г. Москва |
|
12 марта 2014 г. |
Дело N А40-145129/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ЗАО "Связной Логистика"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 декабря 2013 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-145129/2013 судьи Каменской О.В.(21-997)
по заявлению ЗАО "Связной Логистика" (ОГРН 1057748731336, 115280, г.Москва, ул.Ленинская Слобода, 19)
к ИФНС России по Центральному району г.Тулы
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя: |
Божок К.А. по дов. от 01.01.2014 N СЛ-887; |
от ответчика: |
Ковтун И.В. по дов. от 19.12.2013 N 03-07/10844, Огородникова Т.Н. по дов. от 17.02.2014 N 03-07/01368; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16.12.2013, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении заявления ЗАО "Связной Логистика" о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России по Центральному району г.Тулы от 18.09.2013 N 000034 о привлечении Общества к административной ответственности по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ.
При принятии данного решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление и порядок его принятия соответствует закону, административным органом были установлены событие и состав правонарушения, в том числе вина Общества в совершении вмененного правонарушения. При этом суд первой инстанции посчитал соблюденными процедуру и срок привлечения к административной ответственности.
Не соглашаясь с данным решением, в апелляционной жалобе Общество просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В ч. 7 ст. 210 АПК РФ указывается, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения проверки полноты выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с населением, порядка ведения кассовых операций, соблюдения правил и условий работы с денежной наличностью ЗАО "Связной Логистика" по деятельности обособленного подразделения ЗАО "Связной Логистика", зарегистрированного в Инспекции, осуществляющего деятельность по адресу: г. Тула, пр. Ленина, 125 за период с 01.07.2013 по 01.08.2013, налоговым органом установлено нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности в сумме 46 766,01 руб.
18.09.2013 уполномоченным должностным лицом ИФНС России по Центральному району г.Тулы вынесено постановление N 000034 которым Общество признано виновным в совершении административного нарушения ответственность за которое, предусмотрена ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г.Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности данного постановления административного органа.
В соответствии с ч.1 ст.15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст.4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в компетенцию Банка России входит установление правил расчетов в Российской Федерации.
Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, доведенным до заинтересованных лиц Письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18, установлено, что предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения (п.7 Порядка N 40).
В соответствии с п. 3.3 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение) при ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) помимо приходного кассового ордера 0310001, указанного в абзаце первом настоящего пункта, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Пунктом 5.2 Положения определено, что записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.
Как указывалось выше, налоговым органом установлено нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности в сумме 46 766,01 руб.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам 10.07.2013 по контрольной кассовой технике ЯРУС 01 К заводской номер 14606 выручка согласно фискальному отчету N 843 составила 24 970 руб. В журнале кассира-операциониста 10.07.2013 в графе 14 сумма выручки равна 24 970 руб. В кассу обособленного подразделения денежные средства оприходованы 09.07.2013 по приходному кассовому ордеру NСЛ-90770-0000566 на сумму 24 870 руб. В кассу организации оприходовано 100 руб.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод Общества о том, что разница в указанной сумме, возникла из-за сбоя питания в терминале оплаты 09.07.2013 где произошло расхождение сумм в ФП и ЭКЛЗ, что подтверждается Заключением Центра технического обслуживания ЗАО "ЦРТ Сервис".
10.07.2013 по контрольно кассовой технике ЯРУС 01К заводской номер 14606 выручка согласно фискальному отчету N 0843 составила 24 970,00 руб.
В силу ст. 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" фискальная память представляет coбой комплекс программно-аппаратных средств в составе ККТ, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную регистрацию информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов в целях правильного исчисления налогов.
В соответствии с техническими требованиями к электронным ККМ, утвержденных протоколом заседания ГМЭК от 10.11.1994 N 14, фискальная память - это энергонезависимое хранению информации долговременное запоминающее устройство, предназначенное л регистрации итоговой ежедневной информации.
Таким образом фискальный отчет от 10.07.2013 свидетельствует о сумме выручки полученной в течение дня, то есть 24 970 руб., которая должна была быть оприходована полном объеме в кассу организации. А в кассу обособленного подразделения оприходовано денежные средства только на сумму 24 870 руб.
Как верно указал суд первой инстанции, если в процессе работы возникла неисправность аппарата, то кассир обязан выключить его попытаться определить характер неисправности организации необходимо обратиться в центр технического обслуживания, с которым был заключен договор на техническое обслуживание. При это необходимо внести соответствующую запись в журнал учета вызовов технических специалистов регистрации выполненных работ (форма N КМ-8). Специалист ЦТО после осмотра ККТ сделав там запись о проведенных работах, об опломбировании и содержании оттиска клейма.
Специалист ЦТО указывает в журнале свою фамилию, имя, отчество и делает записи о опломбировании и содержании оттиска клейма, а также о проведенных работах.
Если кассовый аппарат передают в ремонт, а в представленном заключении видно, что касс передана в ремонт, то оформляют акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) ККТ в ремонт (форма N КМ-2).
В акте указывается причина технической неисправности, а также делается отметка о том, был ли затронут блок фискальной памяти.
Акт предусматривает отражение показаний главного суммирующего денежного и контрольного счетчиков до и после ремонта. Акт составляется при участии налогового инспектора, который должен удостовериться в правомерности внесенных в него данных Подписывают акт представитель налогового органа, специалист ЦТО, индивидуальный предприниматель, кассир - операционист. После оформления акта специалист ЦТО имеет праве приступить к ремонту ККТ.
Завершив ремонт ККТ, специалист ЦТО отражает в акте номер сменного отчета и итоговые показания суммирующего счетчика на момент возврата аппарата. Акт вновь скрепляется подписями. Один экземпляр остается у организации, другой передается в налоговый орган, а третий - в ЦТО. К последним двум экземплярам прилагаются заверенные копии чеков, подтверждающие достоверность зафиксированных в акте данных. ККТ пломбируется специалистом ЦТО, и аппарат вновь можно использовать в работе.
В пункте 3 представленного заключения указано, что контрольно кассовая техника принята ЦТО ЗАО "ЦРТ Сервис" Тульский филиал на техническое обслуживание и ремонт.
На какой срок была выведена ККТ для выявления неисправности установить невозможно так как в представленном заключении отсутствует дата заключения, показания до ремонта - на момент возникновения неисправности, после ремонта. Не внесены исправления в журнал кассира-операциониста.
Во время проведения проверки по факту сбоя питания в терминале за 09.07.2013 заключения Центра технического обслуживания ЗАО "ЦРТ Сервис", Акта по форме N КМ-2 Заявителем представлено не было.
18.07.2013 выручка по контрольно кассовой технике ШТРИХ-ФР-К заводской номер 165028 согласно фискальным отчетам составила 253687,05 руб. (N 1250 - 90731 руб., N1251 -162956,05 руб.). В журнале кассира - операциониста 18.07.2013 в графе 14 сумма выручки равна 162956,05 руб., в том числе сумма, оплаченная по документам, составила 1290,0 руб. В кассу обособленного подразделения денежные средства оприходованы 18.07.2013 по приходным кассовым ордерам 0310001 на сумму 247549,04 руб.:
-N СЛ - 90770-0000597 (приложение N 3 к отзыву) - 85882,99 руб.,
-N СЛ - 90770-0000600 (приложение N 20 к отзыву) - 161666,05 руб.
Таким образом, в кассу организации 18.07.2013 не оприходовано 4848,01 руб.
В своем заявлении Общество указывает, что сумма в размере 4 658,01 руб. поступила в распоряжение Заявителя путем перечисления в электронной форме в виде платежа по пластиковой карте и оприходованию не подлежала. Оставшаяся сумма в размере 190 руб. возвращена покупателю, что подтверждается актом о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам. Таким образом, данная сумма оприходованию не подлежала.
В Типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России от 30.08.1993 N 104 и действующих в части, не противоречащей Закону N 54-ФЗ, определены требования к работе кассира в течение смены.
Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 утверждены Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин (далее - Указания).
В соответствии с Указаниями форма N КМ-4 "Журнал кассира-операциониста" применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине организации, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков.
Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации и печатью.
Все записи в журнале ведутся кассиром-операционистом ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой без помарок. Если в журнал вносятся исправления, то они должны оговариваться и заверяться подписями кассира-операциониста, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации.
В журнал записываются показания счетчиков ККТ на начало и окончание рабочего дня. Разница между этими показателями является дневной выручкой. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром и отраженной в кассовом отчете.
После снятия с ККТ Z-отчета, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в журнале кассира-операциониста о показаниях денежных счетчиков на начало и конец смены (графы 6 и 9), а также о величине выручки (графа 10). Эти данные подтверждаются подписями кассира, старшего кассира или администратора (графы 7 и 8).
В графе 11 журнала записывают сумму выручки, сданную наличными, а в графах 12 и 13 раздела "Оплачено по документам" соответственно указывают сумму продаж по платежным карточкам (или другим документам) и количество соответствующих документов. Если таких операций не было, то необходимо поставить прочерк.
В графе 14 журнала указывается общая сумма выручки (графа 11 + графа 13). Сумма денег, выплаченная по возвращенным покупателями чекам, записывается в графу 15, на нее уменьшается сумма выручки контрольно-кассовой машины за данный день. В этой графе также отражается сумма денег по ошибочно пробитым кассовым чекам. В подтверждение этого оформляется акт о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам (форма N КМ-3), который составляется в одном экземпляре членами комиссии и вместе с погашенными чеками сдается в бухгалтерию организации (индивидуального предпринимателя) и хранится в документах за данное число. Возвращать деньги из денежного ящика ККТ можно только по чекам, пробитым в этот день.
Следовательно, в графе 11 (графа 10 - графа 13 - графа 15) указывается сумма наличных денежных средств за минусом сумм возвратов и сумм, оплаченных по документам.
Журнал кассира-операциониста должен отражать достоверную и полную информацию о полученной ежесменной выручке по каждой эксплуатируемой ККТ.
В представленном журнале за 18.07.2013 в графе 11 указана сумма 161666,05 руб., в графе 13 - 1290 руб., в графе 14 - 162956,05 руб.
Согласно представленным документам следует, что сумма, "пробитая" по чеку составила 90731 руб. (приложение N 2 к отзыву), в журнале кассира-операциониста она отсутствует, что является нарушением законодательства. Подтверждающих документов, о том, что сумма 4848,01 руб. оплачена по пластиковой карте, Заявителем не представлено.
Наличные денежные средства, оприходованные организацией в кассу 18.07.2013 по приходному кассовому ордеру N СЛ - 90770-0000597 в сумме 85882,99 руб. отсутствуют в журнале кассира-операциониста, что приводит к искажению данных и ставит под сомнение сумму фактической выручки, оприходованной Обществом.
20.07.2013 выручка по контрольной кассовой технике ШТРИХ-ФР-К заводской номер 165028 согласно фискальному отчету N 1253 составила 640 875,50. В журнале кассира-операциониста 20.07.2013 в графе 14 сумма выручки составила 232 000 руб. В кассу обособленного подразделения денежные средства оприходованы 20.07.2013 по приходному кассовому ордеру N СЛ-90770-0000605 на сумму 599 057,50 руб.
В обоснование своих требований Общество указывает, что оставшаяся сумма в размере 41 818 руб. поступила в распоряжение Заявителя путем перечисления в электронной форме в виде платежа по пластиковой карте и оприходованию не подлежала. Таким образом, денежные средства в сумме 46 766,01 руб. не подлежали оприходованию по приходным кассовым ордерам (абз. 9-10 стр. 2 заявления).
В соответствии со ст. 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Организации и предприниматели, применяющие ККТ для таких расчетов, обязаны выдавать покупателям в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки (ст.5 Закона N 54-ФЗ).
Вся выручка за проданные товары, оплаченные по платежным картам, должна пробиваться через контрольно-кассовые машины.
При этом суммы наличных денежных средств, переданные старшему кассиру в конце дня, не будут совпадать с показаниями счетчиков ККТ. Для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) применяется Журнал кассира-операциониста (унифицированная форма N КМ-4). Сумма выручки, полученной за товары, расчеты за которые производятся с использованием платежных карт, показывается в графе 13 формы N КМ-4 ("Сдано"/"Оплачено по документам").
20.07.2013 выручка по контрольно кассовой технике ШТРИХ-ФР-К заводской номер 165028 согласно фискальному отчету N 1253 составила 640 875,50 руб. В журнале кассира-операциониста 20.07.2013 в графе 14 сумма выручки равна 232 000 руб., в графе 13 стоит прочерк, т.е. ноль. В кассу обособленного подразделения денежные средства оприходованы 20.07.2013 по приходному кассовому ордеру N СЛ - 90770-0000605 на сумму 599057 руб.
Документов, подтверждающих оплату по пластиковым картам 20.07.2013 Обществом представлено не было.
Таким образом, расхождения данных фискальных отчетов, журнала кассира-операциониста, кассовой книги говорит о том, что 20.07.2013 в кассу организации не оприходовано 41 818 руб.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив, имеющиеся в деле доказательства, собранные административным органом в установленном законом порядке, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч.1 ст.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
При этом в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлено доказательств того, что у ЗАО "Связной Логистика" отсутствовала возможность для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина заявителя в совершении вменяемого правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Суд апелляционной инстанции, учитывая изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы, считает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, в действиях ЗАО "Связной Логистика".
С учетом требований ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание назначено налоговым органом в минимальном размере санкции, предусмотренной ч.1 ст.15.1 КоАП РФ.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, при производстве по делу об административном правонарушении порядок и сроки привлечения Общества к административной ответственности ответчиком не нарушены.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, постановление о привлечении к ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения предприятия к ответственности.
Исходя из вышесказанного, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление ИФНС России по Центральному району г.Тулы от 18.09.2013 N 000034 соответствует действующему законодательству, является законным и обоснованным.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются судом несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 декабря 2013 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-145129/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145129/2013
Истец: ЗАО "Связной Логистика"
Ответчик: ИФНС России по Центральному Району г. Тулы