г. Красноярск |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А74-4152/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" марта 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаховой А.И.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Бабича Алексея Сергеевича (истца) - Емельянова А.В. - представителя по доверенности от 12.02.2014 N 19 АА0228358,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Абакана
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "30" декабря 2013 года по делу N А74-4152/2013, принятое судьей Кобыляцкой Н.Н.,
установил:
индивидуальный предприниматель Бабич Алексей Сергеевич (ИНН 190102096460, ОГРНИП 307190134700020) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), и к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:160108:29, площадью 14849,5 кв.м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Игарская, 10, на значение, равное его рыночной стоимости в размере 4 013 671 рубля 55 копеек.
Определением от 09.12.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация города Абакана.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 декабря 2013 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, третье лицо обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска, поскольку величина рыночной стоимости определена истцом в нарушение требований, установленных Федеральным законом от 29.07.1998 N 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральными стандартами оценки.
От истца и ответчиков отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Определением от 12.02.2014 апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание на 18.03.2014.
Ответчики и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела путем направления копий определения от 12.02.2014 и размещения информации о времени и месте рассмотрения дела в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru, в судебное заседание не явились и не направили своих представителей, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель истца отклонил доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, а также указал, что апелляционная жалоба подана с пропуском срока на обращение с апелляционной жалобой.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно оттиску штампа на конверте апелляционная жалоба сдана в отделение почтовой связи 30.01.2014, в связи с чем срок подачи апелляционной жалобы, установленный частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем апелляционной жалобы не пропущен.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Индивидуальному предпринимателю Бабичу А.С. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 14849,5 кв.м, с кадастровым номером 19:01:160108:29, расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Игарская, 10 (свидетельство о праве собственности от 20.03.2013 N 19АА509918 - т.1, л.д.12).
Согласно выписке из кадастрового паспорта земельный участок с кадастровым номером 19:01:160108:29 образован и поставлен на кадастровый учёт 19.11.2001 (т.1, л.д. 15), в связи с чем он вошел в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2011 (последняя кадастровая оценка земель Республики Хакасия на момент разбирательства).
Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 утверждена постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171 и внесена в государственный кадастр недвижимости в размере 19 431 610 рублей 22 копеек (номер 70822 в постановлении).
Из представленных истцом отчетов следует, что в отчете от 23.07.2013 N 102-2013/н, составленном обществом с ограниченной ответственностью "Акцепт", рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 18 июля 2013 года составляет 5 498 000 рублей (т.1, л.д. 27); в отчете от 02.09.2013 N 128-2013/н, составленном обществом с ограниченной ответственностью "Акцепт", рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составляет 2 630 000 рублей (т.1, л.д. 84).
В соответствии с отчётом об оценке рыночной стоимости земельного участка N 57-2013/зу от 12.11.2013 общества с ограниченной ответственностью "Статус" (подготовленным по результатам проведения судебной экспертизы, назначенной определением арбитражного суда от 15.10.2013) рыночная стоимость земельного участка площадью 14849,5 кв.м с кадастровым номером 19:01:160108:29 по состоянию на 01.01.2011 составила 3 922 792 рубля.
Уточняя исковые требования в части размера стоимости земельного участка, истец указал на рыночную стоимость в размере 4 013 671 рубля 55 копеек, определенную им согласно расчёту к отчёту об оценке, в котором стоимость аналогичных земельных участков, использованных экспертом при определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:160108:29, увеличена на шаг аукциона.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере равной его рыночной стоимости, в данный момент неоправданно завышена и негативно влияет на размеры обязательных платежей, уплачиваемых собственником, истце обратился в арбитражный суд с иском об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 декабря 2013 года иск удовлетворен.
Третье лицо, считая решение арбитражного суда первой инстанции незаконным и необоснованным, обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Определение понятия "кадастровая стоимость" содержится в Федеральном стандарте оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утверждённом Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508, и в частности, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определённая методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определённая индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определено, что под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя, в том числе внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2011.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, указанная норма Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения. Данная глава была принята Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с абзацем первым статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
При этом согласно абзацу второму названной нормы права, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Согласно экспертному заключению об определении рыночной стоимости земельного участка от 12.11.2013 N 57-2013/зу, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Статус" в рамках назначенной по делу судебной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 19:01:160108:29, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Игарская, 10, по состоянию на 01.01.2011, составляет 3 922 792 рубля (т.2, л.д. 34).
Согласно выписке из кадастрового паспорта земельного участка от 13.12.2012 N 1900/12-58535 кадастровая стоимость земельного участка определена в 19 245 545 рублей 98 копеек (т.1, л.д. 15).
По данным оценки рыночной стоимости земельного участка на дату определения его кадастровой стоимости рыночная стоимость значительно меньше кадастровой стоимости, доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка определена с учетом его рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в материалах дела отсутствуют.
Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка в ходе массовой оценки земель субъекта Российской Федерации определена без учета его рыночной стоимости.
Довод апелляционной жалобы об определении величины рыночной стоимости с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 29.07.1998 N 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральными стандартами оценки отклоняется как несостоятельный и не подтвержденный материалами дела.
Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законом, или в судебном порядке не установлено иное.
Экспертное заключение от 12.11.2013 N 57-2013/зу составлено с соблюдением требований статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", является ясным и полным, выводы носят категорический характер и не являются противоречивыми, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у арбитражного суда апелляционной инстанции отсутствуют, содержание отчета соответствует требованиям Федерального стандарта оценки "Требования к отчёту об оценке (ФСО N 3)", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 254.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 декабря 2013 года, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не подлежит разрешению, поскольку заявитель в силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 декабря 2013 года по делу N А74-4152/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
П.В. Шошин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-4152/2013
Истец: Бабич Алексей Сергеевич
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ ФКП "Росреестра"
Третье лицо: Администрация города Абакана, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"