г. Москва |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А41-31933/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Малышева Е.С. по доверенности N 30-288/Дов от 26.12.13;
от администрации Мытищинского муниципального района Московской области: Кудинова М.С. по доверенности N 77-ДВ от 16.12.13;
от общества с ограниченной ответственностью Рыболовно-спортивный физкультурно-оздоровительный центр "Солнечная поляна": Стукалов Ю.М. по доверенность от 01.08.13; Стукалов И.М. по доверенности от 01.08.13; Петров М.В. по доверенности от 01.08.13; Кравченко Е.А. по доверенности от 01.08.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2013 года по делу N А41-31933/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к администрации Мытищинского муниципального района Московской области, обществу с ограниченной ответственностью Рыболовно-спортивный физкультурно-оздоровительный центр "Солнечная поляна", с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
о признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации Мытищинского муниципального района Московской области, обществу с ограниченной ответственностью Рыболовно-спортивный физкультурно-оздоровительный центр (ООО) "Солнечная поляна":
- о признании постановления администрации Мытищинского муниципального района N 1256 от 14.04.94 "О предоставлении земельных участков в собственность ООО "Солнечная поляна" недействительным;
- признании постановления администрации Мытищинского муниципального района N 478 от 29.02.00 "О предоставлении земельных участков в собственность ООО "Солнечная поляна" недействительным;
- признании договора купли-продажи земельных участков, расположенных по адресу: Московская область, Мытищинский район, Красногорский с/о, северо-восточнее д. СТепаньково - 2000 м. на берегу Пяловского в/х в правом берегу КИМ, с категорией земли - земли промышленности, расположенный северо-восточнее д. Степаньково Мытищинского района, для размещения причала и зоны отдыха недействительными (т. 1, л.д. 2-6).
Заявление подано на основании статей 8, 9 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 168, 169 Гражданского кодекса Российской Федерации.
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, Комитет лесного хозяйства Московской области уточнил заявленные требования, просил:
- признать недействительным договор купли-продажи земельного участка площадью 8 500 кв.м. с категорией земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "под размещение причала и зоны отдыха" с кадастровым номером 50:12:0060110:28, от 06.03.00, заключенный между муниципальным образованием - Мытищинский район и ООО "Солнечная поляна", зарегистрирован МОРП 04.11.00 за N 50-01.12-6.200-660.01;
- признать недействительным договор купли-продажи земельного участка площадью 54 900 кв.м. с категорией земель "земли промышленности", вид разрешенного использования "для предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере" с кадастровым номером 50:12:0060110:16, от 26.04.94, удостоверенный нотариусом г. Мытищи Никулиной Т. А., зарегистрирован в реестре за N 2580;
- применить последствия недействительности сделки путем исключения сведений из Государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав о земельных участках площадью 54 900 кв.м. с категорией земель "земли промышленности", вид разрешенного использования "для предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере" с кадастровым номером 50:12:0060110:16 и площадью 8 500 кв.м. с категорией земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "под размещение причала и зоны отдыха" с кадастровым номером N 50:12:0060110:28 (т. 2, л.д. 80-81).
Определением Арбитражного суда Московской области от 17 октября 2013 года производство по делу в отношении администрации Мытищинского муниципального района Московской области было прекращено; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области (т. 2, л.д. 143-144).
Решением Арбитражного суда Московской области в удовлетворении иска отказано (т. 5, л.д. 170-173).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 6, л.д. 3-9).
В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители администрации Мытищинского муниципального района Московской области и ООО "Солнечная поляна" возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 14.04.94 Главой администрации Мытищинского района Московской области было издано постановление N 1256 "О предоставлении земельных участков в собственностью ООО "Солнечная поляна", которым были утверждены границы отводов земельных участков: участка площадью 1,38 га, расположенного в 1 км. западнее д. Пирогово на берегу Клязьминского водохранилища, и участка площадью 5,49 га, расположенного северо-восточнее д. Степаньково на правом берегу канала имени Москвы; данные участки были предоставлены за плату ООО "Солнечная поляна" под размещение рыболовно-спортивных хозяйств "Пирогово" и "Солнечняа поляна" (т. 1, л.д. 11).
На основании указанного постановления 26.04.94 между Фондом имущества Мытищинского района и ООО "Солнечная поляна" был заключен договор купли-продажи (купчая) земельных участков, расположенных на землях администрации Мытищинского района Московской области:
- в Каргашиском сельском округе, площадью 1,38 га, находящийся в 1 000 метрах западнее деревни Пирогово на берегу Клязьминского водохранилища;
- в Красногорском сельском округе площадью 5,49 га, находящийся в 2 000 метрах северо-восточнее деревни Степаньково на берегу Пяловского водохранилища и правом берегу канала им. Москвы (т. 1, л.д. 136).
Право собственности ООО "Солнечная поляна" на земельный участок общей площадью 54 900 кв.м. с кадастровым номером 50:12:0060110:16 было зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии РФ-IIМО-12-05 N 013136 от 07.06.94 и свидетельством о государственной регистрации права серии АБ N 0032288 от 23.06.98 (т. 1, л.д. 137-139).
29.02.00 Главой Мытищинского района было издано постановление N 478 "О предоставлении земельного участка ООО РСФОЦ "Солнечная поляна", в соответствии с которым обществу был предоставлен земельный участок площадью 8 500 кв.м., расположенный северо-восточнее дер. Степаньково Мытищинского района (Красногорский сельский округ) для размещения причала зоны отдыха в собственность по нормативной цене (т. 1, л.д. 84).
На основании указанного постановления между Муниципальным образованием Мытищинский район (Продавец) и ООО "Солнечная поляна" (Покупатель) 06.03.00 был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:12:040101:0003 площадью 8 500 кв.м. (т. 2, л.д. 2).
Право собственности ООО "Солнечная поляна" на земельный участок с кадастровым номером 50:12:040101:0003 было зарегистрировано в установленном законом порядке 08.11.00, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии АБ N 1071578 от 08.11.00 (т. 2, л.д. 5).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Комитет лесного хозяйства Московской области указал, что принадлежащие ООО "Солнечная поляна" земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:040101:0003 и 50:12:0060110:16 относятся к землям лесного фонда, в связи с чем имеют особый правовой режим, таким образом, администрация Мытищинского муниципального района Московской области, продав названные земельные участки, вышла за пределы своих полномочий, что влечет недействительность договоров купли-продажи.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что оспариваемые договоры были заключены после и на основании действий уполномоченных органов по формированию и предоставлению земельных участков, которые незаконными не признаны; факт нарушения прав истца заключением оспариваемых договоров не установлен; доказательств наличия пересечения спорных земельных участков с участками лесного фонда не представлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Комитет лесного хозяйства Московской области указал, что договор купли-продажи (купчая) от 26.04.94 и договор купли-продажи от 06.03.00 были заключены между муниципальным образованием Мытищинский район и ООО "Солнечная поляна" с нарушением норм действующего законодательства, поскольку предметом указанных договоров являются участки лесного фонда, на отчуждение которых уполномоченный на то орган федеральной власти своего согласия не давал.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень земель, на которых проводится лесоустройство: на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки могут располагаться только на землях лесничеств и лесопарков.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Из материалов дела следует, что по договору купли-продажи (купчая) от 26.04.94 к ООО "Солнечная поляна" перешло право собственности на земельный участок общей площадью 54 900 кв.м. с кадастровым номером 50:12:0060110:16, расположенный в Красногорском сельском округе площадью 5,49 га, находящийся в 2 000 метрах северо-восточнее деревни Степаньково на берегу Пяловского водохранилища и правом берегу канала им. Москвы, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере (т. 1, л.д. 86).
На основании договора купли-продажи от 06.03.00 за ООО "Солнечная поляна" было зарегистрировано право собственности на земельный участок общей площадью 8 500 кв.м. с кадастровым номером 50:12:040101:0003, расположенный северо-восточнее дер. Степаньково Мытищинского района (Красногорский сельский округ), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение причала и зоны отдыха. В настоящее время названному участку присвоен кадастровый номер 50:12:0060110:28 (т. 2, л.д. 6).
Таким образом, в сведениях Государственного кадастра недвижимости ссылок на отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда не имеется.
При этом апелляционный суд учитывает, что Комитет лесного хозяйства Московской области действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по кадастровому учету спорных земельных участков, в том числе в части указания их категории, не оспаривал.
В подтверждение своего довода о том, что принадлежащие ООО "Солнечная поляна" земельные участки имеют наложение границ на земли лесного фонда, а именно:
- земельный участок с кадастровым номером 50:12:0060110:28 частично расположен в квартале 30 Лобненского участкового лесничества (выдел 1, 2 площадью 7 656 кв.м.),
- земельный участок с кадастровым номером 50:12:0060110:16 расположен в квартале 40 Лобненского участкового лесничества (выделы 3,5,11,13,14,15,20 площадью 29 786 кв.м.), Комитет лесного хозяйства Московской области ссылается на заключение Центрлеспроекта от 22.08.12.
Согласно названному заключению, изложенному в письме N 13/1491 от 22.08.12, спорные земельные участки находятся на территории расположения Дмитровского лесничества, границы которого определены приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 1 от 12.01.09 (т. 1, л.д. 88).
Изложенное свидетельствует о том, что границы лесничества, в которое, по мнению истца, входят спорные земельные участки, были сформированы после образования земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0060110:16 и 50:12:0060110:28 и передаче их в собственность ООО "Солнечная поляна".
Таким образом, доказательств вхождения спорных участков в земли лесного фонда на момент заключения договоров купли-продажи не представлено.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в письме N 13/1534 от 25.10.13 Центрлеспроект сообщило ООО "Солнечная поляна" о том, что сведения, содержащиеся в заключении, носят информационный характер и не могут рассматриваться в качестве основания для принятия решения, рекомендации по вопросам согласования границ земельных участков или в качестве любой другой рекомендации. Также предоставляемые сведения не подлежат использованию в качестве основы какого-либо юридически связывающего обязательства или соглашения, включая, но не ограничиваясь, обязательством по обновлению данных сведений, т.к. филиал вправе в любое время и без уведомления изменять информацию и сведения, приведенные в заключении (т. 3, л.д. 55).
При этом, из материалов землеустроительного дела по установлению границ земельного участка общей площадью 8 500 кв.м. следует, что названный земельный участок является смежным по отношению к землям Государственного лесного фонда, при этом со стороны уполномоченного по распоряжению указанными землями органа (отдела по управлению Дмитровским лесничеством) возражений к прохождению границ земельного участка ООО "Солнечная поляна" не имеется (т. 3, л.д. 109, 114, 116-117).
Согласование со стороны уполномоченных органов лесхоза также было получено при формировании земельного участка с кадастровым номером 50:12:0060110:16 (т. 1, л.д. 64-65, 106, т. 4, л.д. 79).
Кроме того, в соответствии с постановлением Комитета лесного хозяйства Московской области N 4-036/2012 о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 29.01.13 доказательства самовольного использования ООО "Солнечная поляна" лесного участка отсутствуют, спорные земли используются обществом в соответствии с надлежащим образом оформленными правами (т. 1, л.д. 111-113).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку доказательств вхождения спорных земельных участков в земли лесного фонда не представлено, постановка земельных участков ООО "Солнечная поляна" на кадастровый учет в заявленных границах незаконной признана не была, также не представлены доказательства несоответствия оспариваемых договоров купли-продажи нормам действующего законодательства.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно исковому заявлению о нарушении своих прав Комитету лесного хозяйства Московской области стало известно не ранее 01.07.12, то есть с момента образования.
Между тем, Комитет лесного хозяйства Московской области не является новым органом исполнительной власти, осуществляющим распорядительные функции в сфере лесного хозяйства.
Так, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации N 1021 от 25.12.92, N 808 от 05.07.94, N 173 от 10.02.98 с 1992 года федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, являлась Федеральная служба лесного хозяйства России, в структуру которой входили подведомственные ей подразделения в субъектах Российской Федерации и местные подразделения - лесхозы, лесничества.
Как указывалось выше, границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0060110:16 и 50:12:0060110:28 на момент их передачи ООО "Солнечная поляна" были согласованы уполномоченными на то органами государственной власти - Дмитровским лесничеством, объединением МЛТО "Мослесопарк", ЛПХ "Северный",
Указом Президента Российской Федерации N 867 от 17.05.00 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба лесного хозяйства России была упразднена, ее функции были переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 283 от 16.06.04 было утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, в соответствии с которым указанное агентство (Рослесхоз) было наделено функциями по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Указом Президента Российской Федерации N 724 от 12.05.08 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство лесного хозяйства было передано в ведение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" было утверждено "Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства", в соответствии с пунктом 6.9 которого Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы агентства.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16 февраля 2011 года N 27 было утверждено "Положение об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва", пунктом 1 которого установлено, что Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Мослесхоз) является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции: по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (на землях лесного фонда); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
На основании пункта 6.9 "Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства.
Согласно пункту 9.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" принятие решений о реорганизации или об упразднении территориальных органов федерального органа исполнительной власти производится в порядке, аналогичном порядку принятия решения об образовании новых территориальных органов.
В решении федерального органа исполнительной власти о реорганизации или об упразднении территориального органа регламентируются вопросы передачи функций реорганизуемых территориальных органов, правопреемства, гарантий и компенсаций государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По распоряжению Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 721-р "О передаче федерального бюджетного специализированного учреждения "Центрлес" и федерального государственного учреждения "Мособллес", с 1 июля 2012 года утратило силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2007 года N 520-р, на основании которого все лесничества и лесопарки Московской области ранее находились под управлением уполномоченного федерального органа (Рослесхоза), территориальным органом которого являлось Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Губернатора Московской области от 15 мая 2012 года N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" образовывается Комитет лесного хозяйства Московской области (с 1 июля 2012 года).
Пунктом 3 Постановления Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" было установлено принять в собственность Московской области федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и федеральное государственное учреждение "Мособллес" как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
На основании пункта 11 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22 основными задачами Комитета являются: охрана, защита и воспроизводство лесов; эффективное управление лесами; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Таким образом, в связи с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти функции и полномочия в сфере лесных правоотношений последовательно передавались от Федеральной службы лесного хозяйства России к Министерству природных ресурсов Российской Федерации, затем Федеральному агентству лесного хозяйства, которым было создано Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, полномочия которого перешли к Комитету лесного хозяйства Московской области.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о возможности применения в данном случае общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица, в том числе наличии правопреемственности между указанными органами.
При этом, правопреемство, по смыслу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", означает переход от одного государственного органа к другому государственному органу обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами бюджетного законодательства", права и обязанности ликвидированного (реорганизованного) госоргана в обязательном порядке переходят к другому госоргану (в рассматриваемом случае - органу субъекта Российской Федерации) в части функций и обязательств возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций госорганом.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области, в конечном счете, фактически является правопреемником соответствующего структурного подразделения Федеральной службы лесного хозяйства России, находящиеся в подчинении которой лесничества и иные компетентные органы согласовали границы спорных земельных участков.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о пропуске Комитетом лесного хозяйства Московской области срока исковой давности по настоящему спору.
В силу части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку в суде первой инстанции ООО "Солнечная поляна" было заявлено о применении срока исковой давности, апелляционный суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имелось (т. 1, л.д. 102-103).
Довод заявителя апелляционной жалобы о принятии обжалуемого судебного акта в отношении прав и обязанностей Московского-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, в связи с нахождением спорных земельных участков на землях водного фонда, подлежит отклонению, поскольку со стороны компетентных органов, осуществляющих функции по управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, при установлении границ спорных земельных участков были получены все необходимые согласования. Доказательств наличия каких-либо разногласий по предмету настоящего спора между Федеральным агентством водных ресурсов, его структурными подразделениями и ООО "Солнечная поляна" не представлено.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2013 года по делу N А41-31933/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-31933/2013
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: Администрация Мытищинского муниципального района Московской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ООО "Рыболовно-спортивный физкультурно-оздоровительный центр" "Солнечная поляна"