г. Вологда |
|
06 марта 2014 г. |
Дело N А05-12243/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 марта 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Теребовой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Плесецком районе Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 декабря 2013 года по делу N А05-12243/2013 (судья Максимова С.А.),
установил:
государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Плесецком районе Архангельской области (ОГРН 1022901465058; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного образовательного учреждения "Североонежская средняя общеобразовательная школа" (ОГРН 1022901468655; далее - МБОУ "Североонежская СОШ") 40 680 руб. 82 коп. штрафа на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010, 2011, 2012 годы (требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 15.08.2013 N 499).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление управления принято и рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 данного Кодекса.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 декабря 2013 года заявленные управлением требования удовлетворены частично: с учреждения в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации взыскано 3726 руб. 49 коп. финансовых санкций; в удовлетворении остальной части заявленных требований управления отказано; в доход федерального бюджета с учреждения взыскано 183 руб. 21 коп. государственной пошлины.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявление в полном объеме. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на то, что выплаты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также суммы оплаты проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска, произведенные учреждением в период с 01.01.2010 по 31.12.2012 не относятся к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами, что свидетельствует о недостоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных ответчиком в управление.
Отзыв на апелляционную жалобу от учреждения не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без участия их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 226, 266 АПК РФ.
Из содержания апелляционной жалобы усматривается, что управление, по сути, не согласно с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, то есть судебный акт обжалуется частично.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой предпринимателем части, поскольку управлением и учреждением соответствующих возражений не заявлено.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, МБОУ "Североонежская СОШ" в силу положений части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В ходе проверки управлением выявлено занижение ответчиком базы для начисления страховых взносов за 2010, 2011ё 2012 годы, в связи с этим управление пришло к выводу о том, что учреждением представлены недостоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета в части начисления страховых взносов за полугодие 2010 года в отношении сотрудников Динаковской М.А., Рязанцевой О.Н., Смирновой З.И., Кропивной И.Б., Оняковой С.В., Филь А.В., Дорошенко Е.В., за 2010 год в отношении сотрудников Барминской Н.В., Старушниковой И.С., Идрисовой И.Я.к., Никитиной Е.Н., Подрезовой Н.А., Смирновой З.И., Тимошенко Е.А., за 1 квартал 2011 года в отношении сотрудников Никитиной Е.Н., Золотова А.Ф., Оняковой С.В., за 9 месяцев 2011 года в отношении сотрудника Парамоновой М.Н., за 1 квартала 2012 года в отношении сотрудника Катрич Е.Р., за полугодие 2012 года в отношении сотрудников Григорьевой А.К., Гулиевой С.Б.к., Мишариной Н.Б., Елуковой Е.В., Федуловой Л.А., за 9 месяцев 2012 года в отношении сотрудника Трапезниковой Л.А., за 2012 год в отношении сотрудников Рубайло О.А., Зиминой Е.Е.
При проверке своевременности, полноты и достоверности представленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц (проверены выборочным методом) были выявлены нарушения, которые выразились в том, что в предоставленных ответчиком сведениях индивидуального (персонифицированного) учета периоды временной нетрудоспособности указаны недостоверно, а именно:
1. В исходной форме СЗВ-6-1 на сотрудника Дорохову И.О. за полугодие 2010 года (сумма начисленных страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии 8991,23 руб., страховой стаж с 01.01.2010 по 30.06.2010 код территориальных условий МКС) не выделен период с 12.02.2010 по 29.03.2010 код территориальных условий МКС с периодом временной нетрудоспособности (ВРНЕТРУД), что подтверждается листками нетрудоспособности ВЦ 4422504 от 26.02.2010, ВЧ7386060 от 19.03.2010;
2. В исходной форме СЗВ-6-1 на сотрудника Сивкову Н.Н. за 2010 год (сумма начисленных страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии 8755,81 руб., на накопительную часть трудовой пенсии 3752,49 руб., страховой стаж с 01.07.2010 по 11.10.2010 код территориальных условий МКС с указанием льготы в связи с педагогической деятельностью 27-ПД, с 12.10.2010 по 22.10.2010 без кода территориальных условий МКС с кодом особых условий труда АДМИНИСТР, с 23.10.2010 по 31.12.2010 код территориальных условий МКС с указанием льготы в связи с педагогической деятельностью 27-ПД) недостоверно указан период с 12.10.2010 по 22.10.2010, поскольку необходимо указать код территориальных условий МКС, льготу в связи с педагогической деятельностью 27-ПД с периодом временной нетрудоспособности (ВРНЕТРУД), что подтверждается листком нетрудоспособности ВЫ1656956 от 11.10.2010;
3. В исходной форме СЗВ-6-1 на сотрудника Онякову С.В. за 2010 год (сумма начисленных страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии 4194,09 руб., на накопительную часть трудовой пенсии 1797,46 руб., страховой стаж с 01.07.2010 по 01.09.2010 код территориальных условий МКС, с 02.09.2010 по 22.09.2010 код территориальных условий МКС с периодом временной нетрудоспособности (ВРНЕТРУД), с 23.09.2010 по 31.12.2010 код территориальных условий МКС) не выделен период с 10.12.2010 по 29.12.2010 код территориальных условий МКС с периодом временной нетрудоспособности (ВРНЕТРУД), что подтверждается листком нетрудоспособности ВЮ7213965 от 27.12.2010;
4. В исходной форме СЗВ-6-1 на сотрудника Гусева И.В. за 2010 год (сумма начисленных страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии 3730,30 руб., на накопительную часть трудовой пенсии 1598,70 руб., страховой стаж с 01.07.2010 по 31.12.2010 код территориальных условий МКС) не выделен период с 30.11.2010 по 31.12.2010 код территориальных условий МКС с периодом временной нетрудоспособности (ВРНЕТРУД), что подтверждается листком нетрудоспособности ВЮ7186050 от 30.11.2010;
5. В исходной форме СЗВ-6-1 на сотрудника Онякову С.В. за 2011 год (сумма начисленных страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии 3419,05 руб., на накопительную часть трудовой пенсии 1025,72 руб., страховой стаж с 01.10.2011 по 17.10.2011 код территориальных условий МКС с периодом временной нетрудоспособности (ВРНЕТРУД), с 18.10.2011 по 25.10.2011 код территориальных условий МКС, с 26.10.2011 г. по 07.11.2011 г. код территориальных условий МКС с периодом временной нетрудоспособности (ВРНЕТРУД), с 08.11.2011 по 31.12.2011 код территориальных условий МКС) Не выделен период с 14.12.2011 по 26.12.2011 код территориальных условий МКС с периодом временной нетрудоспособности (ВРНЕТРУД), что подтверждается листком нетрудоспособности 028956535305 от 23.12.2011:
По результатам данной проверки составлен акт от 10.06.2013 N 03900913АВ0000321.
В связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении учреждением нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования на основании акта выездной проверки управлением принято решение от 17.07.2013 N 039 009 13 РВ 0000231, которым ответчик привлечен в том числе к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 40 680 руб. 82 коп.
На основании данного решения в адрес ответчика направлено требование от 15.08.2013 N 499 об уплате штрафа со сроком его исполнения до 02.09.2013, которое в добровольном порядке им не исполнено.
Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании с МБОУ "Североонежская СОШ" финансовых санкций в размере 40 680 руб. 82 коп.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части, признав законным и обоснованным взыскание штрафа в сумме 3726 руб. 49 коп., начисленного с учетом правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 информационного письма от 11.08.2004 N 79, от размера платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых были представлены неполные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. В удовлетворении остальной части требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
В силу статьи 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) названный Закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
На основании пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика (органы пенсионного фонда) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах (статья 15 Закона N 27-ФЗ).
К категории страхователей отнесены юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения.
Сведения, которые должны быть представлены страхователями в орган Пенсионного фонда, и срок их представления установлены в статье 11 Закона N 27-ФЗ.
Статьей 1 Закона N 27-ФЗ определено, что индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 названного Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице индивидуальные сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
На основании пунктов 1, 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
К числу сведений, представляемых страхователем, относится: сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Вместе со сведениями, предусмотренными пунктом 2 названной статьи Закона N 27-ФЗ, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что такие сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Таким образом, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов обязательного пенсионного страхования и о начисленных суммах страховых взносов.
На основании части 3 статьи 17 указанного Закона (в редакции, действовавшей в период совершения учреждением вмененного ему в вину правонарушения) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 % причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Согласно акту выездной проверки от 10.06.2013 N 03900913АВ0000321 учреждением при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не включены в базу суммы начисленных работникам выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также суммы оплаты проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, что повлекло занижение базы для начисления страховых взносов и неполную уплату страховых взносов за проверяемый период.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено и управлением не опровергнуто, что произведенные учреждением спорные выплаты не включались в базу для исчисления страховых взносов, соответственно, страховые взносы не начислялись.
В то же время обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Следовательно, учреждение и не могло представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Довод управления о том, что выплаты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также суммы оплаты проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска, произведенные учреждением в период с 01.01.2010 по 31.12.2012, не относятся к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами, что свидетельствует о недостоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных ответчиком в управление, отклоняется апелляционной инстанции, поскольку обязанность работодателя представить сведения о выплатах, на которые не начислялись взносы, пусть даже ошибочно, законом не предусмотрена.
Данный вывод согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 02.10.2012 N 7828/12 и от 14.05.2013 N 17744/12.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в данных постановлениях, обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.
При этом сам по себе факт занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов, повлекший неверное исчисление сумм страховых взносов, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
На основании изложенного следует признать, что управление не доказало наличие в действиях учреждения в части занижения базы для исчисления страховых взносов состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 названного Закона.
Факт предоставления учреждением недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за проверяемый период в части страхового стажа, а именно в формах СЗВ-6-1 неверно указаны периоды временной нетрудоспособности сотрудников Дороховой И.О. за полугодие 2010 года, Сивковой Н.Н. за 2010 год, Оняковой С.В. за 2010 год, 2011 год, Гусева И.В. за 2010 год, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом выездной проверки от 10.06.2013 N 03900913АВ0000321, решением от 17.07.2013 N 039 009 13 РВ 0000231.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно счел доказанным событие нарушения пенсионного законодательства Российской Федерации, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку учреждением представлены недостоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за полугодие 2010 года, 2010 год, 2011 год.
Вместе с тем в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в пункте 16 информационного письма от 11.08.2004 N 79, сумму штрафа следует исчислять не от причитающихся платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых были представлены неполные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. Указанный подход, отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности.
С учетом названных разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судом первой инстанции верно определена сумма штрафа, которая подлежит взысканию с ответчика на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. В данном случае штраф составил 3726 руб. 49 коп. (37264 руб. 85 коп. х 10 %).
Вместе с тем оснований для привлечения учреждения к ответственности в виде штрафа в остальной сумме у управления не имелось, поскольку заявителем не доказана обоснованность размера санкций, предъявленных к взысканию по настоящему делу.
В связи с этим в удовлетворении требований в остальной части требований управления отказано правомерно.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы управления отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно освобождено от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 декабря 2013 года по делу N А05-12243/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Плесецком районе Архангельской области - без удовлетворения.
Судья |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12243/2013
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Плесецком районе Архангельской области
Ответчик: МБОУ "Североонежская средняя общеобразовательная школа"