город Омск |
|
04 марта 2014 г. |
Дело N А81-2908/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.
судей Веревкина А.В., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кундос Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11733/2013) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 октября 2013 года по делу N А81-2908/2013 (судья Чорноба В.В.),
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "ВМ Недвижимость" (ИНН 7204178468, ОГРН 1127232008837) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости и обязании внести сведения в государственный реестр недвижимости, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации города Ноябрьска, Администрация муниципального образования город Ноябрьск, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа,
судебное заседание проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВМ Недвижимость" (далее - ООО "ВМ Недвижимость", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", учреждение, ответчик) о признании кадастровой стоимости земельного участка площадью 19 987 кв.м. с кадастровым номером 89:12:11-11-02:0027, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для содержания и эксплуатации РММ, бокса для легкового транспорта, холодного склада, расположенного по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, промузел, "Пелей", панель II, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 в размере 10 013 000 руб., об обязании ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 89:12:11-11-02:0027 равной его рыночной стоимости с 01.01.2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации города Ноябрьска, Администрация муниципального образования город Ноябрьск, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 октября 2013 года по делу N А81-2908/2013 иск удовлетворен, кадастровая стоимость земельного участка площадью 19 987 м.кв. с кадастровым номером 89:12:11 11 02:0027 признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 в размере 10 013 000 руб. Суд обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости с момента вступления в силу решения суда.
Не соглашаясь с решением суда, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении иска отказать.
Податель жалобы отмечает, что в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 89:14:020101:50 установлена по состоянию на 01.01.2012, а рыночная стоимость согласно отчёту об оценке N 22/13 от 30.05.2013 определена по состоянию на 01.01.2013. Дата определения рыночной стоимости земельного участка не соответствует дате, на которую установлена его кадастровая стоимость, то есть, нарушены требования статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ. Указывает, что позиция, согласно которой дата определения рыночной стоимости земельного участка должна совпадать с датой определения кадастровой стоимости земельного участка, изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 28.06.2011 N 913/11.
Ссылается на то, что отчёт об оценке N 22/13 от 30.05.2013, подготовленный ООО "Регион-Оценка", составлен с нарушением пункта 19 Федерального стандарта оценки N 1, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, согласно которому оценщик при проведении оценки не может использовать информацию о событиях, произошедших после даты оценки. В отчёте в сравнительном анализе объекта оценки и объектов-аналогов на странице 40 указан май 2013 года объектов-аналогов 2 и 3, что является недопустимым.
ООО "ВМ Недвижимость" в поступившем в дело отзыве просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьими лицами отзывы не представлены.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебное заседание не явились.
От ООО "ВМ Недвижимость" поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя общества.
На основании части 3, части 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
Как следует из материалов дела, 14 апреля 2006 года между Ноябрьским городской департамент по имуществу Администрации города Ноябрьска (арендодатель) и ООО "Авто Град" (арендатор) заключен договор аренды N 126-06, по условиям которого арендатору предоставлен земельный участок общей площадью 19 987 кв.м. с кадастровым номером 89:11:11-11-02:0027, расположенный по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, промузел Пелей, панель II, для содержания и эксплуатации РММ, бокса для легкового автотранспорта и холодного склада.
Договор аренды заключен сроком на 49 лет.
Договор зарегистрирован 13.06.2006 в Ноябрьском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Седьмого сентября 2007 года Ноябрьским городским департаментом по имуществу, ООО "АвтоГрад" и ООО "Машинный двор" заключено соглашение о перемене лиц в обязательстве, согласно которому по которому ООО "Машинный двор" приняты на себя права и обязательства арендатора по договору аренды N 126-06 от 14.04.2006.
Соглашение зарегистрировано 11.10.2007 в Управлении Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись за N 89-72-56/015/2007-207.
Впоследствии ООО "Машинный двор" переименовано в ООО "Меридиан-П".
Между ООО "Меридиан-П" (продавец) и ООО "ВМ Недвижимость" (покупатель) 16 мая 2012 года заключен договор N 1605-01, в соответствии с которым покупатель приобрел у продавца имущество, перечень которого указан в приложении N 1, а именно: бокс для легкового автотранспорта, здание РММ и холодный склад.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка его кадастровая стоимость составляет 40 975 948,31 руб. Кадастровая стоимость определена в соответствии с удельными показателями кадастровой стоимости земель, утвержденными Приказом Департамента имущественных отношений ЯНАО от 21.12.2012 N 1000 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории ЯНАО" (выписка из государственного кадастра недвижимости от 11.04.2013, выданная филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ЯНАО - т. 1 л.д. 112).
Ссылаясь на статьи 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, статью 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, указывая, что в случаях наличия рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, ООО "ВМ Недвижимость" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, которая также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ, в который включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Законодательство, подлежащее применению в настоящем случае, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиумом ВАС РФ указано на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ. При этом Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Несмотря на то, что Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 по делу N А11-5098/2010.
В соответствии с пунктом 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, считается определенной.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 89:11:11-11-02:0027 в размере 40 975 948 руб. 31 коп. определена по состоянию на 01.01.2012 на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Приказом Департамента имущественных отношений ЯНАО от 21.12.2012 N 1000 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
Согласно выполненному ООО "Регион-Оценка" отчету N 22/13 от 30.05.2013, рыночная стоимость земельного участка в размере 10 013 487 руб. определена по состоянию на 01.01.2013.
То есть, рыночная стоимость определена на иную дату, чем кадастровая стоимость участка, что не соответствует вышеприведенным номам действующего законодательства и разъяснениям, изложенным в постановлениях Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 и 25.06.2013 N 10761/11.
Довод истца о том, что определение рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012 года с учетом того, что приказ департамента имущественных отношений N 1000 об утверждении результатов кадастровой оценки вступил в силу с 01.01.2013 года, не являлось бы актуальным, следует отклонить в силу вышеизложенного.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 октября 2013 года по делу N А81-2908/2013 подлежит отмене на основании пункта 1 части 2 статьи 270 АПК РФ.
На основании статьи 110 АПК РФ в связи с удовлетворением апелляционной жалобы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" уплаченная учреждением государственная пошлина в сумме 2 000 руб. подлежит возмещению подателю жалобы с истца.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 октября 2013 года по делу N А81-2908/2013 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ВМ Недвижимость" в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ямало-Ненецкому автономному округу судебные расходы в сумме 2000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ВМ Недвижимость" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4000 руб., излишне уплаченную при подаче иска платежным поручением N 712 от 20.06.2013.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2908/2013
Истец: ООО "ВМ Недвижимость"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Администрация муниципального образования город Ноябрьск, Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации города Ноябрьска, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии" по ЯНАО