подачи вагонов и их уборки с места погрузки, выгрузки грузов подтверждаются памятками приемосдатчика, оформленными в соответствии с требованиями, содержащимися в Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД" и подписанными сторонами в отсутствие возражений. Данные документы подтверждают факт нахождения вагонов под грузовой операцией сверх срока, установленного статьей 62 УЖТ РФ.
Также отклоняется довод ответчика о взыскании денежных средств с РФ, поскольку в соответствии с пунктом 13 Положения Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. Министерство обороны является юридическим лицом, имеет смету, печати, штампы и бланки с изображением Государственного герба РФ со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством РФ, следовательно, вправе от своего имени участвовать в гражданских правоотношениях, являясь стороной по договорам.
В связи с вышеизложенным апелляционная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, нормы материального и процессуального права применены верно, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2013 г. по делу N А56-38637/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38637/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Мининстерство обороны РФ, Министерство обороны Российской Федерации