г. Челябинск |
|
19 марта 2014 г. |
Дело N А07-11164/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2014 годаода.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Толкунова В.М., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Речкаловой В.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Башкортостан на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2013 по делу N А07-11164/2013 (судья Курбангалиев Р.Р.)
В судебном заседании приняли участие представители:
Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Башкортостан - Кусякова Э.Р. (доверенность N 7-3514 от 13.05.2013).
Федеральная налоговая служба России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Башкортостан (далее - уполномоченный орган, налоговый орган, инспекция, ФНС России) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о включении в реестр требований кредиторов сельскохозяйственного производственного кооператива колхоз "Кундряк" (далее - должник, кооператив, СПК Колхоз "Кундряк") требований в размере 3 081 352,97 руб., в том числе задолженность по уплате налогов и сборов - 1 161 426,02 руб., пени -632 591,02 руб., по оплате капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 1 287 335,93 руб. (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2013 заявленные требования удовлетворены частично: в реестр требований кредиторов третьей очереди СПК Колхоз "Кундряк" включено требование ФНС России в размере задолженности 1 287 335,93 руб. по оплате капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным определением в части отказа в удовлетворении требований, уполномоченный орган обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в указанной части с принятием по делу нового судебного акта.
В обоснование доводов апелляционной жалобы уполномоченный орган ссылается на то, что им представлено достаточно доказательств наличия и размера задолженности, что подтверждается соглашением о реструктуризации долгов от 27.02.2004 (далее - соглашение о реструктуризации) с приложенным к нему расчетом по реструктуризации задолженности. По своей правовой природе подписанное соглашение о реструктуризации имеет такую же юридическую силу, что и акт сверки расчетов на дату заключения соглашения, ввиду чего, дополнительно доказывать наличие непогашенной задолженности по обязательным платежам, включенным в соглашение о реструктуризации, не требуется. Инспекция указывает, что порядок и сроки взыскания реструктурированной задолженности после расторжения соглашения были соблюдены.
Конкурсным управляющим СПК Колхоз "Кундряк" представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. СПК Колхоз "Кундряк" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В отсутствие возражений со стороны представителя уполномоченного органа, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей должника и арбитражного управляющего.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в отсутствие возражений со стороны представителя уполномоченного орган, определение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой налоговым органом части, касающейся реструктурированной задолженности.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.10.2013 ликвидируемый должник СПК колхоз "Кундряк" признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим СПК "Кундряк" утвержден арбитражный управляющий Хамзин Фарит Варисович.
Сообщение об открытии конкурсного производства в отношении должника опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 187(5218) от 12.10.2013.
В связи с наличием у должника задолженности по налогам и сборам в размере 1 161 426,02 руб., пени в размере 632 591,02 руб., задолженности по оплате капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1 287 335,93 руб., уполномоченный орган направил в суд заявление о включении требования в указанном размере в реестр требований кредиторов должника.
Отказывая во включении в реестр требований кредиторов должника требования ФНС России в размере задолженности по налогам и сборам в сумме 1 161 426,02 руб., пени в сумме 632 591,02 руб., суд первой инстанции исходил из того, что инспекцией не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих наличие у предприятия недоимки, пени и санкций, включенных ранее в состав реструктурированной задолженности и заявленной в качестве кредиторских требований в рамках настоящего дела, а также не представлено доказательств своевременного принятия необходимых и достаточных мер по взысканию налоговой задолженности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 225 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом в соответствии со статьей 71 настоящего Федерального закона.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 25) отражено, что проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (подпункт 3 пункта 1 и подпункт 3 пункта 2 статьи 14, пункт 3 статьи 15 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
Реализуя свои права, налоговые органы в случае принудительного взыскания задолженности обязаны соблюдать срок выставления требований об уплате налога (статья 70 НК РФ), срок взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках (статья 46 НК РФ), использовать возможность взыскания задолженности за счет иного имущества налогоплательщика только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках (пункт 7 статьи 46, статья 47 НК РФ).
В случае невозможности взыскания задолженности в принудительном бесспорном порядке налоговые органы имеют право обратиться в суд для судебного взыскания недоимки, соблюдая срок обращения в суд, установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ.
На основании пункта 22 Постановления Пленума ВАС РФ N 25 при проверке обоснованности и размера требований по налогам судам необходимо учитывать, что представляемая уполномоченным органом в обоснование указанных требований справка налогового органа, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки на определенную дату, в случае несогласия должника с этими сведениями не может рассматриваться как достаточное доказательство для признания заявленных требований доказанными.
В этом случае уполномоченным органом в обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).
Как следует из материалов дела, 27.02.2004 налоговым органом и СПК Колхоз "Кундряк" подписано соглашение о реструктуризации долгов, предметом которого является списание задолженности организации перед кредиторами по основному долгу и начисленным процентам по состоянию на 01.02.2004 в сумме 2 995 000 руб., в том числе задолженности перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам в сумме 2 995 000 руб. и долги в размере 75,8 процентов, по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 1 609 100 руб. и долги в размере 64 процентов общей суммы кредиторской задолженности (л.д. 111-113).
27.02.2004 межведомственной республиканской комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - Комиссия) принято решение о предоставлении отсрочки погашения долга по налогам и сборам в бюджет и внебюджетные фонды на 5 лет по 2 группе финансовой устойчивости (л.д.107).
21.01.2013 Комиссией принято решение о приостановлении права на реструктуризацию долгов СПК колхоз "Кундряк" с 1 января 2013 года, в связи с неисполнением СПК колхоз "Кундряк" базовых условий реструктуризации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 52 от 30.01.2013 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (л.д.105).
Согласно уведомлению уполномоченного органа об отмене права на реструктуризацию долгов от 22.04.2013 N 2 в соответствии с пунктом 11 базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.01.2003 N 52, соглашение о реструктуризации долгов от 27.02.2004 с СПК Колхоз "Кундряк" считается расторгнутым, в связи с тем, что организацией не ликвидированы задолженности по уплате текущих налоговых платежей, платежей предусмотренных графиком погашения долгов и пеням, начисленным за неуплату текущих платежей в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов (л.д. 104).
Как указывалось выше, уполномоченный орган должен представить доказательства соблюдения порядка и сроков взыскания задолженности по статьям 70, 46-48 НК РФ.
Учитывая, что уполномоченным органом заявлены требования, не подтвержденные решением суда, при рассмотрении их обоснованности подлежат проверке доказательства, подтверждающие наличие и размер задолженности, а также возможность ее принудительного взыскания и соблюдения соответствующих сроков и порядка взыскания в соответствии с нормами НК РФ.
При этом каких-либо исключений для реструктурированной и восстановленной затем задолженности ни налоговым законодательством, ни законодательством о банкротстве не установлено.
По своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога.
После прекращения реструктуризации реструктурированная задолженность подлежит восстановлению, вместе с тем факт отмены решения о реструктуризации не освобождает уполномоченный орган в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от доказывания принятия до предоставления такой реструктуризации мер к бесспорному взысканию задолженности, образовавшейся до реструктуризации, равно как и задолженности, возникшей в ее ходе, соблюдения по ней ранее соответствующих сроков и порядка взыскания.
Между тем конкретных документов, подтверждающих наличие оснований для начисления, а также суммы и периоды образования недоимки по налогам, пени, и штрафам, в материалах дела не имеется.
Конкурсный управляющий оспорил в суде первой инстанции обоснованность включения рассматриваемых сумм в реестр требований кредиторов.
Заключение соглашения о реструктуризации либо списании задолженности само по себе, при наличии соответствующих возражений со стороны должника, не освобождает уполномоченный орган от обязанности доказывать наличие оснований для начисления налоговой задолженности, соблюдение сроков и порядка взыскания, в связи с чем, суд апелляционной инстанции отклоняет соответствующую ссылку подателя апелляционной жалобы, как основанную на неверном толковании норм материального права.
В материалах дела отсутствуют доказательства своевременной реализации налоговым органом своих полномочий на взыскание недоимки, пени и штрафов в установленном законом порядке, а именно: первоначальные требования об уплате налогов и пени, решения об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) либо решения арбитражного суда о взыскании соответствующих сумм недоимки и пени в судебном порядке, в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.
Соглашение о реструктуризации задолженности не является доказательством соблюдения сроков и порядка принудительного взыскания задолженности, образовавшейся до ее реструктуризации и в ходе реструктуризации.
Факт документального подтверждения принятия мер ко взысканию задолженности после отмены решения о реструктуризации не освобождает уполномоченный орган в соответствии со статьей 65 АПК РФ доказать принятие мер к бесспорному взысканию задолженности, образовавшейся до реструктуризации, равно как и задолженности, возникшей в ее ходе. Уполномоченный же орган в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил доказательств соблюдения порядка принудительного взыскания задолженности до подписания соглашения о реструктуризации задолженности.
В апелляционном суде представитель уполномоченного органа подтвердил, что иных доказательств, кроме представленных в дело, не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал уполномоченному органу во включении спорной задолженности в реестр требований кредиторов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При указанных обстоятельствах определение суда первой инстанции в обжалуемой налоговым органом части не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2013 по делу N А07-11164/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-11164/2013
Должник: СПК Колхоз "Кундряк"
Кредитор: -, Владимирова Юлия Анатольевна, Межрайонная ИФНС N3 по РБ
Третье лицо: Конкурсный управляющий Хамзин Фарит Варисович, МИФНС России N 3 по Республике Башкортостан, СПК колхоз "Кундряк", НП СРО АУ "Евросиб", Хамзин Фарит Варисович
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2940/14
26.05.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5301/14
19.03.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1731/14
01.10.2013 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-11164/13