г. Москва |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А40-122105/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Муртазалиевым А.А., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу СПИ Бабушкинского ОСП УФССП России по Москве Трифоновой А.А. на решение Арбитражного суда г.Москвы от 01.11.2013 г. по делу N А40-122105/13 (120-742) судьи Блинниковой И.А.
по заявлению ГУ-ГУ ПФР России N 6 по г.Москве и МО
к СПИ Бабушкинского отдела судебных приставов УФССП России по Москве Мишаковой Л.В.,
третье лицо: ИП Шильников И.Е.,
о признании незаконным постановления,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Трифонова А.А. по дов. от 13.11.2013 г.; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ГУ-ГУ ПФР N 6 по Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления от 08.06.2013 г. N 16949/12/29/77 судебного пристава- исполнителя Бабушкинского РОСП УФССП России по г.Москве Мишаковой Л.В. (далее судебный пристав) об отказе в возбуждении исполнительного производства в связи с непредставлением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций о полном или частичном неисполнении требований органа ПФР в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, а также об обязании судебного пристава-исполнителя устранить допущенные им нарушения законных прав и интересов заявителя, возбудив исполнительное производство.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.11.2013 г. вышеуказанные требования были удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемого постановления ответчика требованиям законодательства об исполнительном производстве, влекущем нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя на получение денежных средств по исполнительному документу.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, судебный пристав-исполнитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению судебного пристава, заявителем не представлена информация о наличии или отсутствии у должника расчетных или иных счетов в банках и кредитных учреждениях, а также сведения о полном или частичном списании денежных средств со счетов.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу ответчика в порядке ст.262 АПК РФ заявителем, а также третьим лицом не представлен.
В судебном заседании представитель ответчика в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложив свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители заявителя и третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснение ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу п.1 ст.30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8 указанной статьи закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Согласно п/п.4 п.1 ст.31 Федерального закон судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, в случае, если:
1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона;
3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона;
5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона;
6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктами 1, 2 и 4 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона;
7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
В настоящем случае, как усматривается из материалов дела, на основании ст.20 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) ГУ - Главным управлением ПФР N 6 по г.Москве и Московской области 07.06.2012 г. в адрес Бабушкинского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по г.Москве было направлено заявление от N 16949/12129177 о возбуждении исполнительного производства и постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов ИП Шильников И.Е. от 18.05.2012 г. N 08730290018994 в размере 10,08 руб.
Судебным приставом-исполнителем Бабушкинского РОСП УФССП России по г.Москве Мишаковой Л.В. было вынесено Постановление от 08.06.2013 г. N 16949/12/29/77 об отказе в возбуждении исполнительного производства по вышеуказанному исполнительному документу.
Отказ в возбуждении исполнительного производства мотивирован тем, Постановление от 18.05.2012 г. N 08730290018994 не соответствует требованиям, предусмотренным п/п.5 п.1 ст.13, ст.31 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а именно, постановление предъявлено без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций о полном или частичном неисполнении требований отделения ПФР в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Считая данное постановление судебного пристава-исполнителя незаконным и необоснованным, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные Учреждением требования, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности и необоснованности оспариваемого постановления.
Так в соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В силу ст.18 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.19 названного закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона (ч.14 ст.19 Закона о страховых взносах).
Проверка сведений произведена учреждением путем обработки информации об открытии (закрытии) счетов, поступающей в фонд от плательщиков страховых взносов и банков.
Согласно ч.1 ст.24 Закона о страховых взносах банки обязаны сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в электронной форме в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронной форме установлен Положением Банка России от 15.11.2010 г. N 361-П "О порядке сообщения банком в электронном виде органу контроля за уплатой страховых взносов об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета".
Аналогичные сообщения банки одновременно направляют и в налоговые органы в соответствии с положением Банка России от 07.09.2007 г. N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета".
Кроме того, ст.28 Закона о страховых взносах возлагает на самих страхователей обязанность сообщать органам контроля об открытии расчетных счетов в банках.
Поскольку данная обязанность страхователей и банков предоставлять сведения об открытии или о закрытии счета прямо предусмотрена законодательством, у пенсионного органа отсутствует необходимость запрашивать у банков и налоговых органов указанные сведения, так как и в учреждение и в налоговый орган сведения поступают одновременно.
Кроме того, с 01.01.2011 г. сведения о банковских счетах организаций и индивидуальных предпринимателей исключены из числа данных, содержащихся в государственных реестрах (п/п."с" п.1, п/п. "р" п.2 ст.5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В связи с этим с 01.01.2011 г. банки не обязаны представлять в регистрирующий орган (налоговый орган) сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с абз.4 п.4 ст.5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Аналогичные изменения внесены в Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 г. N 630.
Следовательно, в настоящее время налоговые органы не аккумулируют в качестве регистрирующих органов сведения о расчетных счетах индивидуальных предпринимателей и каким-либо приоритетом в качестве источника такой информации по сравнению с пенсионными органами не обладают.
Согласно действующему законодательству индивидуальные предприниматели и банки обязаны сообщать об открытых счетах как в налоговые, так и в пенсионные органы; вся ранее имевшаяся информация была передана из налоговых органов в пенсионные органы. Таким образом, в связи с отсутствием у Главного управления информации об открытых расчетных счетах должника, постановление о взыскании задолженности за счет имущества плательщика было направлено в службу судебных приставов. При этом приложенная к данному постановлению Справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов являлась достаточными в обоснование отсутствия информации о банковских счетах должника.
Согласно ст.20 Закона о страховых взносах, решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Между тем, данных о том, что ПФР РФ располагал сведениями об открытии должником иных счетов, материалы дела не содержат.
ГУ-ГУ ПФР РФ N 6 по г.Москве и Московской области, обращаясь в арбитражный суд, указал, что данными о счетах должника не располагает.
Между тем, заявителем не доказаны обстоятельства невозможности бесспорного взыскания задолженности вследствие отсутствия у него информации о счетах плательщика страховых взносов в банках и принятие надлежащих мер по выявлению их наличия.
Отсутствие у ГУ-ГУ ПФР РФ N 6 по г.Москве и Московской области информации о счетах должника позволяло ему на основании ч.14 ст.19 Закона о страховых взносах направить в службу судебных приставов постановление о взыскании задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов, и у судебного пристава-исполнителя, в данном случае, отсутствовали основания для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Из Федерального закона и Закона о страховых взносах следует, что обращение взыскания на денежные средства должника в целях взыскания обязательных платежей должно производиться Управлением; обращение взыскания на имущество должника, которое производится судебным приставом-исполнителем, может иметь место только в случаях отсутствия (недостаточности) денежных средств у должника либо при отсутствии информации о его счетах.
В соответствии с п.1 ст.30 Федерального закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по заявлению взыскателя на основании исполнительного документа.
В силу ст.65 АПК РФ обязанность доказывания невозможности бесспорного взыскания взносов (пеней, штрафов) возлагается на контролирующий орган, в данном случае на Управление.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.12 Федерального закона исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Согласно п.4 ч.1 ст.31 Федерального закона судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего закона.
Отсутствие предусмотренных п.5 ч.1 ст.12 Федерального закона документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и его возврата в соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с п.3.1.1 Соглашения от 21.01.2011 г. N АД-30-33/01сог/12/01-1 "О взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении Постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов" постановления территориальных органов ПФР направляются в структурные подразделения территориальных органов ФССП России с приложением заверенных копий извещений банка о помещении расчетных документов в картотеку по форме 0401075, установленной Положением Центрального банка от 03.10.2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", с отметкой банка "не оплачено в связи с отсутствием средств на счете (счетах) N (номер счета)".
Следовательно, представление территориальными органами Пенсионного фонда России документов, подтверждающих невозможность бесспорного взыскания задолженности вследствие отсутствия у плательщика средств на счетах, а также вследствие отсутствия у фонда информации о счетах плательщика страховых взносов в банках, свидетельствует о соответствии постановления о взыскании задолженности за счет имущества плательщика взносов критериям исполнительного документа, приведенным в п.5 ч.1 ст.12 Федерального закона.
Учитывая изложенное, следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В настоящем случае, принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о необходимости удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01.11.2013 г. по делу N А40-122105/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-122105/2013
Истец: Государственное учереждение.Главное управление Пенсионного фонда Российской Федирации N6, ГУ Главное Управление ПФР N 6 по г. Москве и Московской области, ГУ-ГУ ПФР России N6 по г. Москве и МО
Ответчик: Заинтересованное лицо:Судебный пристав-исполнитель Бабушкинског отдела судебных пристовов УФССП России по Москве Мишакова Людмила Владимировна, СПИ Бабушкинского отдела судебных приставов УФССП России по Москве Мишакова Л. В., СПИ Бабушкинского отдела судебных приставов УФССП России по Московской области Л. В. Мишакова
Третье лицо: ИП Шильников И. Е., ИП Шильников Игорь Евгенивич, Шильников Игорь Евгеньевич