г. Пермь |
|
19 марта 2014 г. |
Дело N А71-8274/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мальцевой Л.П.,
при участии:
от заявителя - администрации муниципального образования "город Ижевск" (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137): не явились,
от заинтересованного лица - Отдела надзорной деятельности г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800279014, ИНН 1831100790): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя администрации муниципального образования "город Ижевск",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 11 декабря 2013 года по делу N А71-8274/2013,
принятое судьей Валиевой З.Ш.,
по заявлению администрации муниципального образования "город Ижевск"
к Отделу надзорной деятельности г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике
о признании недействительным предписания,
установил:
Администрация муниципального образования "город Ижевск" (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, отдел надзорной деятельности) от 08.04.2013 N 3/1/1-23 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.12.2013 заявленные требования удовлетворены частично, признан недействительным как не соответствующий Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пункт 19 предписания Отдела надзорной деятельности г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от 08.04.2013 N3/1/1-23. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обжаловал решение в апелляционном порядке; в апелляционной жалобе просил решение суда в части отказа в удовлетворении требований отменить. В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции не в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, вопреки требованиям пункта 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт не содержит ссылок на имеющиеся в деле доказательства, на основании которых арбитражный суд пришел к выводу о законности оспариваемого предписания.
Заинтересованное лицо в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Поскольку возражений в порядке ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицами, участвующими в деле, не заявлено, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом положений законодательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 08.04.2013 N 3 должностным лицом Отдела надзорной деятельности г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике проведена проверка соответствия осуществляемой администрацией муниципального образования "город Ижевск" деятельности обязательным требованиям пожарной безопасности на территории микрорайонов Нагорный, ул. Выемка, Люлли, Совхоз "Медведево", Костина мельница города Ижевска.
В ходе проверки установлено нарушение администрацией обязательных требований пожарной безопасности, а именно: Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 N 390, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"", СП 8.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, утвержденные Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178, СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N123, СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, ГОСТ Р 12.4.026-2001. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний, принятый и введенный в действие Постановлением Госстандарта РФ от 19.09.2001 N 387-ст, НПБ 160-97. Нормы пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования, утвержденные ГУГПС МВД РФ, введенные Приказом ГУГПС МВД РФ от 24.07.1997 N 46. Результаты проверки оформлены актом от 08.04.2013 N 3 (л.д.51-57).
08.04.2013 в отношении администрации муниципального образования "город Ижевск" вынесено предписание N 3/1/1-23 (л.д.46-48) по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 15.03.2014.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований в части пункта 19 предписания, суд исходил из недоказанности административным органом обязанности администрации по установке в микрорайоне ул.Выемка таксофона более 1 единицы.
Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суд указал на законность и обоснованность иных пунктов предписания.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда.
В соответствии со ст.ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ). Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ). Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N390, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности (далее - ППР в РФ).
В силу статьи 2 Федерального закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу статьи 3 Закона N 123-ФЗ правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и данный Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесены:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Администрация города Ижевска в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 38 Устава муниципального образования "город Ижевск" является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделена уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в границах муниципального образования "Город Ижевск" ответственность за организацию противопожарных мероприятий и обеспечение пожарной безопасности возложена на исполнительный орган местного самоуправления Администрацию города Ижевска.
Постановлением Верховного совета УАССР от 13.03.1992 N 334-ХП "Об установлении городской черты города Ижевска", решением Президиума Ижевского городского Совета народных депутатов Удмуртской АССР от 12.08.1992 N 65 микрорайон "Люлли", микрорайон "Медведево", микрорайон Совхоз "Медведково", микрорайон "Костина мельница", микрорайон "Нагорный" вошли в состав муниципального образования г. Ижевска как сельские поселения.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 02.03.2004 N 76 был образован жилой район "Люлли", в состав которого вошли микрорайон "Люлли", микрорайон "Костина Мельница". Совхоз "Медведево" совместно с санаторием "Медведево" указанным постановлением включен в состав жилого района "Медведевский" в качестве микрорайона "Совхоз "Медведево".
Постановлением Администрации г. Ижевска от 06.02.2004 N 41 поселку Выемка присвоен статус "улица Выемка".
Постановлением Администрации г. Ижевска от 06.2004 N 41/1 поселку Нагорный присвоен статус микрорайона города.
Следовательно, у заявителя имеется обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в проверенных микрорайонах города Ижевска, находящихся в границах муниципального образования "Город Ижевск".
Отдел надзорной деятельности г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике в соответствии с Положением о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, является уполномоченным органом на осуществление деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела требования Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к процедуре проведения проверки органом надзорной деятельности г.Ижевска соблюдены, нарушений, влекущих безусловную отмену результатов проверки, не допущено.
Последовательность, сроки действий и полномочия должностных лиц по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением обязательных требований пожарной безопасности также определены Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 (зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2012 N24901)
(далее - Административный регламент).
Согласно пункту 8 Административного регламента должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции имеют право: выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Выполнение административных процедур исполнения государственной функции, предусмотренных пунктом 25 настоящего Административного регламента, заканчивается выдачей предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее - предписание об устранении нарушений).
Как следует из материалов дела, пункты 1, 10 предписания содержат требования заинтересованного лица об устранении заявителем нарушений п. 80 ППР в РФ на территориях микрорайонов Люлли и Нагорный, поскольку администрацией не были созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно п.9.4 СП 8.13130.2009 водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Суд первой инстанции на основании представленных в материалы дела документов пришел к выводу, что указанные требования предписания являются обоснованными ввиду доказанности нарушения заявителем п. 80 ППР в РФ. Так, администрацией не представлены доказательства принятия мер по организации забора воды из естественных внешних водоисточников. В ходе проверки, проведенной с участием представителя заявителя, должностными лицами органа надзорной деятельности установлено, что требования п.9.4 СП 8.13130.2009 заявителем не исполнены, подъезды не оборудованы площадками (пирсами) с твердым покрытием с размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забором воды в любое время года (п.1), не обеспечен забор воды с открытого водоема в зимнее время года (п.10).
Ссылка администрации на наличие в микрорайоне Люлли пожарного водоснабжения обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку их наличие не исключает обязанность по обеспечению забора воды из естественных водоисточников.
Представленные в материалы дела фототаблицы опровергают доводы заявителя о добровольном исполнении названного требования, поскольку свидетельствуют о наличии на момент проведения проверочных мероприятий льда на поверхности водоема в микрорайоне Нагорный, что делает забор воды в зимний период невозможным.
Пункты 2, 6, 8, 14, 18 предписания содержат требования по установлению на территории микрорайонов Люлли, совхоза "Медведево", Костина мельница, Нагорный, ул. Выемка средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
Согласно п. 16 ППР в РФ на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно ст. 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности, в том числе, включают в себя обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Довод заявителя об отсутствии обязанности по информированию населения о пожаре судом обоснованно отклонен, поскольку противоречит установленным пп. 10 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" требованиям, согласно которым к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Поскольку в нарушение п. 16 ППР в РФ администрация не исполнила обязанность по установлению средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, обратного материалы дела не содержат, суд первой инстанции обоснованно исходил из обоснованности пунктов 2, 6, 8, 14, 18 предписания.
Пункты 3, 7, 13, 17 предписания касаются нарушения заявителем расстояния от границ застроек городских поселений (сельских поселений и садоводческих товариществ) до лесных массивов.
В силу ст. 69 Федерального закона 123-ФЗ противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:
1) от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных:
а) вне территорий лесничеств (лесопарков);
б) на территориях лесничеств (лесопарков);
2) от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
Пунктом 5 СНиП 2.07.01-89* предусмотрено, что расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков - садоводческих товариществ не менее - 15 м.
В городских поселениях для районов одно- двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 м.
Так, в микрорайоне "Медведево" противопожарное расстояние от жилых и хозяйственных строений (7-км Сарапульского тракта) до лесного массива менее 15 м с одно- и двухэтажной застройкой; на въезде расстояние до границы лесного массива составляет 2,5, 5 и 5,92 м; в северо-восточной части расстояние от хозяйственных построек до лесного массива - 6,05 м. В микрорайоне Костина мельница противопожарное расстояние от жилых и хозяйственных строений до лесного массива менее 15 м с одно- и двухэтажной застройкой, а также многоквартирными пятиэтажными домами; в юго-восточной части дома N 49 по ул. Демократическая непосредственно в лесном массиве располагаются хозяйственные постройки, гаражи. В микрорайоне Нагорный противопожарное расстояние от жилых и хозяйственных строений до лесного массива менее 50 м. В микрорайоне ул. Выемка расстояние от границ застройки микрорайона до лесного массива менее 50 м; с восточной стороны территории двора дома N24 - 4,26 м, напротив дома N 25 - 18,6 м.
Факт несоответствия противопожарных разрывов между границами лесных массивов и строениями микрорайонов подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, содержащим данные о фактическом расстоянии между строениями и лесными массивами, а также фотоматериалами.
Ссылки заявителя о несоответствии результатов проведенных отделом надзорной деятельности измерений указанных расстояний иным измерениям, проведенным картографическим способом, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку при определении нормативных противопожарных разрывов следует руководствоваться фактическими данными измерения. Полученные картографическим методом сведения в указанном случае, касающемся данного нарушения, недопустимы, так как содержат погрешности и не могут отражать реальную ситуацию возведенных на территории муниципального образования строений, что в рассматриваемом случае недопустимо.
Арбитражный суд обоснованно указал, что принадлежность расположенных вблизи лесных массивов строений гражданам, их самовольная постройка, также как нахождение в частной собственности на законных основаниях, не исключает обязанности муниципального органа по обеспечению противопожарных разрывов. Указанную обязанность не исключает также нахождение соответствующих лесных массивов в федеральной собственности.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из полномочий Администрации муниципального образования "Город Ижевск", вытекающих из положений градостроительного законодательства.
Противопожарный разрыв прежде всего направлен на защиту территории г. Ижевска от распространения лесного пожара, в связи с чем администрация обязана была принять меры по демонтажу построенных с нарушением требований к противопожарным разрывам строений, а также мер по организации разрывов путем сокращения лесных массивов. Заявителем не представлено доказательств обращения в уполномоченные органы для согласования рубки деревьев, а также отказа в проведении соответствующих мероприятий.
Установленный в пп. "в" п. 15.3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, запрет на сплошную рубку деревьев в лесах, выполняющих защитную функцию, не распространяется на спорные правоотношения, соответствующая ссылка администрации обоснованно отклонена судом; в данном случае необходимость сплошной рубки лесных насаждений для создания противопожарных разрывов из материалов дела не усматривается.
В отношении пункта 4 предписания, содержащего требования устранить нарушения п. 8.5 СНиП 2.04.02-84, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В связи с изданием Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14 СНиП 2.04.02-84* утратили силу на территории Российской Федерации с 1 января 2013 года, утвержден СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, являющийся актуализированной редакцией СНиП 2.04.02-84*, и содержащий требования аналогичные вмененным.
Согласно п. 11.5 СП 31.13330.2012 водопроводные сети должны быть кольцевыми. Тупиковые линии водопроводов допускается применять:
для подачи воды на производственные нужды - при допустимости перерыва в водоснабжении на время ликвидации аварии;
для подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды - при диаметре труб не свыше 100 мм;
для подачи воды на противопожарные или на хозяйственно-противопожарные нужды независимо от расхода воды на пожаротушение - при длине линий не свыше 200 м.
Как следует из письма МУП г. Ижевска "Ижводоканал" от 05.04.2011 N 589/105-100 (том 2 л.д. 128), в совхозе "Медведево" водопровод тупиковый, протяженность которого составляет 4 712,6 п.м. При этом у микрорайона Изумрудный и совхоза Медведево единая схема водоснабжения. Данные сведения подтверждаются схемами расположения пожарного водоснабжения на указанной территории.
Не оспаривая факта протяженности тупиковой ветки свыше 200 м, заявитель ссылался на численность населения данного микрорайона, которая составляет менее 5000 человек, что исключает обязанность по обустройству закольцованных водопроводных сетей. Суд первой инстанции обоснованно отклонил указанный довод заявителя, поскольку микрорайон Медведево входит в состав муниципального образования г. Ижевск, где численность населения превышает 600000 человек.
Поскольку судом первой инстанции не установлено объективных причин невозможности обустройства закольцованной водопроводной сети в микрорайоне Медведево п.4 предписания признан обоснованным.
Судом установлено и из материалов дела следует, что администрацией не выполнены требования пожарной безопасности, изложенные в пункте 6.20 СНиП 2.07.01-89; на территории микрорайонов Медведево, ул. Выемка в конце проезжих частей тупиковых улиц, дорог не устроены площадки с островками диаметром не менее 16 м для разворота пожарной техники. Так, по ул. Изумрудная в микрорайоне Медведево фактическое расстояние площадки 13,5 м.
Как следует из представленных в материалы дела фототаблиц, в конце улицы Изумрудная в микрорайоне Медведево имеется разворотная площадка; контрольными замерами установлено, что диаметр площадки менее 16 метров, что нашло отражение в акте проверки. Доказательств, опровергающих установленные при проверке замеры, администрацией не представлены.
Ссылка заявителя на наличие в тупиковой части спорной улицы двух жилых дома, а также возможности проезда спецтехники через овраг, минуя разворот на указанной площадке, судом отклонена как необоснованная, поскольку не исключает обязанности заявителя по соблюдению установленных требований пожарной безопасности.
Поскольку все проезды микрорайона Выемка поименованы как ул. Выемка г.Ижевска, каких-либо иных обозначений не установлено, в связи с этим конкретизация места нарушения в микрорайоне ул. Выемка иначе, чем путем указания на тупиковые улицы и дороги, не представляется возможным.
С учетом изложенного суд правомерно признал содержание пунктов 5 и 22 предписания обоснованными.
Пунктом 78 ППР в РФ установлено, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Нарушение указанной нормы послужило основанием для включения в предписание пунктов 9 и 16.
Администрацией не представлено надлежащих доказательств принятия мер по исключению возможности переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения микрорайонов Нагорный и ул. Выемка путем обустройства минерализованных полос. Из материалов дела не усматривается наличие минерализованных полос на спорных территориях. Письмо начальника Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации г. Ижевска от 03.12.2013 N 06-02/1216 (том 2 л.д. 87), являющегося структурным подразделением заявителя, доказательством проведения соответствующих работ не является; отраженные в нем данные не свидетельствуют о проведении достаточных мероприятий для соблюдения установленных требований пожарной безопасности. При этом судом учтена протяженность граничащего с лесными массивами периметра микрорайона Нагорный, а проведение в 2012 году работ по созданию минерализованных полос на протяжении 1,35 км не может быть признано достаточным доказательством принятия соответствующих мер.
Кроме того, указание в письме Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации г. Ижевска от 03.12.2013 N 06-02/1216 на отсутствие возможности проведения защитных мероприятий ввиду нахождения примыкающего лесного массива микрорайона ул. Выемка до 2013 г. в ведении Завьяловского лесничества, не исключает обязанность заявителя по соблюдению п. 78 ППР РФ; доказательств обращения в соответствующие органы для организации защитных мероприятий в лесном массиве заявителем не представлено.
Согласно п. 4.1, п.5.1 СП 8.13130.2009 наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров в городских округах, городских и сельских поселениях для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети должны приниматься по таблице 1.
Вне резервуара или водонапорной башни на отводящем (подводяще-отводящем) трубопроводе следует предусматривать устройство для отбора воды автоцистернами и пожарными машинами (п. 9.15 СП 8.13130.2009).
Нарушение указанных норм послужило основанием для включения заинтересованным лицом в оспариваемое предписание пунктов 11 и 12.
Факт отсутствия источников внешнего водоснабжения для нужд пожаротушения (пожарных гидрантов) на территории микрорайона Нагорный по пункту 11 предписания подтверждается письмом МУП г. Ижевска "Ижводоканал" от 28.10.2013, из которого следует, что на балансе предприятия водопроводные сети в микрорайоне Нагорный не числятся. Надлежащие доказательства наличия пригодных для целей пожаротушения пожарных гидрантов на территории микрорайона в материалы дела заявителем не представлены. Отсутствие устройства для отбора воды автоцистернами и пожарными машинами на водонапорной башне, расположенной между ул. Новая и ул. Вишурская микрорайона Нагорный, по пункту 12 предписания подтверждается материалами дела, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Согласно п. 6.3.3.4 ГОСТ Р 12.4.026-2001 основа цветографического изображения и соотношение размеров знаков пожарной безопасности должны соответствовать рисунку 4; коды, цветографические изображения, смысловые значения, места размещения (установки) и рекомендации по применению знаков пожарной безопасности установлены в Приложении Ж.
В таблице 3 НПБ 160-97 утверждены знаки пожарной безопасности.
Суд первой инстанции согласился с выводом отдела надзорной деятельности о неисполнении заявителем указанных норм, поскольку в микрорайоне ул. Выемка у пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) не установлены; цифры, указывающие расстояние до водоисточника, не имеют четкого нанесения. Поскольку данное нарушение зафиксировано надлежащим образом, подтверждено материалами дела, суд указал на обоснованность п.15 предписания.
Основанием для вынесения предписания в части пунктов 20 и 21 послужили выводы заинтересованного лица о том, что на территории населенного пункта микрорайона ул. Выемка запасы воды для целей пожаротушения не созданы; на указанной территории населенного пункта допускается устройство свалок горючих материалов, складирование горючих материалов (допускается складирование деревянных поддонов между домами N 49, 50, складирование дров напротив домов N 18, 50, складирование горючих материалов (ветки деревьев) напротив дома N 53, свалка строительного мусора напротив дома N 7, складирование досок напротив дома N 31, складирование досок у ГРП напротив дома N 25, складирование бревен у дома N 58).
Согласно п. 16 ППР в РФ на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие, в том числе запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Пункт 19 ППР в РФ устанавливает запрет устраивать свалки горючих отходов на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.
Запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары (п. 74 ППР в РФ).
Признавая обоснованными спорные пункты предписания, суд исходил из того, что нарушение приведенных выше норм пожарной безопасности подтверждается материалами дела, с чем апелляционная коллегия соглашается.
В нарушение п. 6.18* СНиП 2.07.01-89* на территории населенного пункта микрорайона ул. Выемка ширина полосы движения менее 3,5 м; в ходе проверки установлено, что фактическая ширина полосы составляет 2,9 м, что заявителем не оспаривается документально. В связи с этим судом первой инстанции пункт 23 предписания правомерно признан обоснованным.
Доводы заявителя, относящиеся к ненадлежащей фиксации отделом надзорной деятельности выявленных в ходе проверки нарушений, подлежат отклонению.
Как следует из акта от 08.04.2013 N 3, проверка проведена в присутствии представителя администрации Колпакова А.Д., каких-либо замечаний по поводу составления акта, наличия в нем данных о местоположении водоисточников и их принадлежности не заявлено; в ходе рассмотрения дела также заявителем не представлены письменные доказательства в опровержение отраженных в акте проверки данных. Суд первой инстанции помимо указанного акта проверки руководствовался иными представленными в дело доказательствами, в том числе фотоматериалами, сведениями кадастровых карт.
С учетом изложенного предписание от 08.04.2013 N 3/1/1-23, требования которого направлены на устранение выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности, за исключением пункта 19, соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов Администрации города Ижевска.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемое в части предписание вынесено на основании исследования всех необходимых и представленных в ходе проведения проверки документов, предписание подписано уполномоченным лицом, соответствует требованиям действующего законодательства, является исполнимым. Оснований в порядке ст.ст.198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признания предписания недействительным суд апелляционной инстанции не усматривает. Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного решение суда по настоящему делу подлежит оставлению без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 декабря 2013 года по делу N А71-8274/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "город Ижевск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Е.Ю.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8274/2013
Истец: Администрация г. Ижевска
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике