г. Саратов |
|
17 марта 2014 г. |
Дело N А12-23348/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.,
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 декабря 2013 года по делу N А12-23348/2013 (судья Савченко Н.А.)
по иску Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН 3444054540/ОГРН 1053444031299)
к Администрации Волгограда (ИНН 3444059139/ОГРН 1023403433822), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ИНН 3445071298, ОГРН 1043400443074)
третье лицо:
Комитет земельных ресурсов Администрации Волгограда,
о признании права отсутствующим, обязании исключить запись из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
УСТАНОВИЛ:
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Администрации Волгограда (далее администрация), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее управление) о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006 по адресу: Волгоградская обл., Среднеахтубинский р., 2 000 м. юго-западнее г. Краснослободска, об обязании исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП) запись о праве постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 декабря 2013 года признано отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования администрации на указанный земельный участок. В удовлетворении требований к управлению об обязании исключить из ЕГРП запись о праве постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 декабря 2013 года по делу N А12-23348/2013 в части удовлетворенных исковых требований отменить.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что распоряжением Совета Министров СССР N 19925-р от 04.12.1950 г. спорный земельный участок отведен в пользование Сталинградскому городскому Совету народных депутатов, правопреемником которого является администрация.
Заявитель указывает, что на указанном земельном участке находятся объекты лесопарка "Бакалда", принадлежащие на праве собственности городскому округу город-герой Волгоград, поэтому, по мнению администрации, нарушен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как указывает заявитель, на момент регистрации права собственности Волгоградской области на земельные участки право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком зарегистрировано за администрацией 23.03.2001 г. N 34-01/01-3/2001-227.
В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 25 Постановления N 36 от 28 мая 2009 г. "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицами, участвующими в деле, не заявлено возражений против пересмотра решения суда первой инстанции в части удовлетворенных исковых требований. Суд апелляционной инстанции пересматривает обжалуемый судебный акт в указанной части.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность вынесенного судебного акта в обжалуемой части, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании распоряжения Совета Министров СССР от 04.12.1950 N19925-р земельный участок Гослесфонда Краснослободского лесхоза общей площадью 247,0 га предоставлен в постоянное пользование Сталинградскому городскому совету для организации парка культуры и отдыха.
Администрацией Среднеахтубинского района Волгоградской области издано постановление от 03.03.2001 N 157 "Об изъятии земельного участка лесопарка "Бакалда" из ведения Администрации города Краснослободска и передаче его Администрации Волгограда", в соответствии с которым земельный участок площадью 118,85 га передан в постоянное (бессрочное) пользование администрации для организации парка культуры и отдыха и поставлен на государственный кадастровый учет 13.03.2001 г. с присвоением кадастрового номера 34:28:100028:0006.
За Администрацией 23.03.2001 на основании постановления Администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 03.03.2001 г. N 157 осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 118,85 га, расположенный по указанному выше адресу.
На основании этого же постановления Администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области 05.11.2008 г. осуществлена государственная регистрация права муниципальной собственности на данный земельный участок площадью 118,85 га.
В тоже время Волгоградской области на праве собственности принадлежат земельные участки: площадью 21 074 кв.м. с кадастровым номером 34:28:100028:660, площадью 69 215 кв.м. с кадастровым номером 34:28:100028:661 и площадью 5 049 кв.м. с кадастровым номером 34:28:100028:662, которые образованы путем раздела земельного участка 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006. Право собственности Волгоградской области на указанные земельные участки зарегистрировано на основании постановлений главы Администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404, от 04.07.2006 N 805, 17.06.2010 N 917, а также пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
По делу N А12-25169/2012 решением от 06.02.2013 г. удовлетворено требование Волгоградской области к администрации. Признано отсутствующим право собственности г. Волгограда. В удовлетворении встречного иска к Волгоградской области о признании отсутствующим права Волгоградской области на указанные земельные участки отказано. Данное решение оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанциями.
После аннулирования записи о праве собственности г. Волгограда на земельный участок площадью 118,85 га. в ЕГРП осталась запись о наличии у администрации права постоянного (бессрочного) пользования на тот же земельный участок. Наличие регистрации вещного права администрации на земельный участок площадью 118,85 га. и права собственности Волгоградской области на части этого земельного участка после его раздела, явилось основанием для обращения в арбитражный суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Суд апелляционной инстанции находит верным решение суда, исходя из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории -участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В силу статьи 2 названного закона особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в статье 7 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 г. N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области", согласно которой особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью Волгоградской области и находятся в ведении органов государственной власти Волгоградской области.
В силу части 6 статьи 2 данного закона, особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Согласно части 8 статьи 2 вышеуказанного закона содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.
Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления (статья 19 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утвержденном органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Данные положения установлены статьями 2, 19, 20, 21 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Законом Волгоградской области "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" N 641-ОД от 07.12.2001 определено, что к полномочиям Администрации Волгоградской области отнесены вопросы принятия решений об организации особо охраняемых природных территориях регионального значения, утверждение положения о данных территориях, ведение кадастра особо охраняемых природных территорий Волгоградской области. Решение об образовании природных парков принимает Волгоградская областная Дума по представлению федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды, а задачи и особенности режима охраны и использования конкретного природного парка определяются положением о нем, утверждаемым Администрацией Волгоградской области (статьи 11, 16, 18 Закона).
Во исполнение Закона Волгоградской области от 17.04.1998 N 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы" издано постановление Главы Администрации от 05.06.2000 N 404 о создании на территории Волгоградской области Государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
В силу статей 2, 5 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения, где располагаются природные комплексы и объекты которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение и для которых установлен режим особой охраны.
На основании Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Закона Волгоградской области от 17.04.1998. N 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы" (с изменениями от 30.11.2001 N 636-ОД), в соответствии с Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.04.2002 N 339 "Об утверждении границ государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" утверждены границы государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", согласованные в установленном порядке с органами местного самоуправления и план земель названного государственного учреждения.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 04.07.2006 N 805 "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области" утвержден перечень особо охраняемых природных территорий Волгоградской области и перечень потенциальных особо охраняемых природных территорий Волгоградской области согласно приложению, уполномоченным органом по ведению кадастра особо охраняемых природных территорий Волгоградской области определен Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17.06.2010 N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" утверждено Положение о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", в соответствии с которым природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" является природоохранным, рекреационным государственным учреждением, территория которого имеет природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение, как особо ценное и целостное природно-территориальное образование, отличающееся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в существующих условиях видов растений и животных, ландшафтов, а также благоприятных условий для развития экологического туризма; территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (пункты 1.2, 1.3 Положения).
Материалами дела установлено, что земельные участки площадью 21 074 кв.м. с кадастровым номером 34:28:100028:660, площадью 69 215 кв.м. с кадастровым номером 34:28:100028:661 и площадью 5 049 кв.м. с кадастровым номером 34:28:100028:662 по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м. юго-западнее города Краснослободска расположены в границах особо охраняемой природной территории Волго-Ахтубинской поймы регионального значения.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Данные обстоятельства установлены судебными актами по делу N А12-25169/2012. Этими же судебными актами сделан вывод, что постановление от 03.03.2001 N 157 "Об изъятии земельного участка лесопарка "Бакалда" из ведения Администрации города Краснослободска и передаче его Администрации Волгограда" принято с превышением полномочий и не повлекло правовых последствий.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что распоряжение Совета Министров СССР N 19925-р от 04.12.1950 г. было реализовано в период его издания, и у г. Волгограда с 50-х годов возникло право постоянного (бессрочного) пользования. Изменение государственного устройства, изменение законодательства с момента вынесения распоряжения Совета Министров СССР N 19925-р от 04.12.1950 г. правомерно принято судом во внимание для вывода об отсутствии у г. Волгограда права постоянного (бессрочного) пользования с учетом оценки более поздних ненормативных актов органов власти по данному вопросу в деле N А12-25169/2012.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.11.2012 N 2013/12 по делу NА41-11344/11, признание преюдициального значения судебного решения, направлено на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что обстоятельства, которые установлены решением по делу N А12-25169/2012, считаются преюдициальными и не подлежат доказыванию вновь.
Ссылка администрации на нарушение принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, установленного статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с нахождением на спорном земельном участке объектов, находящихся в собственности городского округа город-герой Волгоград, отклоняется судебной коллегией, поскольку указанный принцип установлен в виде запрета оборота земельных участков в отрыве от расположенной на них недвижимости и наоборот.
В данном споре речь не идет о сделках, совершенных с земельными участками, на которых расположены принадлежащие городскому округу город-герой Волгоград объекты. Судом оценке подвергнуто основание возникновения вещного права на земельные участки. Решение суда, которым признано отсутствующим право собственности на земельный участок, не лишает собственника объектов в случае их прочной связи с землей права пользования земельными участками под объектами и оформления соответствующих прав на земельные участки под этими объектами в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных министерством требований и наличию правовых оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов Арбитражного суда Волгоградской области.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 декабря 2013 года по делу N А12-23348/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Ф.И. Тимаев |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-23348/2013
Истец: Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области
Ответчик: Администрация Волгограда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
Третье лицо: Комитет земельных ресурсов администрации г. Волгограда, Управление Росреестра по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10596/14
30.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12069/13
17.03.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1128/14
16.12.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-23348/13