г. Томск |
|
13 марта 2014 г. |
Дело N А27-14922/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Е.В. Афанасьевой,
судей Т.Е. Стасюк, Е.Г. Шатохиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Кузьминым,
при участии в заседании - без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЛэнд" (апелляционное производство N 07АП-1642/2014)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09 января 2014 года (судья И.А. Новожилова)
по делу N А27-14922/2013
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоЛэнд" (ОГРН 1074217008360, ИНН 4217097588)
о взыскании 10 672 531,53 рублей платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее - Управление Росприроднадзора по Кемеровской области) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЛэнд" (далее - ООО "ЭкоЛэнд", общество) 10 672 531,53 рублей платы за негативное воздействие на окружающую среду.
До принятия решения по существу спора заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил свои требования, просил взыскать с общества 9 672 531,53 рублей (л.д. 69-70).
Заявление обосновано статьями 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и мотивировано наличием у общества задолженности по обязательному платежу за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2012 года, 1-2 кварталы 2013 года.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09 января 2014 года заявление удовлетворено, с ООО "ЭкоЛэнд" взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2012 года, 1-2 кварталы 2013 года в сумме 9 672 531,53 рублей.
Не согласившись с состоявшимся решением, ООО "ЭкоЛэнд" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Управления Росприроднадзора по Кемеровской области.
По мнению общества, на него не может быть возложена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку такое воздействие оказывается контрагентами общества, в ходе деятельности которых образуются отходы; общество осуществляет утилизацию отходов, а не их производство. Обращение Управления с настоящим заявлением является злоупотреблением правом.
От Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области поступил отзыв на апелляционную жалобу с указанием на ее необоснованность. Истец поддерживает доводы искового заявления, ссылается на представление ответчиком расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, на сведения расчетов, на заключение ответчиком договоров оказания услуг утилизации отходов с организациями, размещаемых ООО "ЭкоЛэнд", на осуществление деятельности по размещению отходов и наличие обязанности по внесению платы, которая уплачена не в полном объеме.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили, ходатайств об отложении заседания не поступало, от истца поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие в заседании его представаителя.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся представителей участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "ЭкоЛэнд" на основании лицензии осуществляет на территории Кемеровской области сбор, транспортировку и размещение твердых бытовых отходов, принимаемых со сторонних организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами.
В связи с осуществляемой деятельностью ООО "ЭкоЛэнд" представляло в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2012 года, 1-2 кварталы 2013 года (л.д. 14-26).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду внесена обществом не в полном размере, задолженность ООО "ЭкоЛэнд" за указанный период составила 9 672 531,53 рублей, что отражено в карточке лицевого счета плательщика (л.д. 72-73).
В связи с наличием у общества задолженности Управление Росприроднадзора по Кемеровской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что общество в спорный период занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", и обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Выводы суда соответствуют закону и обстоятельствам дела.
Статьей 16 Закона об охране окружающей среды установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе размещение отходов производства и потребления.
Согласно пункту 3 статьи 16 названного Закона порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закона об охране окружающей среды установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок распределения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).
Указанный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 2 Порядка устанавливается два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
В соответствии с пунктом 9 Порядка перечисление средств за загрязнение окружающей природной среды осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" расчет представляется самими плательщиками (хозяйствующими субъектами) в соответствующее Управление Росприроднадзора субъекта Российской Федерации.
Согласно представленным плательщиком расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду и сведениям о платежах задолженность ООО "ЭкоЛэнд" за 2-4 кварталы 2012 года, 1-2 кварталы 2013 года составляет 9 672 531,53 рублей.
Поскольку общество не представило доказательств уплаты сбора за негативное воздействие на окружающую среду в полном размере, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Управления Росприроднадзора по Кемеровской области.
Довод ООО "ЭкоЛэнд" о том, что оно не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку осуществляет сбор и утилизацию отходов, а не их производство, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
В настоящем случае ООО "ЭкоЛэнд" является специализированной организацией, деятельность которой связана с размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами ФЗ "Об отходах производства и потребления". В этой связи именно общество является плательщиком сбора за негативное воздействие на окружающую среду.
Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08.
Довод общества о злоупотреблении правом со стороны Управления Росприроднадзора по Кемеровской области при обращении с настоящим заявлением подлежит отклонению, так как требование о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду предъявлено Управлением в соответствии с его компетенцией и сложившимся порядком определения плательщика названного публично-правового платежа.
Принимая во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - неподлежащей удовлетворению.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя - ООО "ЭкоЛэнд".
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09 января 2014 года по делу N А27-14922/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
Т.Е. Стасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14922/2013
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области
Ответчик: ООО "ЭкоЛэнд"