г. Владивосток |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А51-37843/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Шабановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в лице Приморского краевого управления инкассации - филиала Российского объединения инкассации,
апелляционное производство N 05АП-2461/2014
на решение от 31.01.2014
судьи Ю.А. Тимофеевой
по делу N А51-37843/2013 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (ИНН 7703030058, ОГРН 1027739529641, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.11.2002)
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (ИНН 2540019970, ОГРН 1032502257050, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 06.01.2003)
о признании незаконным и отмене постановления от 07.11.2013 25ФА 0136814
при участии:
от заявителя - Дорошук М.В. по доверенности N 25АА 1154494 от 31.10.2013, паспорт,
от административного органа - Монахов С.В.. по доверенности N 231 от 01.03.2014, служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в лице Приморского краевого управления инкассации - филиала Российского объединения инкассации обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявление о признании незаконным и отмене постановления Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю от 07.11.2013 25ФА 0136814.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением от 31.01.2014 суд признал доказанным как факт совершенного правонарушения, так и вины заявителя в содеянном, и, не установив процессуальных нарушений при производстве по делу, отказал в удовлетворении требований.
Обжалуя в апелляционном порядке решение суда, заявитель сослался на неправильное применение судом норм материального права и вынесение решения без учета фактических обстоятельств по делу.
Так, по мнению заявителя апелляционной жалобы, судом необоснованно не принято во внимание, что автомобиль инкассаторов был припаркован для разгрузки-погрузки ценностей из кредитной организации вынужденно, что в силу статьи 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является административным правонарушением.
В соответствии с Инструкцией по инкассации и перевозке ценностей, утвержденной Генеральным директором Российского объединения инкассации, а также Положением Банка России от 24.04.2008 N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" при инкассации клиента выбирается наиболее оптимальный вариант остановки транспортного средства, в том числе наиболее короткий и безопасный путь от входа в здание до транспортного средства.
Кроме того, считает, что в данном случае, учитывая специфику работы инкассации, он может быть освобожден от ответственности виду малозначительности совершенного правонарушения на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю с доводами апелляционной жалобы не согласилось по основаниям, изложенном в письменном отзыве, которые были поддержаны его представителем в судебном заседании.
Из материалов дела судом установлено.
06.11.2013 в ходе надзора за дорожным движением на улично-дорожной сети г. Владивостока в районе ул. Алеутская (от дома N 12 до перекрестка с ул. Светланская) было установлено нарушение пункта 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, выразившееся в том, что водитель, управляя транспортным средством УАЗ-23632 UAZ PICKUP, государственный регистрационный знак С761СС25, допустил остановку (стоянку) указанного транспортного средства на проезжей части дороги в зоне действия дорожного знака 3.27 "Остановка запрещена".
Нарушение зафиксировано техническим средством Паркон, идентификатор VAP0239.
Установив, что собственником (владельцем) транспортного средства УАЗ-23632 UAZ PICKUP, государственный регистрационный знак С761СС25 является РОСИНКАС, и усмотрев в его действиях признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган 07.11.2013 вынес постановление 25ФА 0136814 о привлечении заявителя к административной ответственности в соответствии с указанной статьей и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 1.500 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, заявитель обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, по следующим основаниям.
Согласно частям 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Указанные нормы свидетельствуют о том, что арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных, в том числе, юридическими лицами, в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 262-О разъяснено, что часть 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. Определение же того, связано ли конкретное административное правонарушение с предпринимательской и иной экономической деятельностью совершившего его юридического лица или индивидуального предпринимателя, требует установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела и осуществляется рассматривающим это дело судом.
Таким образом, дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, не подведомственны арбитражному суду.
Соответствующие разъяснения нашли свое отражение и в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 (в редакции от 19.12.2013), которыми, в частности, предусмотрено, что жалобы юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных в главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о безопасности дорожного движения.
Так, согласно части 4 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
Следовательно, административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на общественные отношения в области дорожного движения и не связано с осуществлением лицом, его совершившим, предпринимательской или иной экономической деятельности.
То обстоятельство, что заявитель является юридическим лицом, а автомобиль использовался им в целях уставной деятельности, не свидетельствует о подведомственности дела арбитражному суду, поскольку наличие статуса юридического лица не дает основания для отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда.
При определении подведомственности дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо учитывать характер спора.
В данном случае Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) привлечено к административной ответственности как собственник (владелец) транспортного средства, а не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с осуществлением такой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для рассмотрения настоящего спора по существу.
С учетом изложенного, на основании пункта 3 статьи 269 и пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Руководствуясь статьями 150, 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 31.01.2014 по делу N А51-37843/2013 отменить.
Производство по делу прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-37843/2013
Истец: Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в лице Приморского краевого управления инкассации - филиала Российского объединения инкассации
Ответчик: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю