г. Челябинск |
|
19 марта 2014 г. |
Дело N А76-20397/2013 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Тимохина О.Б., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Речкаловой В.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Копейского городского округа Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.12.2013 по делу N А76-20397/2013 (судья Михайлова Е.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации Копейского городского округа Челябинской области - Кизилова Ю.А. (доверенность N 27-ДВ от 25.09.2013).
Администрация Копейского городского округа Челябинской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее - УФССП России по Челябинской области, заинтересованное лицо), Межрайонному специализированному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Челябинской области (далее - МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области) о признании незаконным и отмене постановления от 20.08.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде назначения административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24 декабря 2013 года в удовлетворении заявления Администрации отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель, не оспаривая факт неисполнения им требований неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок, обращает внимание на отсутствие его вины в совершении административного правонарушения. В частности, Администрация полагает, что исполнить требования судебного пристава-исполнителя в установленный срок было невозможно из-за сложного финансового положения, дефицита бюджета и в связи с большим количеством судебных актов по предоставлению жилых помещений гражданам, жилые помещения которых были признаны непригодными для проживания.
УФССП России по Челябинской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, которым доводы последней отклонены со ссылкой на то, что вина Администрации в совершении административного правонарушения установлена административным органом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, Межрайонный специализированный отдел судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Челябинской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В отсутствие возражений явившегося в судебное заседание представителя подателя жалобы, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Исследовав имеющиеся по делу доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 14.12.2012 судебным приставом-исполнителем МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области на основании исполнительного листа ВС N 030990713, выданного 05.12.2012 Копейским городским судом Челябинской области во исполнение решения от 31.08.2012 о возложении на Администрацию Копейского городского округа Челябинской области предоставить Пестрякову В.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение - квартиру, состоящую не менее чем из одной комнаты, отвечающее установленным санитарным нормам в черте города Копейска, общей площадью не менее 36,10 кв.м. (л.д. 26-28), вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства (л.д. 25).
Указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, со дня получения постановления.
В связи с неисполнением должником исполнительного документа в добровольном порядке в соответствии со ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебным приставом-исполнителем 12.04.2103 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5 000 рублей, при вынесении которого установлено, что должником не представлено доказательств об уважительности причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок для его добровольного исполнения. (л.д.24).
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 18.06.2013 Администрации установлен новый срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (22.07.2013) (л.д. 23). Администрацией требования документа в срок, установленный указанным постановлением, не исполнены.
23.07.2013 судебным приставом-исполнителем МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области в отношении Администрации составлен протокол об административном правонарушении, отразивший факт неисполнения Администрацией содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от 12.04.2013 (л.д. 18).
23.07.2013 в адрес Администрации направлено уведомление о времени и месте рассмотрения вопроса об административном наказании (20.08.2013 в 10 час. 00 мин.) (л.д. 16-17).
В связи с неисполнением должником исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок в соответствии со ст. 105, 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" старшим судебным приставом 20.08.2013 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей. (л.д. 14-15).
Решением от 09.09.2013 УФССП России по Челябинской области постановление по делу об административном правонарушении от 20.08.2013 в отношении Администрации оставлено без рассмотрения (л.д. 9).
Не согласившись с указанным постановлением, Администрация обратилась в суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, а также соблюдения административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
В силу ст.6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в частности, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
На основании ст.13 указанного Закона, судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Пунктом 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 названного Закона.
В силу ч. 1 и 2 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, полномочием налагать взыскание в виде штрафных санкций на должника в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, наделён судебный пристав-исполнитель. Указанное полномочие судебного пристава-исполнителя направлено на обеспечение установленного публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
В силу части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного административного правонарушения предполагает совершение лицом бездействия, выразившиеся в неисполнении требований исполнительного документа, при этом:
- требования исполнительного документа должны носить неимущественный характер;
- должником должен быть нарушен срок исполнения требований исполнительного документа, установленный судебным приставом-исполнителем;
- установлению судебным приставом-исполнителем срока исполнения требований исполнительного документа должно предшествовать постановление о взыскании исполнительского сбора.
Судом первой инстанции установлен и материалами дела подтверждается факт неисполнения Администрацией требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В связи с этим обоснованным является вывод суда о том, что действия заявителя образуют объективную сторону вменяемого ему административного правонарушения.
Как видно из оспариваемого постановления, вопрос вины исследовался судебным приставом-исполнителем при вынесении постановления, в тексте постановления данный вопрос отражен применительно к конкретным обстоятельствам дела и собранным доказательствам.
Заявитель вывод о вине в совершении правонарушения не опроверг и не представил доказательств, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, он принял все меры для надлежащего исполнения исполнительного документа.
Довод Администрации об отсутствии её вины в совершении правонарушения ввиду невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный срок, был рассмотрен и обоснованно отклонён судом первой инстанции.
Пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" разъяснено, что для решения вопроса о виновности юридического лица в совершении правонарушения арбитражным судам требуется установить, имелась ли у соответствующего лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, приняты ли им все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 02.04.2009 N 486-О, ответственность за нарушение административного законодательства применяется лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда не были приняты все зависящие от юридического лица меры по их соблюдению.
Из указанной в апелляционной жалобе переписки с органами власти и управления по вопросу о выделении финансирования для исполнения судебных актов по предоставлению жилых помещений гражданам, следует, что Администрация более семи месяцев с момента вынесения решения Копейским городским судом не предпринимала мер по исполнению решения суда, что подтверждает вывод суда первой инстанции о том, что заявителем не были предприняты своевременные, необходимые и достаточные меры по исполнению решения суда, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал установленной вину заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Доказательства, подтверждающие невозможность исполнения исполнительного документа, принятия активных действий со стороны заявителя по выполнению требований исполнительного документа судебному приставу-исполнителю не представлялись.
Довод заявителя о дефиците бюджета не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку такое обстоятельство не является основанием для неисполнения судебного акта.
Достаточных оснований для переоценки данного вывода на стадии апелляционного производства не имеется.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, является обоснованным.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное наказание соответствует минимальному пределу санкции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.12.2013 по делу N А76-20397/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Копейского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А.Иванова |
Судьи |
О.Б.Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-20397/2013
Истец: Администрация Копейского городского округа Челябинской области
Ответчик: МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, УФССП по Челябинской области
Третье лицо: УФССП России по Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2014 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3373/14
12.05.2014 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3373/14
19.03.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1578/14
24.12.2013 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-20397/13