г. Самара |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А49-7807/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 марта 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17.03.2014 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Малое универсальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 24.01.2014 по делу N А49-7807/2013 (судья Стрелкова Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Малое универсальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 5827011544, ОГРН 1075827000501), г.Нижний Ломов Пензенской области, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области, г.Пенза,
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
в судебном заседании принял участие представитель ООО "Малое универсальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства" Колокольцев А.И. (директор),
представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области не явился, извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Малое универсальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ООО "МУП ЖКХ", общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы надзору в сфере природопользования по Пензенской области (далее - административный орган) от 16.09.2013 года N 03-100/2013, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100000 руб. за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Общество также просило прекратить административное дело за отсутствием события правонарушения.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 24.01.2014 по делу N А49-7807/2013 в удовлетворении требования об оспаривании постановления административного органа отказано, в части требования о прекращении административного дела производство по судебному делу прекращено.
В апелляционной жалобе ООО "МУП ЖКХ" просило отменить указанное судебное решение в части отказа в удовлетворении требования об оспаривании постановления административного органа и в соответствующей части вынести новое решение об отмене этого постановления. По мнению общества, в обжалованной части решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей административного органа, который был надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель ООО "МУП ЖКХ" поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Проверив решение суда первой инстанции в обжалованной части в соответствии с правилами, установленными частью 5 статьи 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, 02.07.2007 в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1075827000501 было зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью "Газжилсервис". Решением общего собрания участников от 03.04.2008 (протокол N 5) общество с ограниченной ответственностью "Газжилсервис" переименовано в ООО "МУП ЖКХ" (т. 1, л.д. 8-17). ООО "МУП ЖКХ" имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов от 10.06.2009 N ОТ-50-000979 (58) сроком действия до 10.06.2014 (т. 2, л.д. 10-13).
14.08.2013 от прокурора Пензенской области в адрес административного органа поступило обращение главы Администрации г. Нижний Ломов о нарушении обществом природоохранного законодательства при размещении отходов производства и потребления (т. 1, л.д. 39-40).
С целью проверки фактов, изложенных в заявлении, а также предотвращения возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, руководителем административного органа издан приказ от 20.08.2013 N 97-1/П о проведении в отношении общества внеплановой выездной проверки в период с 22.08.2013 по 18.09.2013. Решение о проведении внеплановой выездной проверки согласовано с прокуратурой Пензенской области (т. 1; л.д. 41-42, 44-45). Копия приказа о проведении проверки вручена 22.08.2013 законному представителю общества - директору Колокольцеву А.И., что подтверждается его подписью в соответствующем уведомлении (т. 1, л.д. 43).
Проверкой установлено несоблюдение обществом экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: 02.09.2013 общество осуществляло вывоз с обслуживаемых контейнерных площадок отходов, подлежащих размещению на свалке твердых бытовых отходов (ТБО), и осуществляло их несанкционированное складирование на территории, прилегающей к свалке ТБО г. Нижний Ломов, в частности на территории земельного участка с кадастровым номером 58:21:0840206:81. Свалка ТБО расположена в 8 км от г. Нижний Ломов на земельном участке с кадастровым номером 58:21:0840206:76, имеет площадь 69010 кв.м. Свалка огорожена со стороны въездом и имеет обваловку. Информации о выделении под свалку дополнительного земельного участка для размещения свалки и изменении ее границ в административный орган не поступало.
Факт нарушения отражен в акте проверки от 11.09.2013 N 003513 (т. 1, л.д. 46-50). С актом проверки ознакомлен законный представитель общества - директор Колокольцев А.И., один экземпляр акта проверки он получил под роспись.
По результатам проверки 11.09.2013 в присутствии законного представителя общества - директора Колокольцева А.И. составлен протокол об административном правонарушении N 03-100/2013, в котором допущенные обществом нарушения квалифицированы по статье 8.2 КоАП РФ. Права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и КоАП РФ, ему разъяснены, копия протокола вручена под роспись (т. 1, л.д. 55-57). Определением от 11.09.2013 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 16.09.2013 в 10 часов 00 минут по адресу: г. Пенза, ул. Пушкина, 167 "б". Определение вручено под роспись директору общества Колокольцеву А.И. (т. 1, л.д. 54).
16.09.2013 дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом в присутствии директора общества Колокольцева А.И., по результатам рассмотрения вынесено постановление от 16.09.2013 N 03-100/2013, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 руб. (т. 1, л.д. 51-53).
Суд первой инстанции обоснованно отказал ООО "МУП ЖКХ" в удовлетворении требования об оспаривании этого постановления.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходы - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Обязательным условием деятельности по обращению с отходами является соблюдение индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (статья 11 Закона N 89-ФЗ).
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлена статьей 8.2 КоАП РФ, согласно которой несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что ООО "МУП ЖКХ" на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов от 10.06.2009 N ОТ-50-000979 (58) в 2012 и 2013 годах фактически осуществляло указанную деятельность согласно заключенным договорам с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, что подтверждается справкой общества, представленной в ходе проверки (т. 2, л.д. 2). Объемы фактически оказанных обществом услуг по вывозу ТБО за 2012 и январь-июль 2013 года с расшифровкой по потребителям отражены в отчетах по вывозу ТБО, представленных обществом в ходе проведения проверки. Факты оказания обществом услуг по вывозу ТБО подтверждаются также первичной учетной документацией (актами выполненных работ, счетами-фактурами, путевыми листами) и графиком санитарной очистки контейнерных площадок города Нижний Ломов, утвержденным директором общества 01.06.2013 (т. 1, л.д. 76, 93-104, 113-116, 133-146; т. 2, л.д. 16-22).
В целях осуществления деятельности по сбору, и транспортировке ТБО общество использует 190 контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности, а также специализированный транспорт - мусоровозы, арендуемые на основании договоров аренды от 2012 года, что подтверждается сведениями о хозяйственной деятельности общества за 1 квартал 2013 года, а также справками общества, направленными в административный орган в ходе проверки (т. 1, л.д. 109; т. 2, л.д. 1, 2 (оборотная сторона)).
Как видно из материалов дела, 02.09.2013 общество на эксплуатируемые им мусоровозы ГАЗ-3307 рег.N М823, ГАЗ-3307 рег.N М820СТ, ГАЗ-3307 рег. N Н024ОА, ЗИЛ рег. N М813СТ осуществляло складирование ТБО, вывезенных с обслуживаемых контейнерных площадок, на территории земельного участка, прилегающего к свалке ТБО, с обратной стороны обваловки городской свалки. Данное обстоятельство подтверждается путевыми листами от 02.09.2013 N 2600, N 2599, N 2596; объяснениями водителей Иноземцева А.Н., Морева Н.Н., Шевякова В.В. от 02.09.2013, данными в ходе проверки; актом проверки от 11.09.2013 N 003513 и протоколом от 11.09.2013 N 03-100/2013 об административном правонарушении (т. 1, л.д. 59-61, 62-66, 71-73; т. 2, л.д. 20-22).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпунктам 2.1 и 2.2 раздела 2.1.7 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2001, полигоны ТБО являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов.
Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Из технического паспорта на свалку г. Нижнего Ломова Нижнеломовского района Пензенской области, кадастровой выписки о земельном участке, публичной кадастровой карты кадастрового квартала и распечатки фотосъемки со спутника, акта выбора земельного участка для размещения городской свалки от 18.11.1987, решения Нижнеломовского районного Совета народных депутатов от 22.09.1989 N 155, заключений экспертиз по проекту полигона ТБО, постановлений главы Администрации Нижнеломовского района о предоставлении земельного участка для размещения свалки в аренду и договоров аренды, письма Администрации Нижнеломовского района от 27.11.2011 N 5567 и характеристики объекта размещения отходов по результатам инвентаризации, проведенной в 2011 году, следует, что полигон для размещения ТБО города Нижний ломов Пензенской области расположен на земельном участке с кадастровым номером 58:21:840206:76 общей площадью 69010 кв.м, имеющем адресные ориентиры: Пензенская область, город Нижний Ломов, дорога город Нижний Ломов - село Наровчат, и представляет собой территорию, огороженную по всему периметру земляной обваловкой, имеющую въездные ворота со стороны автодороги город Нижний Ломов - село Наровчат (с восточной стороны земельного участка). На территории свалки около въездных ворот расположены нежилое строение (литера А) площадью 10 кв.м и два сарая (литеры Г) площадью 2,3 кв.м каждый. На 02.09.2013 арендатором указанного земельного участка для размещения ТБО являлось ООО "Феникс" (правопреемник ООО "Благоустройство") по договору аренды земельного участка от 24.11.2011 N 82К/11 (т. 1, л.д. 90-91 (оборотная сторона); т. 2, л.д. 46-80).
Материалами дела подтверждается, что никаких правовых оснований для размещения отходов ТБО на территории свалки у общества не имелось. Документы, подтверждающие факт размещения отходов ТБО на полигоне размещения отходов ТБО (свалке), общество не представило.
Из материалов дела также усматривается, что фактическое размещение отходов производится как в границах полигона ТБО (свалки), так и за ее пределами на прилегающих земельных участках. Съемкой со спутника подтверждается, что на территорию свалки ведет только одна дорога - через ворота с восточной стороны земельного участка. Объездная дорога с южной стороны земельного участка на территорию свалки не ведет, а поскольку вся ее территория огорожена земляным валом, то проникновение на территорию свалки по объездной дороге с южной стороны свалки невозможно. Следовательно, водители общества 02.09.2013 не могли подъехать на территорию свалки по объездной дороге с южной стороны и произвести там выгрузку отходов. Фактически выгрузка производилась с обратной стороны обваловки, то есть за территорией свалки. То обстоятельство, что на земельных участках, прилегающих к территории свалки, уже длительное время производится выгрузка отходов различными юридическими и физическими лицами, не означает, что данная прилегающая территория является территорией санкционированной свалки, поскольку никаких документов, подтверждающих факт выделения данных земельных участков в установленном законом порядке для размещения полигона ТБО (свалки), в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности факта совершения обществом административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности означает, что закон рассматривает всякую планируемую деятельность как потенциально опасную. Следовательно, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов.
ООО "МУП ЖКХ" не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности для соблюдения правил и требований, за нарушение которых статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению этих правил.
Административно-правовые последствия своих действий общество не могло не предвидеть.
По рассматриваемому делу не имеется никаких сомнений в виновности общества, которые могли бы быть истолкованы в его пользу на основании части 4 статьи 1.5 КоАП РФ.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях ООО "МУП ЖКХ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Совершенное обществом правонарушение определенно связано с его экономической деятельностью.
Установленный КоАП РФ порядок привлечения к административной ответственности соблюден, срок давности привлечения к административной ответственности на день принятия оспариваемого постановления не истек, наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.2 КоАП РФ, с учетом характера совершенного обществом административного правонарушения и обстоятельств, приведенных в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Наложение штрафа в размере 100000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов, и адекватно тому вреду, который причинен обществом в результате административного правонарушения.
Принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции сделал мотивированный вывод об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Таким образом, в обжалованной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и иных нормативных правовых актов, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 24 января 2014 года по делу N А49-7807/2013 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-7807/2013
Истец: ООО "Малое универсальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области (Росприроднадзор)