г. Томск |
|
21 марта 2014 г. |
Дело N А45-14549/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гальчук М.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Смирнов А.О. по доверенности от 31.12.2011 (до 31.12.2014)
от ответчика: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 14 января 2014 года по делу N А45-14549/2013 (судья Рубекина И.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь" к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области
о признании незаконным постановления от 01.08.2013 года N 50-13/331,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Сибирь" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области (далее - Управление, административный орган) об оспаривании постановления от 01.08.2013 года N 50-13/331 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14 января 2014 года требование заявителя удовлетворено. Оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить и принять по делу новый судебный акт, признать законным оспариваемое постановление по следующим основаниям:
- ошибочное заполнение графы 9 справки о подтверждающих документах является несоблюдением установленного порядка представления форм учета и отчетности уполномоченному банку;
- Общество не представило доказательств того, что оно не имело возможности надлежащим образом оформить справку о подтверждающих документах от 17.01.2013 г., и поэтому виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании поддержал выводы суда первой инстанции и доводы, изложенные в отзыве, пояснил суду характер допущенных им нарушений, устраненных до вынесения административным органом постановления; нарушения порядка представления форм учета и отчетности уполномоченному банку не имеется.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 02.11.2012 года Общество (Перевозчик) заключило Соглашение N б/н с нерезидентом - Kutaisi International Airport of King David the Builder LLC (Грузия) - (далее - Обслуживающая компания) о наземном обслуживании ИАТА на регулярные рейсы ОАО "Авиакомпании "Сибирь" в г. Кутаиси (KUT) (упрощённая система). Общая сумма Соглашения не установлена. Дата завершения исполнения обязательств по Соглашению - 31.12.2013 г.
08.11.2012 г. Обществом на данное Соглашение в Филиале ОАО "Сбербанк России" - Сибирский банк (далее - Банк ПС) оформлен паспорт сделки N 12110002/1481/0982/4/1.
Согласно п. 7.1 Соглашения "Обслуживающая компания выставляет счета Перевозчику на ежемесячной основе. Обслуживающая компания выставляет счёт Перевозчику не позднее 7 (седьмого) числа следующего месяца", то есть по факту оказанных услуг
07.12.2012 г. обслуживающая компания выставила Обществу инвойс N 4 KUT на сумму 5 101,63 долл. США за оказанные услуги.
25.12.2012 г. Общество в оплату инвойса N 4KUT перечислило обслуживающей компании денежные средства в размере 5 101,63 долл. США.
17.01.2013 г. ОАО "Авиакомпания "Сибирь" представило в Банк ПС справку о подтверждающих документах указав в графе 9 "Признак поставки" признак 3 - "Исполнение нерезидентом обязательств по контракту в счёт ранее полученного аванса от резидента".
В соответствии со служебной запиской ОАО "Авиакомпания "Сибирь" от 01.07.2013 г. N 63, поданной уполномоченному банку, Общество просило внести изменения в графу 9 справки о подтверждающих документах от 17.01.2013 г. по паспорту сделки N 12110002/1481/0982/4/1, так как данный документ является подтверждением оплаты по факту, а также представлена корректирующая справка от 17.01.2013 г. с указанием в графе 9 "признак поставки" кода "4" - предоставление нерезидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты.
На момент оформления инвойса N 4KUT от 07.12.2012 г., подтверждающего выполнение работ, оказание услуг в рамках Соглашения, Общество не осуществляло авансовых платежей в пользу нерезидента. Таким образом, выполнение работ, оказание услуг по инвойсу N 4KUT от 07.12.2012 г. характеризуется признаком поставки 4 - "предоставление нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде отсрочки оплаты".
В соответствии с требованиями п. 9.1 Инструкции N 138-И, п. 9 Приложения 5 Инструкции N 138-И Общество должно было представить в Банк ПС справку о подтверждающих документах от 17.01.2013 г. на сумму 5 101,63 долл. США и инвойс N 4KUT от 07.12.2012 г., указав в графе 9 "Признак поставки" 4 - "предоставление нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде отсрочки оплаты".
Общество представило в Банк паспорта сделки 17.01.2013 г. справку о подтверждающих документах и подтверждающий документ N 4KUT от 07.12.2012 г. на сумму 5 101,63 долл. США, указав в графе 9 "Признак поставки" - 3 "исполнение нерезидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от резидента". По мнению Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области, Общество нарушило установленный порядок представления форм учёта и отчётности при осуществлении валютных операций, что послужило основанием для привлечения ОАО "Авиакомпания "Сибирь" к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением Управления, Общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании его незаконным и подлежащим отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что неверное заполнение графы 9 справки о подтверждающих документах не является нарушением установленного порядка представления форм учёта и отчётности по валютным операциям, в связи с чем не образует состава вменяемого административного правонарушения. Кроме того, уполномоченный Банк принял представленную справку без замечаний и впоследствии ОАО "Авиакомпания "Сибирь" самостоятельно исправило допущенную ошибку, представив уполномоченному Банку правильно заполненную корректирующую справку о подтверждающих документах.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.
Объективную сторону указанного административного правонарушения образует, в том числе несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Частью 1.1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию: об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.
Положениями пункта 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны: представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Глава 9 Инструкции Банка России от 04.06.2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И) устанавливает порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам, на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки.
В соответствии с п. 9.1 Инструкции N 138-И при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС один экземпляр справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с Приложением 5 к данной Инструкции.
Как следует из п. 9 Приложения 5 Инструкции N 138-И графа 9 заполняется только в случае, если в графе 4 указаны виды подтверждающих документов 013, 014, 02 3, 02 4, 03_3, 03_4, 04_3, 04 4.
В графе 9 по состоянию на дату, приведенную в графе 3, указывается один из следующих признаков, характеризующих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, передачу в аренду движимого и (или) недвижимого имущества, передачу в финансовую аренду (лизинг) имущества:
1- исполнение резидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от нерезидента;
2- предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки оплаты;
3- исполнение нерезидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от резидента;
4- предоставление нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде отсрочки оплаты.
Согласно п. 9.2 Инструкции N 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
Судом первой инстанции установлено и административным органом не оспаривается, что Общество своевременно в установленном порядке представило в Банк ПС справку о валютных операциях (17.01.2013 года).
Справка проверена на соответствие нормам валютного законодательства и принята ответственным лицом уполномоченного банка без замечаний к правильности оформления, что подтверждается печатью банка и подписью ответственного лица на экземпляре справки, представленной в материалы дела.
Возврат справки о валютных операциях по причине неправильного указания кода вида валютной операции уполномоченным банком не производился.
В соответствии с п. 18.1 - 18.7 Инструкции N 138-И предоставленные резидентом справки о подтверждающих документах проверяются уполномоченным банком в срок не позднее рабочего дня после даты их представления в уполномоченный банк. Уполномоченный банк при положительном результате проверки справок принимает справки, проставив на бумажном носителе дату их принятия, подпись ответственного лица и печать уполномоченного банка. Уполномоченный банк направляет резиденту принятые справки в срок, согласованный с резидентом.
При отрицательном результате проверки справок уполномоченный банк не позднее рабочего дня после даты их представления возвращает резиденту непринятые справки, а также документы, на основании которых заполнены справки, с указанием даты возврата и причины отказа в их принятии. Справки возвращаются в случаях, если они заполнены с нарушением требований, установленных Инструкцией N 138-И, либо если информация, указанная в справках, не соответствует сведениям, содержащимся в предоставленных резидентом документах, на основании которых заполнены справки (п. 18.6 Инструкции N 138-И).
В случае отказа уполномоченного банка в принятии справок резидент устраняет замечания уполномоченного банка и составляет новую справку о подтверждающих документах и представляет их в уполномоченный банк в срок, установленный уполномоченным банком.
ОАО "Авиакомпания "Сибирь", обнаружив указание неправильного кода в справе о валютных операциях, самостоятельно устранило этот недостаток.
Указание резидентом в справке о валютных операциях в графе 9 "Признак поставки" - 3 "исполнение нерезидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от резидента", а не "Признак поставки" 4 - "предоставление нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде отсрочки оплаты", не является нарушением установленного порядка представления форм учёта и отчётности по валютным операциям, а может быть признано лишь нарушением порядка составления такой справки.
Следовательно, неправильное заполнение графы 9, представленной в установленный законом срок в банк паспорта сделки ОАО "Авиакомпания "Сибирь", не может быть квалифицировано как несоблюдение установленного порядка представления форм учёта и отчётности по валютным операциям и не образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В данном конкретном случае неправильное заполнение графы 9, указанием "Признак поставки" - 3 "исполнение нерезидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от резидента", а не "Признак поставки" 4 - "предоставление нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде отсрочки оплаты", не является нарушением установленного порядка представления форм учёта и отчётности по валютным операциям, а указывает только на неправильность составления такой справки (ошибку), и, соответственно, не может быть квалифицировано по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ как несоблюдение установленного порядка представления форм учёта и отчётности по валютным операциям.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Определении от 01.06.2010 г. N 841-О-П, по смыслу Конституции Российской Федерации, ее статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), правовое содержание составов административных правонарушений должно быть сформулировано четко, ясно, определенно и недвусмысленно, с тем чтобы каждый точно знал, какое именно деяние находится под запретом и влечет за собой применение мер государственного принуждения; закон, устанавливающий административную ответственность, не может толковаться при его применении расширительно.
Таким образом, у органа валютного контроля отсутствовали правовые основания для привлечения ОАО "Авиакомпания "Сибирь" к административной ответственности по указанной статье.
Более того, допущенная ОАО "Авиакомпания "Сибирь" ошибка была им устранена самостоятельно, а не в результате проверочных мероприятий, что административным органом не отрицалось в суде первой инстанции, как и не оспаривалось право ОАО "Авиакомпания "Сибирь" на исправление ошибки, а также не ставилось под сомнение отсутствие каких-либо ограничений на возможность её устранения, в том числе временными периодами.
Поскольку в действиях Общества отсутствует событие вменяемого ему административного правонарушения, судом первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обоснованно признано незаконным и отменено постановление Управления от 01.08.2013 года N 50-13/331.
Ссылка административного органа на судебную практику по аналогичным делам апелляционной инстанцией не принимается, поскольку указанные судебные акты вынесены при иных фактических обстоятельствах, в том числе при выявлении иных нарушений порядка представления справок о валютных операциях.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14 января 2014 года по делу N А45-14549/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-14549/2013
Истец: ОАО "Авиакомпания "Сибирь"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области