г. Томск |
|
25 ноября 2011 г. |
Дело N А45-6195/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колупаевой Л.А.
судей: Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яцкевич О.Г.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
от третьего лица: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной ИФНС России N 2 по Владимирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.06.2011 года
по делу N А45-6195/2011 (судья Емельянова Г.М.)
по заявлению Межрайонной ИФНС России N 2 по Владимирской области, г. Ковров
к Межрайонной ИФНС России N 16 по Новосибирской области, г. Новосибирск
обществу с ограниченной ответственностью "СибТрансПоставка"
(ИНН 5408272722, ОГРН 1095473005968), г. Ковров Владимирской области
Третье лицо: Маковецкий С.В., г. Новосибирск
о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица
о признании недействительным решения 14-12/25 от 04.08.2010 года,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Владимирской области (далее - МИФНС N2, заявитель, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, связанных с изменением места нахождения юридического лица, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "СибТрансПоставка" (далее - ООО "СибТрансПоставка", общество), произведенной на основании решения "О государственной регистрации" Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России N 16 по Новосибирской области (далее - МИФНС N16, регистрирующий орган) от 08.07.2010 N 1535А.
Решением арбитражного суда Новосибирской области от 28.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, МИФНС N 2 обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что протокол осмотра местонахождения юридического лица, телефонограмма N 61 от 07.07.2010 подтверждают факт не нахождения ООО "СибТрансПоставка" по адресу регистрации. Кроме того, обществом не представлено ни одного доказательства, опровергающего то обстоятельство, что ООО "СибТрансПоставка" по указанному адресу не находится.
Более подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 16 по Новосибирской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором не соглашается с доводами апелляционной жалобы и указывает, что на момент государственной регистрации у регистрирующего органа не было основания ставить под сомнение сведения, содержащиеся в представленных заявителем документах.
Отзывы на апелляционную жалобу от общества и Маковецкого С.В. в материалы дела не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 02.07.2010 в Межрайонную ИФНС России N 16 по Новосибирской области подано заявление с пакетом документов для государственной регистрации изменений в части сведений о месте нахождения ООО "СибТрансПоставка".
08.07.2010 МИФНС N 16 принято решение N 1535А о государственной регистрации изменений, местом нахождения общества определен г. Ковров, пр. Ленина, 34А, регистрационное дело направлено по месту нахождения общества в Межрайонную ИФНС России N 2 по Владимировской области.
При проведении проверки достоверности места нахождения ООО "СибТрансПоставка" МИФНС N 2 пришла к выводу, что по указанному в учредительных документах адресу названное общество не находится.
Согласно акту, составленному по результатам проверки, по адресу: г. Ковров, пр. Ленина, 34А общество не обнаружено. При этом установлено, что имеется только дом 34. По указанному адресу находится жилой дом с нежилыми помещениями на первом этаже, принадлежащими на праве собственности Глущенко Р.С., Щеткину С.Л., Орехову В.И., которые не давали разрешения на использование указанного адреса.
Этот вывод МИФНС N 2 послужил основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения регистрирующего органа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что налоговым органом не представлено доказательств представления на момент государственной регистрации документов, содержащих недостоверные сведения.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации нахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
На основании пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
При этом заявителем подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о государственной регистрации юридического лица.
Упомянутые документы ООО "СибТрансПоставка" были представлены регистрирующему органу.
Судом первой инстанции установлено и апеллянтом не оспаривается, что для государственной регистрации изменений Общество представило в регистрирующий орган все необходимые документы, предусмотренные статьей 17 Закона N 129-ФЗ.
Положения Закона N 129-ФЗ не возлагают на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов юридического лица. Кроме того, из положений Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ следует, что государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Оснований для отказа в государственной регистрации, исчерпывающий перечень которых установлен статьей 23 Закона N 129-ФЗ у регистрирующего органа, не имелось.
По смыслу приведенных норм недостоверность представленных сведений не является основанием для отказа в государственной регистрации на основании учредительных документов и не влечет безусловной недействительность указанной государственной регистрации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставлено в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях право на привлечение должностных лиц к административной ответственности за представление недостоверных сведений о юридическом лице, а также при определенных обстоятельствах право на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Арбитражный апелляционный также указывает, что согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Определении от 28.08.2008 N 11046/08 по делу N А43-24062/2007-1-344, действующее законодательство не предусматривает признание судом недействительной государственной регистрации юридического лица и признание незаконным решения о государственной регистрации юридического лица в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице.
Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия.
Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд правомерно пришел к выводу о том, что у регистрирующего органа не было названных Законом правовых оснований для отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы общества.
Данная правовая позиция нашла отражение в Определениях Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.02.2009 года N 1603/09 по делу N А47-981/2008; от 08.12.2008 года N 15685/08; от 29.01.2009 года N 325/09 по делу N А45-5228/2008-41/112; от 18.12.2008 года N 16208/08 по делу N А09-2336/2008-30).
В качестве доказательства того, что государственная регистрация юридического лица была произведена на основании документов, содержащих недостоверные сведения, налоговым органом был представлен акт осмотра помещения от 28.06.2010 (л.д. 18-19).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что данный акт не соответствует требованиям статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку заявителем не представлено правовое обоснование обстоятельств, послуживших основанием для проведения осмотра.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о представлении обществом недостоверных сведений о месте государственной регистрации (со ссылкой на акт обследования местонахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах от 28.06.2011), что влечет, по мнению налогового органа, признание государственной регистрации изменений в учредительные документы общества недействительной, апелляционный суд также исходит из следующего.
По смыслу Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
С учетом изложенного, при отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ), отказ суда в удовлетворении заявления МИФНС N 2 о признании недействительной государственной регистрации изменений в в учредительные документы общества, произведенной МИФНС N 16, является правомерным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28 июня 2011 года по делу N А45-6195/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Колупаева Л. А. |
Судьи |
Журавлёва В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-6195/2011
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N2 по Владимировской области, Межрайонная ИФНС России N2 по Владимирской области
Ответчик: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N16 по Новосибирской области, Межрайонная ИФНС России N16 по Новосибирской области, ООО "СибТрансПоставка"
Третье лицо: Маковецкий Станислав Владимирович
Хронология рассмотрения дела:
29.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-357/12
25.11.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7972/11
07.09.2011 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7972/11
28.06.2011 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-6195/11