г. Москва |
|
21 марта 2014 г. |
Дело N А41-35809/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Келехсаевым Д.О.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Мироновой С.Э. (представителя по доверенности от 26.12.2013 N 30-280/Дов);
от открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10.01.2014 по делу N А41-35809/13, принятое судьей Синицей И.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) от 28.06.2013 N 9-099/2013 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 100 000 рублей штрафа, и предписания комитета от 04.06.2013 N 9-099/2013 (с учетом принятого судом отказа от чисти требований).
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.01.2014 производство по делу в части требования об оспаривании предписания комитета прекращено в связи с отказом общества от этого требования, другое требование общество - о признании незаконным и отмене постановления комитета удовлетворено.
В апелляционной жалобе комитет просит решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконным и отмены постановления комитета, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представитель комитета в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя общества.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя комитета, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.
В ходе патрулирования 26.04.2013 квартала 21 выделов 15, 16 Городищенского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества Орехово-Зуевского района Московской области проверяющим составлен акт осмотра, в котором проверяющий сделал запись о том, что под линиями ЛЭП порубочные остатки убраны не во всей площади просеки, на краю леса находится складированная древесина.
В связи с этим комитет 04.06.2013 составил в отношении общества протокол об административном правонарушении, выдал предписание от 04.06.2013 N 9-109/2013 об устранении нарушений лесного законодательства и 28.06.2013 вынес постановление N 9-099/2013 о привлечении его к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде 100 000 рублей штрафа.
Удовлетворяя требования общества о признании незаконным и отмене постановления комитета, суд первой инстанции указал на то, что общество не имеет право распоряжаться заготовленной древесиной, не является ее собственником и не может нести затраты по содержанию чужого имущества.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба комитета не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с пунктом 34 Правил пожарной безопасности в лесах, просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5-7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Согласно пункту 35 Правил пожарной безопасности в лесах, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Как следует из оспариваемого постановления, обществу вменяется нарушение пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, а именно: при расчистке ЛЭП древесина не вывезена, складирована в охранной зоне ЛЭП, проходящей по лесному фонду, в условиях особого противопожарного режима.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс, Кодекс) строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
В соответствии со статьей 45 Лесного кодекса использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса (часть 1 статьи 45 Кодекса); в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (часть 4 статьи 45 Кодекса); порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 Кодекса).
Пунктом 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 предусмотрено, что лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
При этом частью 2 статьи 20 Лесного кодекса закреплено право собственности Российской Федерации на древесину, полученную при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Кодекса.
Подпунктами "а" и "б" пункта 21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, установлено, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, в охранных зонах сетевых организаций, осуществляется вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Согласно части 3 статьи 20 Лесного кодекса порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 (далее - Правила реализации древесины), местом нахождения древесины является земельный участок, предоставленный лицу, использующему леса для целей, в том числе для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, то есть просеки трасс линий электропередачи, без права передвижения заготовленного леса.
В данном случае после проведения работ по реконструкции воздушных линий электропередачи напряжением 35-220 кВ общество направило уведомление (от 25.06.2012 исх. N 247) в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области об окончании проведения работа по расширению указанной просеки и о сдаче заготовленной древесины собственнику.
Поскольку заготовленная древесина является собственностью Российской Федерации, интересы которой в силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 представляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и решение вопроса о вывозе и хранении древесины возложено на органы Росимущества, общество надлежащим образом исполнило свои обязанности.
Привлекая общество за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, комитет указал в качестве основания для такой квалификации на несоблюдение обществом режима повышенной пожароопасной обстановки, которым предусмотрено введение особого противопожарного режима на территории Московской области с 01.05.2013.
В силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Исходя из положений Закона Московской области от 23.04.2003 N 41/2003-ОЗ "О Губернаторе Московской области", Постановления Губернатора Московской области от 13.04.2001 N 98-ПГ "Об опубликовании нормативных правовых актов, принятых Губернатором Московской области, Правительством Московской области" постановления Губернатора Московской области, имеющие нормативный характер, вступают в силу после дня их первого официального опубликования или размещения (опубликования) на Интернет-портале Правительства Московской области.
Официальными источниками опубликования постановлений Губернатора Московской области являются Информационный вестник Правительства Московской области и газета "Ежедневные новости. Подмосковье" (пункт 1 постановления Губернатора Московской области от 13.04.2001 N 98-ПГ "Об опубликовании нормативных правовых актов, принятых Губернатором Московской области, Правительством Московской области").
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Постановление Губернатора Московской области от 26.04.2013 N 104-ПГ опубликовано в Информационном вестнике Правительства Московской области N7 за июнь 2013 года (выход в свет 28.06.2013), в то время как правонарушение выявлено 26.04.2013, то есть до официального опубликования данного постановления Губернатора Московской области.
Поскольку это постановление Губернатора Московской области на момент выявления правонарушения не было официально опубликовано, у комитета отсутствовали основания для его применения.
Таким образом, комитетом допущена неверная квалификация правонарушения, вмененного обществу.
Согласно указаниям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.
Кроме того, принимая во внимание требования статьи 64 АПК РФ, в данном случае акт осмотра, составленный инспектором без участия других лиц, без приложенного фотоматериала (в дело не представлен), сам по себе не может рассматриваться как доказательство, с объективностью подтверждающее приведенное в этом акте обстоятельство.
При изложенной мотивировке оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается. Процессуальных нарушений судом не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.01.13 по делу А41-35809/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35809/2013
Истец: ОАО Московская объединенная электросетевая компания филиал Восточные электрические сети
Ответчик: Комитет лесного хозяйства по Московской области
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства Московской области