Определение Верховного Суда РФ от 26 августа 2014 г. N 306-ЭС14-536
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е.,
изучив заявление администрации Волгограда (г. Волгоград) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Волгоградской области от 16.12.2013 по делу N А12-23348/2013, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014, постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.06.2014 по иску Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (г. Волгоград) к администрации Волгограда, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (г. Волгоград) о признании права отсутствующим, понуждении исключить запись из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним установил:
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к администрации Волгограда, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра по Волгоградской области) о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования администрации Волгограда на земельный участок площадью 118,85 га, с кадастровым номером 34:28:100028:0006, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 2000 м юго-западнее г. Краснослободска, понуждении исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) запись о праве постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.12.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.06.2014 признано отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования администрации Волгограда на спорный земельный участок. В удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Волгоградской области отказано.
В заявлении о пересмотре состоявшихся по делу судебных актов в порядке надзора администрация Волгограда указывает на допущенные при рассмотрении дела судами норм материального права, наличии оснований для отказа в иске.
Заявление принято к производству Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 30.07.2014.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" заявления лиц, участвующих в деле, или представления прокурора, лиц, указанных в статье 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, которые поступили в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и в отношении которых на день вступления в силу настоящего Федерального закона не вынесено определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра обжалуемого судебного акта в порядке надзора, после дня вступления в силу настоящего Федерального закона передаются в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации для рассмотрения в соответствии со статьей 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по правилам, установленным статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Учитывая, что по заявлению на день вступления в силу указанного выше закона не было вынесено определения о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, на основании части 4 статьи 2 Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" настоящее заявление рассматривается Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации по правилам, установленным статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии со статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд полагает о том, что изложенные в заявлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Удовлетворяя заявленный по делу иск, суды исходили из отсутствия оснований для сохранения в ЕГРП зарегистрированного права постоянного бессрочного пользования администрации Волгограда на земельный участок площадью 118,85 га с кадастровым номером 34:28:100028:0006, поскольку решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.02.2013 по делу N А12-25169/2012, вступившим в законную силу, было признано отсутствующим право собственности города Волгограда на спорный земельный участок. Этим же судебным актом администрации Волгограда было отказано в удовлетворении встречного иска к Министерству о признании отсутствующим права собственности Волгоградской области на земельные участки: площадью 21074 кв.м, с кадастровым номером 34:28:100028:660; площадью 69215 кв.м, с кадастровым номером 34:28:100028:661; площадью 5049 кв.м, с кадастровым номером 34:28:100028:662, которые образованы путем раздела спорного земельного участка площадью 118,85 га, с кадастровым номером 34:28:100028:0006.
Суды с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении указанного дела, пришли к выводу о наличии оснований для признания права собственности Волгоградской области на спорный земельный участок, входящий в границы природного парка.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно части 3 пункта 6, пункта 7 статьи 2 указанного Закона особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения.
Согласно статье 7 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области", особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью Волгоградской области и находятся в ведении органов государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 17.04.1998 N 167-ОД "Об охране окружающей среды Волго-Ахтубинской поймы" под Волго-Ахтубинской поймой понимается часть территории Волгоградской области, ограниченной правым берегом реки Волги, левым берегом рукава Ахтуба и административной границей между Волгоградской и Астраханской областями.
Территория Волго-Ахтубинской поймы признается природным парком регионального значения.
Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404 на территории Волгоградской области создано государственное учреждение "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 04.07.2006 N 805 "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области" утвержден перечень особо охраняемых природных территорий Волгоградской области, к числу которых отнесена территория Волго-Ахтубинской поймы.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленный по делу иск.
Доводы заявителя об отсутствии процедуры изъятия земельного участка у других лиц при создании природного парка, в силу установленных по делу обстоятельств не могут опровергнуть наличие оснований для признания отсутствующим права администрации Волгограда.
Поскольку доводы заявления не подтверждают существенных нарушений норм материального и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, оснований, предусмотренных частью 7 статьи 291.6 кодекса для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил:
отказать администрации Волгограда в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 26 августа 2014 г. N 306-ЭС14-536
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10596/14
30.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12069/13
17.03.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1128/14
16.12.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-23348/13