г. Самара |
|
07 марта 2014 г. |
Дело N А55-15559/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Беловой А.А.,
с участием:
от Государственного казенного учреждения "Поисково-спасательная служба Самарской области" - представителей Бирюковой Н.С. (доверенность от 13.01.2014 г.), Синниковой Е.Д. (доверенность от 13.01.2014 г.),
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представителя Объедковой И.В. (доверенность от 09.01.2014 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения "Поисково-спасательная служба Самарской области"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2013 года по делу N А55-15559/2013 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению Государственного казенного учреждения "Поисково-спасательная служба Самарской области" (ИНН 6317044840, ОГРН 1026301423917), Самарская область, г. Самара,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Самарская область, г. Самара,
о признании незаконными действий и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение "Поисково-спасательная служба Самарской области" (далее - ГКУ "ПСС СО", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство, ответчик) по проведению аукциона по приобретению права на заключение договоров водопользования участком акватории для размещения понтонных сооружений под отстой маломерного спасательного флота: река Кривуша (Саратовское водохранилище) на 9 км. от устья в районе ул. Набережной, г.о. Новокуйбышевск, площадь акватории водного объекта 0,00225 км. в кв., об обязании.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГКУ "ПСС СО" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, указывая на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение суда от 18.10.2013, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя без удовлетворения по основаниям, приведенным в возражениях на апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Как усматривается из материалов дела, ГКУ "ПСС СО" заявлением от 19.06.2013 N 27/9339 обратилось в министерство за предоставлением в пользование р.Кривуша (Саратовское водохранилище) на 9 км от устья в районе ул.Набережная, г.о.Новокуйбышевск Самарской области для использования акватории водного объекта с целью размещения понтонных сооружений под отстой маломерного спасательного флота (понтонные сооружения в количестве 5 штук размерами 11мЧ2,7-м - 3 шт., 8мЧ8м -1 шт, 25мЧ5м -1 шт., понтоны выполнены из металлических труб d 530 мм с деревянным настилом толщиной 50 мм, к понтонным сооружениям прикреплены пауки размерами 8мЧ4м - 2шт, 6,5мЧ4м - 1шт, 5,5мЧЗ,5-м - 6шт., крепление понтонов осуществляется растяжками на якорях. Площадь акватории 0,00225 км2. Срок водопользования с 01.06.2013 по 01.06.2033.
Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области выдано извещение от 28.06.2013 N 27-04-01/8855 о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договоров водопользования.
В указанном извещении Министерство известило заявителя о том, что в соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" право на заключение договора водопользования на р.Кривуша (Саратовское водохранилище) на 9 км от устья в районе ул.Набережная, г.о.Новокуйбышевск Самарской области площадь акватории 0,00225 км2. должно быть приобретено на аукционе.
В названном сообщении также указано, что информация о проведении аукциона будет размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.torgi.gov.ru.
Считая свои права нарушенными, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Оспаривая действия ответчика, заявитель ссылается на то, что заявленный участок акватории необходим заявителю для размещения понтонных сооружений под отстой маломерного спасательного флота, принадлежащего Государственному казенному учреждению "Поисково-спасательная служба Самарской области".
В соответствии с частью 2 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
Согласно части 3 статьи 16 ВК РФ порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользовании" утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, а также форма примерного договора водопользования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе и о проведении аукциона" утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.
Правила подготовки и заключения договора водопользования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее - водный объект), предоставляются в пользование для:
а) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
б) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
в) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.
Действие настоящих Правил не распространяется на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (п.2).
Согласно пункту 4 указанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее - заявитель), в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, обращаются в один из органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил (далее - уполномоченный орган), по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее заявление).
В соответствии с пунктом 6 Правил подготовки и заключения договора водопользования утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, форма заявления утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В целях реализации пункта 6 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 11, ст. 1033), Приказом Министерством природных ресурсов от 23.04.2008 N 102 утверждена форма заявления о предоставлении водного объекта в пользование.
Как следует из материалов дела, поданное Государственным казенным учреждением "Поисково-спасательная служба Самарской области" в Министерство заявление было составлено по форме, утвержденной Приказом Минприроды РФ от 23.04.2008 N 102 "Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование".
Согласно пункту 22 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 165уполномоченный орган в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления документов:
а) рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом;
б) определяет условия использования водного объекта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти;
в) утратил силу -Постановление Правительства РФ от 11.10.2012 N 1039
г) при признании возможным использования водного объекта: в соответствии с пунктами 8 и 12 настоящих Правил - оформляет в 2 экземплярах договор водопользования и после подписания указанного договора уполномоченным должностным лицом представляет его заявителю на подпись непосредственно или направляет письмом с уведомлением о вручении; в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил - размещает на своем официальном сайте в сети Интернет или опубликовывает в официальном печатном издании сообщение о приеме документов от других претендентов на предоставление в пользование акватории водного объекта, указанной заявителем в представленных им документах, а также о заявленной цели ее использования, месте расположения, наименовании водного объекта и его характеристиках. Если у муниципального образования нет официального сайта в сети Интернет или официального печатного периодического издания, сообщение размещается на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено указанное муниципальное образование. Эта информация является общедоступной;
д) при признании невозможным использования водного объекта для заявленной цели направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели.
Пунктом 23 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, предусмотрено, что после рассмотрения документов о предоставлении в пользование акватории водного объекта при положительной оценке возможности ее использования для заявленной цели документы от иных претендентов на предоставление этой акватории водного объекта для указанной цели могут быть представлены в 30-дневный срок с даты размещения на официальном сайте в сети Интернет или опубликования в официальном печатном издании уполномоченного органа сообщения о приеме документов от иных претендентов.
Поступившие в течение этого срока документы рассматриваются в порядке, установленном этими Правилами.
В случае если имеется несколько претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, он подготавливается к заключению в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230.
В пункте 23 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, также указано, что если документы от других претендентов не поступили, уполномоченный орган в течение 5 дней с даты окончания срока подачи документов оформляет договор водопользования с заявителем в соответствии с этими Правилами.
Таким образом, в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230, договор на предоставление в пользование акватории водного объекта заключается в том случае, если появилось несколько претендентов на право заключения договора водопользования.
Согласно пункту 1 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230, эти Правила определяют порядок организации и проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Следовательно, основными критериями, определяющими заключение договора водопользования на основании Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230, являются разметка границ акватории водного объекта при размещении на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также иное обустройство акватории водного объекта именно в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Между тем по настоящему делу не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости разметки границ участка акватории водного объекта, о предоставлении которого в пользование просило общество, и о его намерении обустроить этот участок акватории водного объекта в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Как следует из материалов дела, в нарушение установленных законодательством Российской Федерации правил Министерство, не размещая сообщения о поступлении заявления на предоставление акватории в пользование и приеме документов от других претендентов, принял решение о проведении аукциона и разместил извещение о проведении аукциона, направив в адрес заявителя извещение от 28.06.2013 N 27-04-01/8855 о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, тем самым нарушив установленный порядок предоставления акватории водного объекта в пользование, а также право заявителя на заключение договора водопользования акваторией водного объекта для размещения принадлежащих заявителю маломерных спасательных судов без проведения аукциона.
При указанных обстоятельствах оспариваемые действия ответчика не соответствуют положениям закона и нарушают права заявителя.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что Министерство должно рассмотреть заявление Государственного казенного учреждения "Поисково-спасательная служба Самарской области" о заключении договора водопользования вышеуказанным участком акватории водного объекта в порядке и сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования".
Ссылка Министерства и суда первой инстанции на то, что общество обратилось с заявлением о предоставлении в пользование акватории водного объекта, а не водного объекта, не может быть принята во внимание.
Как уже отмечено, заявление, поданное обществом в Министерство, было составлено по форме, утвержденной Приказом Минприроды РФ от 23.04.2008 N 102 "Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование".
Более того, в оспариваемом извещении Министерство не ссылалось на указанное обстоятельство в обоснование своего вывода о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.
Ссылки суда первой инстанции то, что Министерством не принимались какие либо действия по проведению аукциона, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем Министерства пояснено, что дальнейшие действия по проведению аукциона не осуществлялись в целях избежания отмены аукциона в случае удовлетворения требований заявителя. В данном деле установлено, что ответчик, в нарушение требований закона принял решение о проведении аукциона, направив в адрес заявителя извещение от 28.06.2013 N 27-04-01/8855.
С учетом изложенного, направление заявителю Извещения, суд апелляционной инстанции расценивает как начало административной процедуры по организации и проведению аукциона, временный отказ от продолжения которой (приостановление) вызван возникновением и рассмотрением настоящего судебного спора.
Кроме того, заявителем в материалы настоящего дела, во исполнение определения Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013, представлены постановление Главы городского округа Самара от 10.02.2014 N 323 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 63:04:0201028, площадью 1447 кв.м, расположенного: Самарская область, г.Новокуйбышевск, ул. Набережная для размещения объектов спасательных пунктов", документы в отношении строений, расположенных на земельном участке, прилегающем к спорному участку акватории.
Вышеуказанные действия Министерства нарушают установленный порядок предоставления акватории водного объекта в пользование, а также право заявителя на заключение договора водопользования акваторией водного объекта для размещения маломерных спасательных судов возле находящегося в его пользовании земельного участка без проведения аукциона.
Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с выводами, содержащимися в судебных актах по подобным делам (судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу N А55-17120/2012 (Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-7571/13 отказано в передаче этого дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора), по делу А55-13620/2013, судебные акты судов первой и апелляционной инстанций по делу N А55-14796/2012 и др.).
Принимая во внимание, вышеизложенное, суд апелляционной инстанции отменяет решение и удовлетворяет заявленные Государственным казенным учреждением "Поисково-спасательная служба Самарской области" требования.
В соответствии с часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Указание ГКУ "ПСС СО" в заявлении на обязание ответчика устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем отмены проведения аукциона, является не самостоятельным требованием, а определением, в силу норм ч. 5 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, способа, который, по мнению заявителя, может устранить допущенные нарушения его прав и интересов. Между тем, в силу ч. 5 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право определения способа устранения допущенных нарушений прав и интересов заявителя принадлежит суду, и с учетом установленных конкретных обстоятельств настоящего дела, суд апелляционной инстанции в качестве такового указывает на необходимость рассмотрения заявления Государственного казенного учреждения "Поисково-спасательная служба Самарской области" на заключение договора водопользования на указанный объект водопользования в порядке и сроки, установленные Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования".
Государственная пошлина в размере 1 000 рублей подлежит возврату ГКУ "ПСС СО" из федерального бюджета, как излишне уплаченная по платежному поручению от 28.10.2013 N 2315. Расходы по уплате заявителем государственной пошлины в суд первой и апелляционной инстанции в размере 3000 руб. подлежат, в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, взысканию с Министерства в пользу заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2013 года по делу N А55-15559/2013 отменить, принять новый судебный акт.
Заявленные Государственным казенным учреждением "Поисково-спасательная служба Самарской области" требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по организации и проведению аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования участком акватории для размещения понтонных сооружений под отстой маломерного спасательного флота: река Кривуша (Саратовское водохранилище) на 9 км от устья в районе ул. Набережной, г.о. Новокуйбышевск, площадь акватории водного объекта 0,00225 км. в кв.
Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области устранить допущенные нарушения прав и интересов Государственного казенного учреждения "Поисково-спасательная служба Самарской области", путем рассмотрения заявления Государственного казенного учреждения "Поисково-спасательная служба Самарской области" на заключение договора водопользования на указанный объект водопользования в порядке и сроки, установленные Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования".
Возвратить Государственному казенному учреждению "Поисково-спасательная служба Самарской области" (ИНН 6317044840, ОГРН 1026301423917), Самарская область, г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 28.10.2013 N 2315.
Взыскать с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Самарская область, г. Самара, в пользу Государственного казенного учреждения "Поисково-спасательная служба Самарской области" (ИНН 6317044840, ОГРН 1026301423917), Самарская область, г. Самара, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15559/2013
Истец: Государственное казенное учреждение "Поисково-спасательная служба Самарской области"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области