г. Самара |
|
14 марта 2014 г. |
Дело N А65-21827/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И.,
с участием:
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан - Шигабетдинова Р.Р. (доверенность от 23 января 2013 года N 555),
без участия Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан и общества с ограниченной ответственностью "Тимер-К" извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 ноября 2013 года по делу N А65-21827/2013, судья Абдуллаев А.Г., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тимер-К" (ОГРН 1041648605349, ИНН 1623007920) г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения N 2.11/797а от 01.07.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
общество с ограниченной ответственности "Тимер-К" (далее - общество, ООО "Тимер-К") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, Межрайонная ИФНС России N 5 по Республике Татарстан) от 01.07.2013 N 2.11/797а о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрайонная ИФНС России N 5 по Республике Татарстан обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применений норм материального права, и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
ООО "Тимер-К" отзыв на апелляционную жалобу не предоставило.
В судебном заседании представитель Межрайонная ИФНС России N 5 по Республике Татарстан поддержал доводы апелляционной жалобы. При этом представитель пояснил, что согласно сведениям, представленным в налоговый орган Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:09:010139:64, принадлежащего ООО "Тимер-К" в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 внесена в кадастр 10.12.2012.
Иные участники процесса явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ООО "Тимер-К" и УФНС России по Республике Татарстан.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией поведена камеральная налоговая проверка ООО "Тимер-К" на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, по результатам проверки вынесено решение N 2.11/797а от 01.07.2013, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 6 102 руб. Данным решением обществу доначислено и предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2012 в размере 30 510 руб. и пени - 1 141 руб.
Основанием для начисления вышеуказанной суммы налога явился установленный в ходе камеральной налоговой проверки факт занижения обществом налоговой базы вследствие исчисления суммы налога на земельный участок с кадастровыми номерами 16:09:010139:64 исходя из рыночной стоимости в размере 565 200 руб., в то время по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость данного участка по данным ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" составила 2 599 200 руб.
Решение Инспекции было обжаловано обществом в апелляционном порядке в УФНС России по Республике Татарстан, которое решением от 04.09.2013 оставило жалобу общества без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции от 01.07.2013 N 2.11/797а, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным решение налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что произведенное обществом в 2013 году исчисление земельного налога за 2012 год с учетом измененной кадастровой стоимости земельного участка является верной, так как решением арбитражного суда от 21.06.2012 по делу N А65-10193/2012 охватывается весь налоговый период, начиная с 01.01.2012.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочными данные выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:09:010139:64, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Арск, ул. Крайняя 15/3.
Налоговым органом расчет земельного налога за 2012 произведен исходя из полученных сведений от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республики Татарстан, из кадастровой стоимости данного земельного участка 2 599 200 руб.
Согласно пунктам 1, 3 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 по делу N А65-10193/2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012, установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:09:010139:64 в размере 565 200 руб. с внесением изменения в сведения государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельного участка.
Как установлено апелляционным судом, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 по делу N А65-10193/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером внесена в кадастр 10.12.2012.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 10.12.2012. До указанной даты, в силу статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Учитывая, что в данном случае изменение стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), для целей налогообложения изменилось в течение налогового периода в связи с изменением результатов государственной кадастровой оценки земли, а также положения подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с которым налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, апелляционный суд считает, что неполная уплата обществом суммы земельного налога за 2012 год в результате занижения налоговой базы составляет 27 964 руб. (2 599 200 (кадастровая стоимость утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102)* 0,9166 (коэф. владения (11:12 месяцев) = 35 736 - 8 478 (налог исчисленный налогоплательщиком) = 27 258 руб.; 565 200 (измененная кадастровая стоимость внесенная в кадастр 10.12.2012)* 0,0833 (коэф. владения (1:12 месяцев) = 706 руб.).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что решение Инспекции от 01.07.2013 N 2.11/797а является недействительным в части начисления земельного налога в сумме 2 546 руб. (30 510 руб. - 27 964 руб.), соответствующих сумм пеней и налоговых санкций.
Позиция суда первой инстанции о том, что решением арбитражного суда по делу N А65-10193/2012 охватывается весь налоговый период, начиная с 01.01.2012, в силу вышеуказанных норм, основана на ошибочном толковании норм налогового законодательства.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права, с принятием нового судебного акта о частичном удовлетворении требований ООО "Тимер-К".
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 ноября 2013 года по делу N А65-21827/2013 отменить, принять новый судебный акт.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан N 2.11/797а от 01.07.2013 в части начисления земельного налога в сумме 2 546 руб., соответствующих сумм пеней и налоговых санкций.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
А.А. Юдкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21827/2013
Истец: ООО "Тимер-К", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Республике Татарстан,г.Казань
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара