г. Москва |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А40-125897/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Пронниковой Е.В., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 ноября 2013 года по делу N А40-125897/2013 судьи Сизовой О.В.(84-1123)
по заявлению ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО (ОГРН 1117746772406, 121351, г.Москва, ул.Ивана Франко, 12)
к Управлению государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя: |
Гарнадский А.О. по дов. от 28.01.2014 N 10; |
от ответчика: |
Камышов Д.А. по дов. от 30.12.2013 N 05-08-2951/13; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 15 ноября 2013 ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 04.06.2013 г. N 1306-208/2013 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы и прекращении производства по административному делу
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Правильно определив характер спорных правоотношений, суд первой инстанции сделал выводы, которые соответствуют смыслу и содержанию норм, подлежащих применению.
Как следует из материалов дела, Как следует из материалов дела, 6 марта 2013 с 13 час. по 30 час. на земельном участке общего пользования со свободным доступом с адресными ориентирами: г.Москва, Резервный проезд, д. 10/12 установлен факт совершения ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" нарушения правил содержания зеленых насаждений, выразившегося в складировании загрязненного снега высотой снежного навала от 0,5 м. от 1,0 м.
Также визуально установлено, что снег загрязнен (цвет снега более темный по сравнению со снежным покровом, находящимся на иных прилегающих территориях и по сравнению с естественным снежным покровом на данной территории).
Для проведения лабораторного анализа и установления загрязняющих веществ, содержащихся в снежной массе, размещённой на озеленённой территории, произведён отбор проб снега в соответствии с прилагаемой схемой в двух точках.
Первая проба снега - фоновая - (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 4577393). Вторая проба отобрана с места складирования снега (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 45773792).
При проведении отбора проб снега составлен акт отбора проб снега для лабораторного исследования, схема отбора проб, произведена фотофиксация на фотоаппарат. Отобранные пробы снега направлены на лабораторное исследование в Аналитическую инспекцию ГПБУ "Мосэкомониторинг".
Противогололедные материалы (ПГМ) - твердые (сыпучие) или жидкие дорожно-эксплуатационные материалы (фрикционные, химические) или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах (пункт 3.2 распоряжения Минтранса России от 16 июня 2003 года N ОС-548-р).
Согласно пункту 5.4 распоряжения Минтранса России от 16 июня 2003 года N ОС-548-р химические ПГМ (реагенты) выпускают в твердом, жидком и смоченном виде. Сырьем для получения этих материалов чаще всего являются природные источники (бишофит, галит и др.) или отходы промышленности (сильвинитовые, карнолитовые и др.). С целью снижения расхода твердых химических ПГМ их смачивают растворами солей с пониженной точкой замерзания. Эти ПГМ называют "смоченные соли". По химическому составу ПГМ этой группы разделяют на четыре подгруппы:
первая подгруппа - хлориды (хлористый натрий, хлористый кальций, хлористый магний и ПГМ на их основе);
вторая подгруппа - ацетаты (ацетат аммония, ацетат калия, ацетат кальция и ПГМ на их основе);
третья подгруппа - карбамиды (мочевина, карбамидно-аммиачная селитра и ПГМ на их основе);
четвертая подгруппа - нитраты (нитрат кальция, нитрат магния и ПГМ на их основе).
При проведении отбора проб снега составлен акт отбора проб снега для лабораторного исследования, схема отбора проб, произведена фотофиксация на фотоаппарат. Отобранные пробы снега направлены на лабораторное исследование в Аналитическую инспекцию ГПБУ "Мосэкомониторинг".
В соответствии с протоколом исследования снега N 502,503 от 15.03.2013, поступившему из Аналитической инспекции ГПБУ "Мосэкомониторинг", установлено содержание в отобранных пробах снега химических реагентов (загрязняющих веществ): проба N 503 (фоновая проба) содержит хлорид-ион - 26,4 мг/дм3, калий - 0,786 мг/дм3, кальций - 5,96 мг/дм3, магний - 0,428 мг/дм3, натрий -12,1 мг/дм3; проба N 502 (место складирования снега) содержит хлорид-ион - 493 мг/дм3, калий - 2,73 мг/дм3, кальций - 16,6 мг/дм3, магний - 0,747 мг/дм3, натрий - 341 мг/дм3.
Содержание в исследуемых пробах снега химических веществ и элементов указывает на его загрязнение этими химическими веществами.
Наибольшая концентрация загрязняющих веществ, по сравнению с фоновой пробой, содержится в снеге, который отобран с мест складирования снега.
Административный орган пришел к выводу о том, что содержание в исследуемых пробах снега химических веществ и элементов указывает на его загрязнение этими химическими веществами. Наибольшая концентрация загрязняющих веществ, по сравнению с фоновой пробой, содержится в снеге, который отобран с места складирования снега.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Департамента 17.04.2013 в отношении ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" протокола об административном правонарушении N 1306-208/2013.
Как видно из текста протокола, он составлен в отсутствие представителя ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО", между тем в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении (входящий штамп организации на уведомлении от 09.04.2013 г. N 1306-208/2013, получено 09 апреля 2013 года).
Постановлением N 1306-208/2013 от 04.06.2013 ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в складировании загрязненного снега на озелененную территорию, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 4.17 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях от 21.11.2007 N 45 и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В ч. 7 ст. 210 АПК РФ указывается, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем случае, срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 не установлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы нарушение правил содержания зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зелёных насаждений" защите подлежат все зелёные насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти зелёные насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом.
В соответствии со ст. 9 Закона города Москвы 05.05.1999 N 17 "О защите зелёных насаждений" предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц в городе Москве ведётся с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.
При осуществлении предпринимательской деятельности на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается использование взрывоопасных, огнеопасных и ядовитых веществ, загрязнение и захламление территории, иные действия, способные повлечь за собой повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
В силу п. 1 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743 "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зелёных насаждений города Москвы" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Согласно п. 2.3. в зависимости от расположения в структуре города, характера использования территории и приоритета, выполняемых ими функций территории, занятые зелеными насаждениями, делятся на:
- озелененные территории общего пользования (как искусственно созданные, так и природные). К озелененным территориям общего пользования относятся лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса;
- озелененные территории ограниченного пользования. К данной категории относятся озелененные территории лечебных, детских учебных и научных учреждений, промышленных предприятий, спортивных комплексов, жилых кварталов;
- озелененные территории специального назначения. К данной категории относятся территории санитарно-защитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зон, кладбищ, озелененные территории вдоль автомобильных и железных дорог, ботанические, зоологические и плодовые сады, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства.
В соответствии с п.п. 4.5.5, 4.5.7, 9.3 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743 использование противогололедных материалов на дорогах, прилегающих к зеленым насаждениям, должно осуществляться в строгом соответствии с утвержденным нормативным документом Правительства Москвы.
При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, на бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
На озелененных и природных территориях запрещается: посыпать технической солью и другими химическими препаратами тротуары, проезжие и прогулочные дороги и пр. аналогичные покрытия (за исключением противогололедных материалов, разрешенных к применению в г. Москве); сбрасывать снег и другие загрязнения на газоны; складировать любые материалы; устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек.
В соответствии с п. 4.12. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений.
Пункт 5.1, 5.5, 5.8 постановления Правительства Москвы от 9 ноября 1999 г. N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве" зимняя уборка проезжей части улиц и проездов осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Правил и временными инструкциями, утверждаемыми Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, определяющими технологию работ, технические средства и применяемые противогололедные реагенты.
При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
Запрещается: применение технической соли и жидкого хлористого кальция в качестве противогололедного реагента на тротуарах, посадочных площадках остановок городского пассажирского транспорта, в парках, скверах, дворах и прочих пешеходных и озелененных зонах.
Снег, счищаемый с проезжей части улиц и проездов, а также с тротуаров, сдвигается в лотковую часть улиц и проездов для временного складирования снежной массы.
При формировании снежных валов не допускается перемещение снега на бортовой камень, тротуары, газоны, а также должна быть произведена расчистка лотковой части от снега на ширину не менее 0,5 м для обеспечения пропуска талых вод.
Согласно п. 5.1.4. Приложения 1 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 11.10.2010 N 05-14-391/0 снег, сгребаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, обработанных противогололедными реагентами, размещать на газонах не допускается.
В соответствии с п. 4.2.8, 4.3.1.3. 4.3.6.2, 4.3.6.1 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 28.09.2011 N 05-14-650/1 "Об утверждении технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололёдных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее)" при механизированной уборке машинами снег высотой до 2 см убирается щеткой, при большей высоте снега - плужно-щеточным снегоочистителем. Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования. Сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в валы или кучи, расположенные параллельно бортовому камню, или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей и вывозить автотранспортом. Погрузка снега на автотранспорт производится с помощью снегопогрузчиков или вручную. На тротуарах шириной более 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег в валы на середину тротуара для последующего удаления. Для обеспечения эффективной работы снегоуборочных машин вал снега укладывается с таким расчетом, чтобы в основании он был не шире 1,5 м.
Снег, сгребаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, обработанных противогололедными реагентами, размещать на газонах не допускается.
Снег из вала с помощью погрузочного оборудования и автосамосвалов перемещается на площадку промежуточного размещения снега, находящуюся за пределами территории двора. Места промежуточного размещения устанавливаются управой района по согласованию с префектурой административного округа.
Операция удаления снега с дворовых территорий и внутриквартальных проездов завершает цикл уборочных работ. Удаление снега после снегоочистки должно осуществляться путем его вывоза и утилизации посредством мобильных снегоплавильных установок и стационарных снегоплавильных пунктов.
По информации ГПБУ "Мосэкомониторинг" загрязнение снежного покрова устанавливается путём сравнения содержания загрязняющих веществ в снеге на обследуемом участке с концентрацией загрязняющих веществ в снежном покрове фоновой территории. В качестве фоновой территории принята территория ровного, чистого снежного покрова на газоне рядом с размещённым снегом с пешеходной дорожки.
Протоколы исследования снега N 502,503 от 15.03.2013 выявили превышение в складированном на газоне снеге фоновых значений по всем выявленным веществам и элементам, что указывает на его загрязнение этими химическими веществами.
Территория, на которой складирован загрязненный снег, является озелененной территорией.
Указанная территория - Резервный проезд, обслуживается ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" в соответствии с Государственным заданием на 2013 год, утвержденным распоряжением N 987-РП от 28.12.2012 и титульным списком на содержание объектов дорожного хозяйства и элементов обустройства, технических средств организации дорожного движения на ОДХ.
Таким образом, ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" осуществляет работы по содержанию и эксплуатации объекта дорожного хозяйства (Резервный проезд) протяженностью 500 м.
Согласно приказу от 06.07.2012 N 284 Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы к мероприятиям по санитарному содержанию территории относится подметание дорожно-тропиночной сети и очистка дорожно-тропиночной сети.
На основании вышеизложенного, очистку дорожно-тропиночной сети по адресу: г.Москва, Резервный проезд осуществляет обслуживается ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО".
Качество, технология производства работ, методы производства, организационно-технологическая схема работ, выполняемых ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" должны соответствовать в том числе Распоряжению Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 28.09.2011 N 05-14-650/1 "Об утверждении технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололёдных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее)" и постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743 "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зелёных насаждений города Москвы".
Административным органом правомерно установлен факт размещения выполняемых ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" г.Москва, Резервный проезд, д. 10/12 установлен факт размещения ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" снега загрязнённого химическими ПГМ (реагентами), входящими в состав противогололёдного реагента на озелененной территории.
Из материалов дела следует, что в нарушение норм действующего законодательства ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" осуществляло применение химических ПГМ (реагентов) при очистке тротуаров от снега. Убираемый снег вместе с реагентами складировался на озелененные участки территории, прилегающие к тротуару, с произрастающими на них деревьями и кустарниками.
В ходе производства по делу об административном правонарушении Департаментом получены объяснения представителя общества, в которых он подтвердил выявленные факты.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях заявителя события вмененных административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 ст. 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у административного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности, административным органом был соблюден установленный порядок привлечения к ответственности, в связи с чем, отсутствуют нарушения норм материального и процессуального права при вынесении оспариваемого постановления.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15 ноября 2013 года по делу N А40-125897/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
Е.В.Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-125897/2013
Истец: ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО", ГБУ г. Москвы Автомобильные дороги ЗАО
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Управление государственного экологического Контроля Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы