г. Красноярск |
|
18 марта 2014 г. |
Дело N А33-18319/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" марта 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от ответчика ( Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю): Глущенко Д.А., представителя по доверенности от 10.12.2013 N 2.4-10/19982,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "26" декабря 2013 года по делу N А33-18319/2013, принятое судьей Кужлевым А.В.,
установил:
Кайсин Вячеслав Викторович и Логинов Константин Павлович, вступивший в дело на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве созаявителя, обратились в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю (далее - управление, ответчик) об отмене решения от 25.09.2013 N 27-02/17/15022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Виктория", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Р-Стройфакт", общество с ограниченной ответственностью "Региональная производственно-строительная компания", общество с ограниченной ответственностью "Радиус", общество с ограниченной ответственностью "Промстройвентеляция", общество с ограниченной ответственностью "ОРИОН", общество с ограниченной ответственностью "ОптимумСтройКонстанта", общество с ограниченной ответственностью "АРГУС", общество с ограниченной ответственностью "АГРО-ЛЕС", общество с ограниченной ответственностью "Амега-М" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 декабря 2013 года заявление Кайсина Вячеслава Викторовича, Логинова Константина Павловича удовлетворено, признано незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю от 25.09.2013 N 2.7-02/17/15022@ об отмене решений межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю о государственной регистрации и признании недействительными записей, внесенных межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц на основании указанных решений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Виктория". Суд обязал Управление Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Кайсина Вячеслава Викторовича, Логинова Константина Павловича. Суд взыскал с Управления Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю в пользу Кайсина Вячеслава Викторовича 200 рублей судебных расходов на уплату государственной пошлины.
Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласно, ссылается на наличие у управления полномочий по отмене решений нижестоящих налоговых органов, в том числе в сфере государственной регистрации, на основании статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
Управление считает, что у заявителей, личность которых не устанавливалась судом, отсутствуют полномочия для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, поскольку они не являются участниками спорных правоотношений; представленные заявления подписаны неуполномоченными лицами.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю (далее межрайонная ИФНС N 23) представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
В Третий арбитражный апелляционный суд поступило заявление Логинова К.П. об отказе от заявленных требований. В заявлении не указаны паспортные данные и место жительства Логинова К.П., к заявлению не приложены копии документов, удостоверяющих личность Логинова К.П., правовое положение в ООО "Виктория".
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство Логинова Константина Павловича о вступлении в дело в качестве созаявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждый из истцов или ответчиков по отношению к другой стороне выступает в процессе самостоятельно.
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В силу части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства и нормы права, а также то, что прекращение производства по делу нарушает права второго заявителя, ООО "Виктория" и других лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не может принять отказ Логинова К.П. от заявленных требований и рассматривает дело по существу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "Виктория" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в связи с его созданием на основании решения межрайонной ИФНС N 6 по Красноярскому краю Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам N Р394А от 18.08.2006 за ОГРН 1062447008579.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) учредителем ООО "Виктория" является Логинов Константин Павлович.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ учредителем ООО "АРГУС" является Кайсин Вячеслав Викторович.
Единственный участник ООО "Виктория" 19.01.2013 принял решение реорганизовать ООО "Виктория" в форме присоединения к нему ООО "Амега-М", ООО "ОптимумСтрой-Константа", ООО "АРГУС", ООО "ОРИОН", ООО "Промстройвентеляция", ООО "Радиус", ООО "Региональная производственно-строительная компания", ООО "Р-СтройФакт", ООО "АГРО-ЛЕС".
Единственный участник ООО "АГРО-ЛЕС" 19.01.2013 принял решение реорганизовать ООО "АГРО-ЛЕС" в форме присоединения к ООО "Виктория" совместно с ООО "Амега-М", ООО "ОптимумСтройКонстанта", ООО "АРГУС", ООО "ОРИОН", ООО "Промстройвентеляция", ООО "Радиус", ООО "Региональная производственно-строительная компания", ООО "Р-СтройФакт".
Единственный участник ООО "Амега-М" 19.01.2013 принял решение реорганизовать ООО "Амега-М" в форме присоединения к ООО "Виктория" совместно с ООО "АГРО-ЛЕС", ООО "ОптимумСтройКонстанта", ООО "АРГУС", ООО "ОРИОН", ООО "Промстройвентеляция", ООО "Радиус", ООО "Региональная производственно-строительная компания", ООО "Р-СтройФакт".
Единственный участник ООО "АРГУС" 19.01.2013 принял решение реорганизовать ООО "АРГУС" в форме присоединения к ООО "Виктория" совместно с ООО "Амега-М", ООО "ОптимумСтройКонстанта", ООО "АГРО-ЛЕС", ООО "ОРИОН", ООО "Промстройвентеляция", ООО "Радиус", ООО "Региональная производственно-строительная компания", ООО "Р-СтройФакт".
Единственный участник ООО "ОптимумСтройКонстанта" 19.01.2013 принял решение реорганизовать ООО "ОптимумСтройКонстанта" в форме присоединения к ООО "Виктория" совместно с ООО "Амега-М", ООО "АГРО-ЛЕС", ООО "АРГУС", ООО "ОРИОН", ООО "Промстройвентеляция", ООО "Радиус", ООО "Региональная производственно-строительная компания", ООО "Р-СтройФакт".
Единственный участник ООО "ОРИОН" 19.01.2013 принял решение реорганизовать ООО "ОРИОН" в форме присоединения к ООО "Виктория" совместно с ООО "Амега-М", ООО "АГРО-ЛЕС", ООО "АРГУС", ООО "ОптимумСтройКонстанта", ООО "Промстройвентеляция", ООО "Радиус", ООО "Региональная производственно-строительная компания", ООО "Р-СтройФакт".
Единственный участник ООО "Промстройвентеляция" 19.01.2013 принял решение реорганизовать ООО "Промстройвентеляция" в форме присоединения к ООО "Виктория" совместно с ООО "Амега-М", ООО "АГРО-ЛЕС", ООО "АРГУС", ООО "ОптимумСтройКонстанта", ООО "ОРИОН", ООО "Радиус", ООО "Региональная производственно-строительная компания", ООО "Р-СтройФакт".
Единственный участник ООО "Радиус" 19.01.2013 принял решение реорганизовать ООО "Радиус" в форме присоединения к ООО "Виктория" совместно с ООО "Амега-М", ООО "АГРО-ЛЕС", ООО "АРГУС", ООО "ОптимумСтройКонстанта", ООО "ОРИОН", ООО "Промстройвентеляция", ООО "Региональная производственно-строительная компания", ООО "Р-СтройФакт".
Единственный участник ООО "Региональная производственно-строительная компания" 19.01.2013 принял решение реорганизовать ООО "Региональная производственно-строительная компания" в форме присоединения к ООО "Виктория" совместно с ООО "Амега-М", ООО "АГРО-ЛЕС", ООО "АРГУС", ООО "ОптимумСтройКонстанта", ООО "ОРИОН", ООО "Промстройвентеляция", ООО "Радиус", ООО "Р-СтройФакт".
Между ООО "АГРО-ЛЕС", ООО "Амега-М", ООО "ОптимумСтройКонстанта", ООО "АРГУС", ООО "ОРИОН", ООО "Промстройвентеляция", ООО "Радиус", ООО "Региональная производственно-строительная компания", ООО "Р-СтройФакт" (присоединяемые общества) и ООО "Виктория" заключен договор о присоединении, по условиям которого присоединяемые общества и ООО "Виктория" реорганизуются путем присоединения присоединяемых обществ к ООО "Виктория".
ООО "Виктория" 06.02.2012 обратилось с заявлением - уведомлением о начале процедуры реорганизации в межрайонную ИФНС N 23.
На основании представленных 06.02.2013 документов межрайонной ИФНС N 23 приняты решения:
N Р2766А от 11.02.2013 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо ООО "Виктория" находится в процессе реорганизации в форме присоединения;
N Р2766А-1 от 11.02.2013 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо ООО "АГРО-ЛЕС" находится в процессе реорганизации в форме присоединения;
N Р2766А-2 от 11.02.2013 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо ООО "Амега-М" находится в процессе реорганизации в форме присоединения;
N Р2766А-3 от 11.02.2013 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо ООО "АРГУС" находится в процессе реорганизации в форме присоединения;
N Р2766А-4 от 11.02.2013 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо ООО "ОптимумСтройКонстанта" находится в процессе реорганизации в форме присоединения;
N Р2766А-5 от 11.02.2013 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо ООО "ОРИОН" находится в процессе реорганизации в форме присоединения;
N Р2766А-6 от 11.02.2013 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо ООО "Промстройвентеляция" находится в процессе реорганизации в форме присоединения;
N Р2766А-7 от 11.02.2013 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо ООО "Радиус" находится в процессе реорганизации в форме присоединения;
N Р2766А-8 от 11.02.2013 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо ООО "Региональная производственно-строительная компания" находится в процессе реорганизации в форме присоединения;
N Р2766А-9 от 11.02.2013 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо ООО "Р-СтройФакт" находится в процессе реорганизации в форме присоединения.
04.04.2013 ООО "ОРИОН", ООО "Р-СтройФакт", ООО "АГРО-ЛЕС", ООО "Радиус", ООО "ОптимумСтройКонстанта", ООО "Промстройвентеляция", ООО "Региональная производственно-строительная компания", ООО "Амега-М", ООО "АРГУС" обратились в межрайонную ИФНС N 23 с заявлением о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
На основании представленных 04.04.2013 документов межрайонной ИФНС N 23 по Красноярскому краю приняты решения:
N Р9124А от 11.04.2013 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "ОРИОН", регистрационное дело которого находится в другом регистрирующем органе, при реорганизации в форме присоединения;
N Р9124А-1 от 11.04.2013 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице ООО "Виктория", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с присоединением к нему юридического лица при реорганизации в форме присоединения;
N Р9125А от 11.04.2013 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "АГРО-ЛЕС", регистрационное дело которого находится в другом регистрирующем органе, при реорганизации в форме присоединения;
N Р9125А-1 от 11.04.2013 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице ООО "Виктория", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с присоединением к нему юридического лица при реорганизации в форме присоединения;
N Р9126А от 11.04.2013 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Р-СтройФакт", регистрационное дело которого находится в другом регистрирующем органе, при реорганизации в форме присоединения;
N Р9126А-1 от 11.04.2013 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице ООО "Виктория", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с присоединением к нему юридического лица при реорганизации в форме присоединения;
N Р9127А от 11.04.2013 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "АРГУС", регистрационное дело которого находится в другом регистрирующем органе, при реорганизации в форме присоединения;
N Р9127А-1 от 11.04.2013 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице ООО "Виктория", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с присоединением к нему юридического лица при реорганизации в форме присоединения;
N Р9129А от 11.04.2013 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Амега-М", регистрационное дело которого находится в другом регистрирующем органе, при реорганизации в форме присоединения;
N Р9129А-1 от 11.04.2013 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице ООО "Виктория", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с присоединением к нему юридического лица при реорганизации в форме присоединения;
N Р9130А от 11.04.2013 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Региональная производственно-строительная компания", регистрационное дело которого находится в другом регистрирующем органе, при реорганизации в форме присоединения;
N Р9130А-1 от 11.04.2013 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице ООО "Виктория", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с присоединением к нему юридического лица при реорганизации в форме присоединения;
N Р9131А от 11.04.2013 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Промстройвентеляция", регистрационное дело которого находится в другом регистрирующем органе, при реорганизации в форме присоединения;
N Р9131А-1 от 11.04.2013 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице ООО "Виктория", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с присоединением к нему юридического лица при реорганизации в форме присоединения;
N Р9132А от 11.04.2013 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "ОптимумСтройКонстанта", регистрационное дело которого находится в другом регистрирующем органе, при реорганизации в форме присоединения;
N Р9132А-1 от 11.04.2013 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице ООО "Виктория", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с присоединением к нему юридического лица при реорганизации в форме присоединения;
N Р9133А от 11.04.2013 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Радиуст", регистрационное дело которого находится в другом регистрирующем органе, при реорганизации в форме присоединения;
N Р9133А-1 от 11.04.2013 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице ООО "Виктория", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с присоединением к нему юридического лица при реорганизации в форме присоединения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю от 25.09.2013 N 2.7-02/17/15022@ отменены вышеуказанные решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю о государственной регистрации, признаны недействительными регистрационные записи, внесенные межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю на основании принятых решений.
Заявители обратились в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к УФНС России по Красноярскому краю об отмене решения Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 25.09.2013 N 27-02/17/15022.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение управления от 25.09.2013 N 27-02/17/15022 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителей на основании следующего.
Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) предусмотрено, что данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статьей 2 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц.
В силу изложенных норм права, порядок государственной регистрации юридических лиц, в том числе полномочия регистрирующих органов (нижестоящих и вышестоящих), регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и специальным федеральным законом - Законом о регистрации, и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Иных федеральных законов в статье 2 Закона о регистрации не указано, при этом, иные нормативные правовые акта, принимаемые в дополнение и развитие положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о регистрации в сфере правоотношении по регистрации юридических лиц, должны им соответствовать.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере налоговых правоотношений, а также в сфере государственной регистрации юридических лиц. В рамках осуществления деятельности в сфере государственной регистрации юридических лиц Министерство Российской Федерации по налогам и сборам обладает соответствующей компетенцией, предусмотренной законодательством о государственной регистрации.
Поскольку законодательство Российской Федерации о государственной регистрации не предусматривает полномочий вышестоящего регистрирующего органа по отмене решений нижестоящих налоговых органов во внесудебном порядке, а также признания недействительными регистрационных записей о внесении изменений в сведения о юридическом лице, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у управления полномочий по отмене решений нижестоящего регистрирующего органа - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю.
Управление считает, что обладает полномочиями по отмене решений нижестоящих налоговых органов, в том числе в сфере государственной регистрации, на основании статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон о налоговых органах).
Суд апелляционной инстанции считает доводы управления необоснованными в силу следующего.
Статья 1 Закона о налоговых органах предусматривает, что налоговые органы Российской Федерации (далее - налоговые органы) - единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
В соответствии со статьей 6 Закона о налоговых органах главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроль за производством и оборотом табачной продукции, валютный контроль, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и настоящим Законом.
Права налоговых органов предусмотрены в статье 7 Закона о налоговых органах.
Статьей 9 Закона о налоговых органах предусмотрено право вышестоящего налогового органа отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
Из содержания изложенных норм права следует, что Закон о налоговых органах регулирует статус налоговых органах в сфере осуществления ими полномочий, в том числе по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, и других предусмотренных статьями 1, 6, 7 Закона о налоговых органах полномочий, и не регулирует полномочия налоговых органов в сфере осуществления государственной регистрации юридических лиц.
Следовательно, у вышестоящего налогового органа отсутствуют полномочия по отмене решений нижестоящих налоговых органов, принятых в сфере государственной регистрации юридических лиц.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у управления полномочий по отмене решений межрайонной ИФНС России N 23 по Красноярскому краю о государственной регистрации и признании недействительными записей, внесенных межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц на основании указанных решений и правомерно признал незаконным решение управления от 25.09.2013 N 2702/17/15022 как несоответствующее Закону о регистрации и нарушающее права и законные интересы заявителей.
Доводы управления о том, что у заявителей, личность которых не устанавливалась судом, отсутствуют полномочия для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, поскольку они не являются участниками спорных правоотношений; представленные заявления подписаны неуполномоченными лицами, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Кайсин Вячеслав Викторович являлся участником ООО "АРГУС", реорганизованного в форме присоединения к ООО "Виктория", Логинов Константин Павлович является участником и бывшим директором ООО "Виктория", следовательно, принятое ответчиком решение нарушает права и законные интересы заявителей, которые заинтересованы в исполнении сделки по реорганизации юридических лиц всеми сторонами и как следствие достижении соответствующей правовой цели - реорганизации ООО "Виктория" путем присоединения к нему всех обществ, участвующих в реорганизации.
При изложенных обстоятельствах и нормах права тот факт, что заявители не являются участниками правоотношений по регистрации сведений о реорганизации ООО "Виктория" и других вышеуказанных юридических лиц не свидетельствует об отсутствии у заявителей права на обращение с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд и об отсутствии нарушения их прав и законных интересов оспариваемым решением.
Ссылка управления на отсутствие у заявителей полномочий на подписание рассматриваемых заявлений не может быть принята судом апелляционной инстанции как не подтвержденная соответствующими доказательствами.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "26" декабря 2013 года по делу N А33-18319/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-18319/2013
Истец: Кайсин Вячеслав Викторович, Логинов Константин Павлович, Участник ООО "АРГУС" Кайсин Вячеслав Викторович
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю, Общество с ограниченной отвественностью "Амега-М", Общество с ограниченной отвественностью "Орион", Общество с ограниченной ответсвенностью "Радиус", Общество с ограниченной ответсвенностью "Р-СтройФакт", ООО "АГРО-ЛЕС", ООО "Амего-М", ООО "Аргус", ООО "Виктория", ООО "Оптимум-Стройконстанта", ООО "Орион", ООО "Промстройвентеляция", ООО "Промстрой-вентиляция", ООО "Радиус", ООО "Региональная производственно-строительная компания", ООО "Р-Стройфакт", ООО Арго-лес