г. Самара |
|
14 марта 2014 г. |
Дело N А65-22885/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года по делу N А65-22885/2013, судья Воробьев Р.М., принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Инвестиционная компания" (ОГРН 1091674000175, ИНН 1646024939) г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан, г. Елабуга, с участием третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконными решений,
установил:
закрытое акционерное общество "Инвестиционная компания" (далее - общество, ЗАО "Инвестиционная компания") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган) от 28.07.2013 N 1060/183.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.11.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применений норм материального права, и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие неявившихся сторон, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом 30.01.2013 налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 21.05.2013 N 1091.
На основании акта проверки и представленных обществом возражений, налоговым органом принято решение о привлечении к налоговой ответственности N 1060/183 от 28.06.2013, которым обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 1 164 683 руб., пени в размере 27 323,79 руб., а также привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа предусмотренного ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 145 050 руб.
Основанием для начисления вышеуказанной суммы налога явился установленный в ходе камеральной налоговой проверки факт занижения обществом налоговой базы вследствие исчисления суммы налога на земельные участки с кадастровыми номерами 16:18:140401:1696, 16:18:140401:1697 исходя из рыночной стоимости в размере 41 216 000 руб. и 7 134 000 руб., в то время как кадастровая стоимость данных участков установлена в размере 110 171 440 руб. и 15 824 068 руб. соответственно.
Решение Инспекции было обжаловано обществом в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, которое решением от 20.08.2013 N 2.14-0-18/018260@ оставило жалобу общества без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции N 1060/183 от 28.07.2013, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным решение налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из рыночной стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", а должен был руководствоваться вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2012 по делу N А65-19629/2012, распространив его действие с начала налогового периода 2012 года.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочными данные выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно пунктам 1, 3 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судом установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2012 по делу N А65-19629/2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012, установлена кадастровая стоимость для земельных участков с кадастровым номером 16:18:140401:1696 в размере 41 216 000 руб. и с кадастровым номером 16:18:140401:1697 в размере 7 134 000 руб.
Согласно части 5 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Следовательно, решение суда первой инстанции по делу N А65-19629/2012 вступило в законную силу 20.12.2012.
Из сообщения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республики Татарстан от 14.01.2013 N 212-05 следует, решение суда по делу N А65-19629/2012 органом кадастрового учета исполнено.
Исходя из положений ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по исчислению и уплате земельного налога по новой кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:18:140401:1696, 16:18:140401:1697, установленной решением первой инстанции по делу N А65-19629/2012 вступившим в законную силу 20.12.2012, возникает с января 2013 года.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 01.01.2013. До указанной даты, в силу статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Как усматривается из материалов дела, по данным ФГУ "Земельная кадастровая палата" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:18:140401:1696 на 2012 год составляет 110 171 440 руб. и с кадастровым номером 16:18:140401:1697 на 2012 составляет 15 824 068 руб.
При таких обстоятельствах налоговый орган обосновано произвел доначисление земельного налога за 2012 год из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров N 1102 от 24.12.2010.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных ЗАО "Инвестиционная компания" требований.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции, как основанное на неверном толковании норм материального права, и руководствуясь пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года по делу N А65-22885/2013 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Инвестиционная компания" о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан N 1060/183 от 28.07.2013 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
А.А. Юдкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22885/2013
Истец: ЗАО "Инвестиционная компания", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Республике Татарстан,г.Елабуга, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара