г. Пермь |
|
07 марта 2014 г. |
Дело N А71-10665/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Никольской Е.О., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
от лиц, участвующих в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истцов индивидуального предпринимателя Клековкина Дмитрия Владимировича, индивидуального предпринимателя Шаяхметова Фаниля Фаилевича
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 02 декабря 2013 года
по делу N А71-10665/2013,
вынесенное судьей Клньковой Е.В.,
по иску индивидуального предпринимателя Клековкина Дмитрия Владимировича (ОГРНИП 310184135500017, ИНН 183202052233), индивидуального предпринимателя Шаяхметова Фаниля Фаилевича (ОГРНИП 313184021700030, ИНН 183201806992)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике,
третье лицо федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала в Удмуртской Республике,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равной его рыночной стоимости,
установил:
индивидуальный предприниматель Клековкин Дмитрий Владимирович и индивидуальный предприниматель Шаяхметов Фаниль Фаилевич обратились в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:040389:77 общей площадью 2341 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Ленинский район, в 100 метрах на северо-восток от АЗС по улице Александровской, 72, по состоянию на 01.01.2007 равной его рыночной стоимости на указанную дату в размере 2 554 000 руб.
Согласно статье 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Определением суда от 02.02.201 произведена замена ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике на федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике (статья 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 02.12.2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:040389:77 площадью 2341 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, город Ижевск, Ленинский район, в 100 метрах на северо-восток от АЗС по улице Александровской, 72, установлена равной его рыночной стоимости в сумме 2 554 000 руб.
Истцы с принятым решением не согласны обжалуют его в апелляционном порядке, просят решение суда изменить в части отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка с 01.01.2007, просят установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 2 554 000 руб. с 01.01.2007. В апелляционной жалобе истцы считают, что действующее законодательство не содержит запрета на применение кадастровой стоимости, установленной решением суда, для того периода, на который рассчитана эта стоимость.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, направило в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером 18:26:040389:77 общей площадью 2341 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Ленинский район, в 100 метрах на северо-восток от АЗС по улице Александровской, 72, что следует из свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 11-12).
На основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:040389:77 определена в размере 41 866 373 руб. 77 коп. по состоянию на 01.01.2007
По мнению истцов, кадастровая стоимость указанного земельного участка, утвержденная Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, превышает его рыночную стоимость.
В подтверждение несоответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости истцы представили отчет Автономной некоммерческой организации "Агентство судебных экспертиз по УР" от 18.06.2013 N 132-ЧЛ-13, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:040389:77 по состоянию на 01.01.2007 составляет 2 554 000 руб. (л.д. 15-56).
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Представленный истцом отчет Автономной некоммерческой организации "Агентство судебных экспертиз по УР" от 18.06.2013 N 132-ЧЛ-13 подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0301015:9 существенно превышает его рыночную стоимость.
Согласно заключению саморегулируемой организации оценщиков "НП "Межрегиональный союз оценщиков" 28.06.2013 N 457/06/02-13 отчет Автономной некоммерческой организации "Агентство судебных экспертиз по УР" от 18.06.2013 N 132-ЧЛ-13 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д.57-67).
В отсутствие иных доказательств суд первой инстанции признал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:040389:77 равной его рыночной стоимости в размере 2 554 000 руб. по состоянию на дату, указанную в отчете оценщика от 18.06.2013 N 132-ЧЛ-13 (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод истцов о том, что поскольку пересмотр кадастровой стоимости производится на дату, на которую она была установлена - 01.01.2007, следовательно, и применяться она должна с указанной даты, подлежит отклонению.
В исковом заявлении содержится требование об установлении кадастровой стоимости равной рыночной по состоянию на 01.01.2007, а не с 01.01.2007.
В мотивировочной части решения сделан вывод, о том, что действие принятого по настоящему делу решения не может распространяться на правоотношения, предшествующие его принятию.
Между тем, помимо материально-правовых требований об установлении кадастровой стоимости принадлежащих обществу земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, требования, основанные на иных гражданско-правовых отношениях либо налоговых правоотношениях, в предмет данного спора не входили.
Учитывая изложенное, вывод суда является излишним, но не повлек принятие неправильного решения.
Отсутствие в резолютивной части решения указания даты, по состоянию на которую определялась рыночная стоимость земельного участка, не влечет изменение решения. Из мотивировочной части решения следует, что кадастровая стоимость земельного участка признана равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007.
Кроме того, ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрен механизм устранения неясности судебного акта, который не предполагает его отмену или изменение и может быть использован истцами при наличии предусмотренных законом оснований.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного кодекса Российской Федерации, являются основаниями отмены принятого судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда изменению не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе истцов отнесена на истцов в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 декабря 2013 года по делу N А71-10665/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Е.О. Никольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-10665/2013
Истец: Ип Клековкин Дмитрий Владимирович, Ип Шаяхметов Фаниль Фаилевич
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Удмуртской Республике", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала в Удмуртской Республике