город Ростов-на-Дону |
|
05 марта 2014 г. |
дело N А32-23073/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.
при участии:
от Конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Агро-Вита": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по городу Краснодару: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Загурского Олега Юрьевича: Загурский О.Ю., паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Агро-Вита"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.12.2013 по делу N А32-23073/2013, принятое судьей Сухановым Р.Ю.,
по заявлению Конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Агро-Вита"
к Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по городу Краснодару
при участии третьего лица: Загурского Олега Юрьевича
о признании незаконными действий налоговой инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО "Инрекон", признании незаконной государственной регистрации ликвидации ООО "Инрекон", признании недействительной государственной регистрационной записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "Инрекон" и обязании налоговую инспекцию внести запись в ЕГРЮЛ о ее недействительности
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий ООО "Агро-Вита" (далее - заявитель, конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий налоговой инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО "Инрекон", признании незаконной государственной регистрации ликвидации ООО "Инрекон", признании недействительной государственной регистрационной записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "Инрекон" и обязании налоговую инспекцию внести запись в ЕГРЮЛ о ее недействительности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что ликвидатором ООО "Инрекон" в регистрирующий орган представлены все необходимые для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица документы, предусмотренные частью 1 статьи 21 Закона о регистрации (заявление по форме N Р16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины), у налоговой инспекции отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Загурский О.Ю. не согласился с доводами апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании статьи 156 АПК РФ сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 24.01.2013 решением единственного участника ООО "Инрекон" Загурским О.Ю. принято решение о ликвидации ООО "Инрекон", председателем ликвидационной комиссии общества назначен Загурский О.Ю.
01.02.2013 регистрирующим органом, ИФНС России N 4 по г. Краснодару, в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за основным государственным регистрационным номером 2132311010423. В этот же день внесена запись о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора.
06.02.2013 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 5 (414) опубликовано сообщение о ликвидации общества и определен двухмесячный срок для предъявления кредиторами требований к ликвидационной комиссии ООО "Инрекон".
23.04.2013 регистрирующий орган внес в единый государственный реестр юридических лиц запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В связи с завершением ликвидационной процедуры 17.04.2013 ликвидатор представил в инспекцию документы для государственной регистрации факта ликвидации юридического лица. С заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, одновременно был представлен ликвидационный баланс по состоянию на 16.04.2013, в котором в разделе "кредиторская задолженность" указано, что задолженность отсутствует.
24.04.2013 регистрирующим органом принято решение N 1712 о государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Государственный регистрационный номер записи в едином государственном реестре юридических лиц 2132311051211.
В то же время, в рамках рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Агро-Вита" (дело N А32-31715/2011-44/641-Б), конкурсным управляющим в суд было подано заявление о признании недействительным договора уступки прав требования (цессии), заключенного 03 октября 2010 года между ООО "Агро-Вита" и ООО "Инрекон" и применении последствий недействительности сделки.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2013 по делу N А32-31715/2011-44/641-Б-15С производство по заявлению конкурсного управляющего о признании указанного ранее договора уступки прав требования (цессии) прекращено в соответствии с п. 5 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с ликвидацией ООО "Инрекон".
Считая, что после удовлетворения арбитражным судом заявленных конкурсным управляющим ООО "Агро-Вита" требований в соответствии со статьей 61.6 Закона о несостоятельности (банкротстве), все, что было передано должником в счет исполнения по сделке, признанной недействительной подлежит возврату в конкурсную массу, однако, поскольку возврат ООО "Агро-Вита" уступленных прав (требований) фактически невозможен (право не существует в виду погашения ОАО "Россельхозбанк" долга и перечисления ООО "Инрекон" денежных средств в счет долга), приобретатель должен возместить действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества в размере 2 800 000 рублей, но, в связи ликвидацией ООО "Инрекон" возврат в конкурсную массу денежных средств в размере 2 800 000 рублей стал фактически не возможен, конкурсный управляющий ООО "Агро-Вита" обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований конкурсного управляющего, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных процессуальных норм следует, что арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должен исследовать указанные действия (бездействие) на предмет соответствия их закону, а также проверить обстоятельства нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности.
При этом на государственном (регистрирующем) органе лежит бремя доказывания законности совершенных им действий и принятого акта, а на заявителе (обществе) - нарушения этими действиями и решением его прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Порядок и содержание действий ликвидационной комиссии по ликвидации юридического лица регламентированы статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Пунктами 2 и 3 статьи 22 Закона о регистрации предусмотрено, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Документы, предусмотренные статьей 21 названного закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Статья 23 Закона о регистрации содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, в соответствии с которым одним из оснований для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в статье 21 Закона о регистрации, согласно которой в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
При этом, нормы Закона о регистрации не возлагают на регистрирующий орган обязанность проверять достоверность сведений, изложенных в представленных документах.
Поскольку регистрирующий орган не наделен правом проверки сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документов, за исключением соответствия их по форме и содержанию установленным нормативными актами требованиям, то ликвидационный баланс ООО "Инрекон", представленный в налоговый орган для регистрации ликвидации юридического лица и содержащий, по мнению конкурсного управляющего, недостоверные сведения, не мог служить основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации.
Следовательно, у ИФНС России N 4 по г. Краснодару отсутствовали основания считать промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс ООО "Инрекон" непредставленными в связи с недостоверностью содержащихся в них сведений.
Таким образом, поскольку ликвидатором ООО "Инрекон" в регистрирующий орган представлены все необходимые для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица документы, предусмотренные частью 1 статьи 21 Закона о регистрации (заявление по форме N Р16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины), у налоговой инспекции отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
В связи с изложенным, основания для признания незаконными действий налоговой инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО "Инрекон", признании недействительной государственной регистрационной записи N 2132311051211 о ликвидации ООО "Инрекон" и обязании регистрирующего органа внести запись о ее недействительности у суда первой инстанции правомерно отсутствовали.
При этом, суд первой инстанции обоснованно указал, что ссылаясь на нарушение его прав, заявитель фактически оспаривает действия ликвидатора общества по проведению процедуры ликвидации общества, и его требования направлены на восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
Заявителем же выбран способ защиты нарушенного права в виде обжалования действий налоговой инспекции в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод апелляционной инстанции о том, что ликвидатором ООО "Инрекон" нарушен порядок ликвидации, предусмотренный статьями 6164 Гражданского кодекса Российской Федерации, в регистрирующий орган - ИФНС России N 4 по г. Краснодару предоставлены недостоверные сведения, поскольку ликвидатор не мог не знать о наличии финансовых требований ООО "Агро-Вита" к ООО "Инрекон" в сумме 2 800 000 рублей, что привело к вынесению незаконного решения о ликвидации ООО "Инрекон" и внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц
Документы, предусмотренные статьей 21 названного закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Статья 23 Закона о регистрации содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, в соответствии с которым одним из оснований для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в статье 21 Закона о регистрации, согласно которой в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
В постановлении от 13.10.2011 г. N 7075/11 Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации указано, что в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Договор уступки права требования N 2 от 03.10.2012 г. рассматривался по делу N А32-30862/2012 г. Решением по указанному делу от 17.12.2012 г., постановлением Пятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 28.02.2013 г. не была поставлена под сомнение законность сделки. В суде апелляционной инстанции при рассмотрении дела N А32-306862/2012 26.02.2013 г. представителем конкурсного управляющего указывалось, что будет оспорен договор уступки права требования N 2 от 03.10.2012 г.
24.04.2013 г. регистрирующим органом принято решение N 1712 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Инрекон", заявление в арбитражный суд о признании недействительным договора уступки права требования N 2 от 03.10.2012 г. было подано 13.05.2013 г. Определением Арбитражным судом Краснодарского края по делу N А32-31715/2011 44/641-Б-15С 05.07.2013 г. прекращено производство по заявлению, в связи с ликвидацией общества.
Судебная коллегия установила, что с 26.02.2013 г. по 24.04.2013 г. заявитель не оспорил сделку в суде. В материалах дела отсутствуют доказательства признания недействительным договора уступки права требования N 2 от 03.10.2012 г., нет доказательств направления требований конкурсным управляющим в адрес ликвидационной комиссии.
Судебная коллегия считает, что конкурсный управляющий не представил доказательств того, что ликвидационный баланс ООО "Инрекон", представленный в налоговый орган для регистрации ликвидации юридического лица содержал недостоверные сведения, в связи с чем, мог служить основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2013 по делу N А32-23073/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23073/2013
Истец: Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Агро-Вита"Коваленко Кирилл Викторович, ООО "Агро-Вита" к/у Коваленко К. В.
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России N4 по городу Краснодару
Третье лицо: Загурский Олег Юрьевич, ИФНС N 4 по г. Краснодару