г.Москва |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А40-56575/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: |
Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
помощником судьи Кальщиковой А.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании
заявление Администрации городского округа город Рыбинск
к Министерству Обороны Российской Федерации,
третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск,
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя: |
Русанов С.В. по дов. от 14.01.2014 N 011/23; |
от ответчика: |
Корзинкин А.А. по дов.от 20.05.2013; |
от третьего лица: |
Русанов С.В. по дов. от 29.01.2014 N 041-04-408; |
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа города Рыбинска обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ об оспаривании бездействия, выраженного в нерассмотрении обращений заявителя от 30.10.2012 N 011/23-3417 и от 06.12.2012 N 011/23-3858 и обязании принять решение по данным обращениям.
Решением от 18.10.2013, принятым по настоящему делу, Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные Администрацией требования, признав незаконным бездействие Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, выраженное в нерассмотрении обращений Администрации городского округа города Рыбинск от 30.10.2012 N 011/23-3417 и от 06.12.2012 N 011/23-3858.
Кроме того, суд обязал Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ рассмотреть обращения Администрации городского округа города Рыбинск от 30.10.2012 N 011/23-3417 и от 06.12.2012 N 011/23-3858 в порядке ст.3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ и принять решение в установленном законом порядке в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с данным решением суда, Министерство обороны РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой содержится требование об отмене судебного акта и отказе в удовлетворении заявления Администрации. При этом заявитель жалобы ссылается на то, что Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не обладает статусом юридического лица и является структурным подразделением Минобороны РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлено наличие основания, предусмотренного п.4 ч.4 ст.270 АПК РФ, для отмены судебного акта и рассмотрения дела в соответствии с ч.61 ст.268 АПК РФ по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, исходя из того, что решение принято судом о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле - Минобороны России.
Установив, что согласно Положению о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны РФ, утвержденному Приказом Министра обороны РФ от 30.04.2009 N 335, Департамент не обладает статусом юридического лица, является структурным подразделением Министерства обороны РФ, и, соответственно, не может являться истцом и ответчиком в суде, нести обязанности по исполнению судебных актов, а также принимая во внимание, что в силу Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющим в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам, апелляционный суд пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по настоящему делу, спор по которому состоит в вопросах передачи Министерством обороны РФ в муниципальную собственность земельных участков военных городков, является Минобороны России.
Определением от 17.02.2014 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А40-56575/13 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Кроме того, апелляционный суд в порядке статьи 47 АПК РФ, принимая во внимание наличие письменного согласия заявителя - Администрации городского округа Рыбинск на замену ненадлежащего ответчика надлежащим, произвел замену ненадлежащего ответчика по настоящему делу - Департамента имущественных отношений Минобороны России надлежащим - Министерством обороны РФ.
Таким образом, настоящее дело рассмотрено апелляционным судом по правилам, предусмотренным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Представитель заявителя и третьего лица в судебном заседании поддержал доводы своего заявления, просил признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии решения по заявлениям Главы Администрации городского округа город Рыбинск от 30.10.2012 N 011/23-3417 и от 06.12.2012 N 011/23-3858, а также обязать Министерство обороны Российской Федерации рассмотреть заявления Главы Администрации городского округа город Рыбинск от 30.10.2012 N 011/23-3417 и от 06.12.2012 N 011/23-3858 в установленном Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ порядке и принять по ним решение.
Указал, что в силу названного Закона решение о передаче военного недвижимого имущества должно быть принято ответчиком в течение двух месяцев со дня поступления заявления главы муниципального образования, однако каких-либо ответов на заявления Администрацией не получено.
Представитель Министерства обороны РФ в судебном заседании требования заявителя не признал, просил отказать в удовлетворении заявления. Указал на необоснованность заявленных требований, пропуск заявителем установленного ч.4 ст.198 АПК РФ срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании бездействия ответчика.
Рассмотрев настоящее дело по правилам, предусмотренным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, апелляционный суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, Администрация городского округа города Рыбинск обратилась в Министерство обороны РФ с письмами от 30.10.2012 N 011/23-3417 и от 06.12.2012 N 011/23-3858 о передаче: земельного участка жилого военного городка N 1а фактической площадью 27,2 га по адресу: Ярославская обл., г.Рыбинск, в/ч 41686, входящего в состав земельного участка площадью 250 га с кадастровым номером 76:20:110201:1, по адресу: Ярославская обл., г.Рыбинск, в/ч 41686; земельных участков двух жилых кварталов 10-го военного городка - фактической площадью участок N 1 - 2,59 га, участок N 2 - 2,96 га, входящих в состав земельного участка площадью 83 га с кадастровым номером 76:20:000000:32, местоположение установлено относительно ориентира восточнее деревни Большая Киселиха, по адресу: Ярославская область, г.Рыбинск.
Ответов от ответчика на указанные обращения не последовало.
В судебном заседании доказательств наличия ответов на данные обращения Минобороны России не представлено.
В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае наличествует совокупность указанных обстоятельств.
Отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность регулируются Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".В соответствии с ч.1 ст.2 названного Федерального закона безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:
1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Согласно ч.2 ст.2 Закона указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
В соответствии с ч.4 ст.3 Закона в случае, если в границах земельных участков наряду с военным недвижимым имуществом, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, расположены объекты, перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи (объекты, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства и которые сохраняются в федеральной собственности, в случае, если в границах военного городка или указанных в п.2 ч.1 ст.2 настоящего Федерального закона земельных участков имеются данные объекты), уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны, подведомственных им организаций до принятия предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения обеспечивает образование земельного участка или земельных участков, занятых объектами, перечисленными в пункте 4 части 2 настоящей статьи, проведение кадастровых работ в отношении такого земельного участка или таких земельных участков, а также представление в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документов, необходимых для постановки такого земельного участка или таких земельных участков на государственный кадастровый учет.
Согласно части 3 статьи 3 названного Закона в случае, если с заявлением о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества обратились глава поселения или глава городского округа, на территориях которых расположено подлежащее безвозмездной передаче военное недвижимое имущество, уполномоченные органы обязаны принять в течение двух месяцев со дня поступления этого заявления решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность. Отказ в такой передаче допускается исключительно в случае, если все военное недвижимое имущество, расположенное в границах военного городка необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ (в соответствии с Положением о Минобороны России, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053).
В настоящем случае, как следует из материалов дела, обращения Главы городского округа город Рыбинск от 30.10.2012 N 011/23-3417 и от 06.12.2012 N 011/23-3858 о передаче имущества направлены в адрес Министерства обороны РФ заказными письмами с уведомлением 31.10.2012 и 06.12.2012 (соответственно), что подтверждается имеющимися в материалах дела списками почтовых отправлений N 144 и N 167 со штампами почтового органа. Вручение названных писем Министерству обороны РФ состоялось, согласно распечаткам с сайта ФГУП "Почта России" 07.11.2012 и 13.12.2012.
Между тем доказательств того, что со стороны ответчика предпринимались какие-либо меры по рассмотрению названных обращений заявителя в установленные законом сроки, Минобороны России не представлено.
Данные обстоятельства свидетельствуют о незаконном бездействии ответчика, выразившемся в непринятии решения по заявлениям Главы Администрации городского округа город Рыбинск от 30.10.2012 N 011/23-3417 и от 06.12.2012 N 011/23-3858.
Апелляционным судом не приняты как необоснованные доводы ответчика о пропуске заявителем трехмесячного срока, установленного ч.4 ст.198 АПК РФ для обращения в суд с заявителем об оспаривании ненормативных актов, действий, бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия.
Не получив ответов на указанные выше обращения, Глава городского округа города Рыбинск обратился с письмом к Министру обороны РФ С.К.Шойгу, указав на отсутствие ответов на письма от 31.10.2012 и 06.12.2012.
Данное письмо, как следует из копии уведомления о вручении почтового отправления и распечатки с сайта ФГУП "Почта России", получено Министерством 08.02.2013.
Обращение с заявлением в Арбитражный суд г.Москвы последовало 19.04.2013, что подтверждается конвертом с соответствующим штемпелем почтового органа.
Таким образом, заявление в суд подано Администрацией в установленный ч.4 ст.198 АПК РФ трехмесячный срок.
Указанные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о наличии бездействия Минобороны России, выразившегося в непринятии решения по заявлениям Главы Администрации городского округа город Рыбинск от 30.10.2012 N 011/23-3417 и от 06.12.2012 N 011/23-3858, которое не соответствует требованиям вышеприведенных норм Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования, признав незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии решения по заявлениям Главы Администрации городского округа город Рыбинск от 30.10.2012 N 011/23-3417 и от 06.12.2012 N 011/23-3858.
Согласно п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В настоящем случае апелляционный суд в соответствии с приведенной нормой Кодекса полагает необходимым обязать Министерство обороны Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления Главы Администрации городского округа город Рыбинск от 30.10.2012 N 011/23-3417 и от 06.12.2012 N 011/23-3858 в установленном Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ порядке и принятия по ним решения в течение двух месяцев с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу.
Избирая такой порядок восстановления нарушенного права заявителя, апелляционный суд исходит из того, что ответчиком не анализировались поданные обращения и приложенные к ним документы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.10.2013 по делу N А40-56575/2013 отменить.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии решения по заявлениям Главы Администрации городского округа город Рыбинск от 30.10.2012 N 011/23-3417 и от 06.12.2012 N 011/23-3858.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации рассмотреть заявления Главы Администрации городского округа город Рыбинск от 30.10.2012 N 011/23-3417 и от 06.12.2012 N 011/23-3858 в установленном Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядке и принять по ним решение в течение двух месяцев с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-56575/2013
Истец: Администрация городского округа Рыбинск
Ответчик: Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений администрации городского округа города Рыбинск