г. Москва |
|
19 марта 2014 г. |
Дело N А40-131649/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Муртазалиевым А.А., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "МЕОН" на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2013 г. по делу N А40-131649/13 (33-1088), принятое судьей Ласкиной С.О. в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "МЕОН" (121471, г.Москва, ул.Петра Алексеева, д.12, стр.2, пом.N 108, ОГРН 1105027010440)
к Министерству экологии и природопользования Московской области
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Щербинина С.А. по дов. N 46 от 13.12.2013 г.; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "МЕОН" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области об оспаривании постановления от 10.09.2013 г. N 117-ж-2010/5 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания, которым ООО "МЕОН" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.8.41 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 руб. и предписания об устранении нарушения.
Решением суда от 29.11.2013 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения. При этом суд исходил из того, что событие административного правонарушения и вина общества в его совершении подтверждены материалами административного дела.
ООО "МЕОН" не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, не применен закон, подлежащий применению.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу заявителя в порядке ст.262 АПК РФ ответчиком не представлен.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, указал на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложил свою правовую позицию по делу, доводы апелляционной жалобы считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позицию ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении подано заявителем в Арбитражный суд города Москвы с соблюдением десятидневного срока, установленного ч.2 ст.208 АПК РФ, ч.1 ст.30.3 КоАП РФ.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области в период с 06 по 12 августа 2013 года проведена проверка соблюдения действующего законодательства обществом с ограниченной ответственностью "МЕОН" (далее - ООО "МЕОН"), расположенным по адресу: (юридический): 121471, г. Москва, ул.Петра Алексеева, д.12, стр. 2, пом. 108.
В ходе проверки, установлено, что данная организация осуществляет деятельность по рекультивации закрытого полигона ТБО "Ашитково", расположенного вблизи д. Ашитково Воскресенского муниципального района Московской области.
При осуществлении указанной деятельности ООО "МЕОН" производятся выбросы различных вредных веществ в атмосферный воздух. В соответствии с экспертным заключением по проекту рекультивации полигона ТБО "Ашитково" основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются: площадка рекультивации с работой строительной техники, грузового автотранспорта и пересыпкой пустой породы, выбросы биогаза. Загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух: азота диоксид, ангидрид сернистый, углерода оксид, метан, аммиак, а также иные вещества.
Таким образом, в результате деятельности ООО "МЕОН" оказывается негативное воздействие на окружающую среду.
Вместе с тем, установлено, что данная деятельность осуществляется юридическим лицом с нарушениями действующего законодательства об охране окружающей среды, а именно установлено, что ООО "МЕОН" допущено невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, а именно выбросы в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников за II квартал 2013 года, что является нарушением ст.16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст.28 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду".
За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотрена ответственность ст.8.41 КоАП РФ.
Установив указанные обстоятельства, прокуратурой 12.08.2013 г. вынесла постановление о возбуждении в отношении ООО "МЕОН" дела об административном правонарушении по ст.8.41 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении было передано Министерству экологии и природопользования Московской области для рассмотрения.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, Министерством в отношении ООО "МЕОН" было вынесено оспариваемое постановление от 10.09.2013 г. N 117ж-2010/5 о привлечении к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75 000 руб.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст.25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10, судом не установлено.
В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду-это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
На основании пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В соответствии с п.2 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно п. 3 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 28 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. N 344.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. N 632, и согласно п.1 данного порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с положениями Приказа Федеральной службу по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557 "Об установлении сроков платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлено, что указанная плата вносится по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Обязанность по внесению платы распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотрена ответственность ст. 8.41 КоАП РФ.
В нарушение вышеуказанных норм контрольным органом установлено, что ООО "МЕОН" при осуществлении деятельности по адресу: по рекультивации закрытого полигона ТБО "Ашитково" допущено невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, за II квартал 2013 года.
Вина ООО "МЕОН" в совершении административного правонарушения подтверждается материалами административного дела, а именно: фототаблицей; лицензией на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности от 24.09.2010 г. сроком действия до 24.09.2015 г.; договором подряда на рекультивацию земель от 15.09.2011 г. с конечным сроком выполнения работ - 15.09.2026 г.; договором N 14-28/12 от 28.12.2012 г. по приемке обезвоженного осадка сточных вод с последующим использованием в качестве рекультиванта; экспертным заключением по предпроектной или проектной документации N 1808-16 от 23.12.2009 г.; заключением от 12.02.2010 г. N 12/9; протоколом лабораторных исследований N 3596-3601 от 05.06.2013 г.; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.08.2013 г., а также иными материалами дела.
Возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность у ООО "МЕОН" имелась, однако обществом не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду допущено по вине юридического лица - ООО "МЕОН", так как своими действиями (бездействиями) общество нарушило ст.16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст.28 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду".
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что общество приняло все зависящие от него меры для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения для соблюдения требований природоохранного законодательства, из материалов дела не усматривается.
Таким образом, судом установлены законность и обоснованность принятия оспариваемого постановления, наличие соответствующих полномочий административного органа на принятия оспариваемого постановления, наличие законных оснований для привлечения к административной ответственности, соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности, а также сроков давности привлечения к административной ответственности.
Доказательств своевременного внесения обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду заявителем не представлено.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Принимая во внимание, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что предписание является производным от результатов проверки, отраженных в постановлении. Соответственно, так как результаты проверки признаны судом законными и обоснованными, основания для признания не законным и отмены обжалуемого предписания отсутствуют.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2013 г. по делу А40-131649/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "МЕОН" государственную пошлину, уплаченную за апелляционную жалобу по платежному поручению от 23.12.2013 г. N 290 в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-131649/2013
Истец: ООО "МЕОН" (ООО "МЕОН"), ООО МЕОН
Ответчик: Министерство экологии и природопользования Московской области