г. Владимир |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А11-5251/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.03.2014.
Полный текст постановления изготовлен 24.03.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Родиной Т.С., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новиковой Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика (заявителя) - администрации муниципального образования город Камешково Камешковского района - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела (уведомление N 71194);
от истца - Товарищества собственников жилья "Свердлова-14" - председателя Щановой Л.Ю. (протокол от 08.12.2012), Рожковой Г.Е. по доверенности от 17.03.2014 (срок действия 3 года);
от ответчика - муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" города Камешково - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела (уведомление N 71192),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Камешково Камешковского района на решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.12.2013 по делу N А11-5251/2013, принятое судьей Холминой И.Ю.
по иску Товарищества собственников жилья "Свердлова-14" (ОГРН 1083336001308, ИНН 3315094745, г.Камешково Владимирской области), к муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства" города Камешково (ОГРН 1083336001506, ИНН 3315094819, г.Камешково Владимирской области), администрации муниципального образования город Камешково Камешковского района (ОГРН 10533002717742, ИНН 3315009891, г.Камешково Владимирской области), муниципальному образованию город Камешково в лице администрации муниципального образования город Камешково (ОГРН 10533002717742, г.Камешково Владимирской области) о предоставлении бюджетных средств в сумме 1 146 647 руб.,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Свердлова-14" (далее - ТСЖ "Свердлова-14") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства" города Камешково (далее - МУ "Управление ЖКХ" г.Камешково), администрации муниципального образования город Камешково Камешковского района (далее - Администрация), муниципальному образованию город Камешково в лице администрации муниципального образования город Камешково (далее - м.о.г.Камешково в лице Администрации) об обязании администрации муниципального образования город Камешково Камешковского района перечислить на расчетный счет МУ "Управления ЖКХ" г. Камешково средства субсидии на капитальный ремонт крыши многоквартирного жилого дома N 14 по ул.Свердлова г.Камешково в сумме 1 146 647 рублей, включая муниципальную долю в размере 177 147 руб. и о взыскании с муниципального образования город Камешково Камешковского района за счет средств бюджета муниципального образования задолженность МУ "Управление ЖКХ" г. Камешково в сумме 1 146 647 руб., включая муниципальную долю в размере 177 147 руб. (исковые требования изложены с учетом уточнения суммы иска в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования основаны на статьях 12, 56, 113, 115, 309, 310, 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 41, 42, 158, 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации, актах органа местного самоуправления и соглашении N 01-16-112 от 12.12.2011 о предоставлении субсидии на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома N 14 по ул.Свердлова.
Ответчики - МУ "Управление ЖКХ" г.Камешково и Администрация иск не признали.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 12.12.2013 по делу N А11-5251/2013 с муниципального образования город Камешково в лице администрации муниципального образования город Камешково Камешковского района за счет средств казны муниципального образования в пользу ТСЖ "Свердлова-14" взысканы денежные средства в размере 1 146 647 руб. В удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования город Камешково Камешковского района и к МУ "Управление ЖКХ" города Камешково отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, соглашение N 01-16112 о предоставлении субсидии на капитальный ремонт от 12.12.2011 заключено с превышением полномочий со стороны руководителя МУ "Управление ЖКХ".
Представитель истца в судебном заседании возразил против доводов апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным.
Представители заявителя и ответчика (МУ "Управление ЖКХ" города Камешково) в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 14, 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, Уставом муниципального образования решением Совета народных депутатов муниципального образования город Камешково от 22.02.2007 N 11 (с последующими изменениями от 20.01.2009 N 107) утверждено Положение о предоставлении управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов (далее - Положение о предоставлении субсидий), устанавливающее порядок проведения работ и предоставления субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту жилищного фонда всех форм собственности, находящихся в управлении товариществ собственников жилья, управляющих организаций, жилищно-строительных, жилищных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов.
Постановлением администрации муниципального образования город Камешково от 10.11.2010 N 188 утверждена муниципальная адресная программа "Капитальный ремонт многоквартирных домов в муниципальном образовании город Камешково в 2011 году" (с учетом изменений, внесенных постановлением от 02.12.2011 N 199) (далее - Программа), финансируемая за счет средств бюджета муниципального образования и средств товариществ собственников жилья и собственников помещений в многоквартирных домах. Как следует из пояснений ответчиков, в 2012 году указанная программа не была сформирована. Постановлением администрации муниципального образования город Камешково от 30.10.2012 N 146 утверждена муниципальная адресная программа "Капитальный ремонт многоквартирных домов в муниципальном образовании город Камешково в 2013 году".
Расходы по муниципальной адресной программе "Капитальный ремонт многоквартирных домов в муниципальном образовании город Камешково на 2011 год" утверждены в сумме 1 665 269 руб. Согласно отчету об исполнении по ведомственной структуре расходов бюджета города за 2011 год, утвержденному решением Совета народных депутатов города Камешково от 20.04.2012 N 71 "Об утверждении отчета об исполнении бюджета города за 2011 год, субсидии были выделены и перечислены получателям полностью.
ТСЖ "Свердлова 14" неоднократно обращалось с заявками о проведении капитального ремонта:
- в администрацию муниципального образования города Камешково с заявками (сентябрь 2010 года, 14.03.2011, 07.08.2011);
- в департамент ЖКХ администрации Владимирской области (11.05.2011).
Письмом от 17.06.2011 N 01-30-658 администрация муниципального образования сообщила о своем согласии рассмотреть заявку ТСЖ при уточнении бюджета на второе полугодие 2011 года.
В ответе департамента ЖКХ администрации Владимирской области от 15.07.2011 N ДЖКХ-2292-01-16 со ссылкой на информацию главы администрации г.Камешково было сообщено, что финансовые средства на ремонт крыши дома N 14 по ул.Свердлова в бюджете муниципального образования предусмотрены, необходимо решение собственников о софинансировании.
С учетом внесения изменений в Положение о предоставлении субсидий (решение Совета народных депутатов муниципального образования города Камешково от 23.09.2011 N 33) на собрании собственников помещений доля софинансирования была определена в размере 50% от стоимости капитального ремонта, протокол собрания от 15.11.2011 представлен в администрацию муниципального образования 16.11.2011.
В письме Совета народных депутатов города Камешково от 28.11.2011 N 550, направленном в адрес ТСЖ "Свердлова-14", было сообщено, что администрацией муниципального образования принято решение об участии в расходах на проведение капитального ремонта жилого дома с выделением субсидии в размере 50% стоимости работ.
На основании вышеназванных нормативных актов, между МУ "Управление ЖКХ" (учреждением) и ТСЖ "Свердлова-14" (получателем) было заключено соглашение N 01-16-112 от 12.12.2011 о предоставлении субсидии на капитальный ремонт многоквартирного дома N14 по ул.Свердлова, находящегося в управлении получателя.
Соглашением предусмотрено, что размеры затрат на проведение капитального ремонта кровли многоквартирного дома составляют 2 100 000 руб., из них: 1 146 647 руб. - субсидии из местного бюджета на капитальный ремонт многоквартирного дома (включая муниципальную долю в размере 177 147 руб.) (пункт 2.1 соглашения).
Согласно пункту 2.3 соглашения перечисление субсидии производится учреждением путем безналичного расчета, аванс не предусмотрен, окончательный расчет производится в течение 10 дней после представления получателем акта сдачи-приемки (форма КС-2), акта на скрытые работы, согласованных организацией (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), осуществляющей функции технического надзора за осуществлением капитального ремонта многоквартирного дома и предоставления справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счета-фактуры на оплату выполненных работ.
В силу пункта 2.4 соглашения предоставление субсидии осуществляется в безналичной форме по фактически выполненным объемам работ, соответствующих проектно-сметной документации, путем перечисления денежных средств учреждением на расчетный счет получателя через лицевой счет учреждения, открытый в УФК Владимирской области. Договор вступает в действие с момента подписания его сторонами и действует до 01.04.2012 (пункт 6.1).
19.12.2011 ТСЖ "Свердлова-14" (заказчик) и ЗАО "Камешковострой" (подрядчик) заключили договор N 1 на выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Камешково, ул.Свердлова, д.14, в соответствии с технической и сметной документацией, прилагаемой к договору (пункт 1.1 договора).
Вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 29.10.2012 и постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А11-4071/2012 суд обязал ЗАО "Камешковострой" не позднее 45 дней с момента вступления решения в законную силу в установленном законом порядке и в соответствии с предъявляемыми законом нормами и правилами исполнить принятые по договору от 19.12.2011 N 1 обязательства, а именно: выполнить работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома N14 по улице Свердлова г.Камешково.
ЗАО "Камешковострой" на основании договора от 19.12.2011, заключенного с ТСЖ "Свердлова-14", выполнило работы по капитальному ремонту многоквартирного дома N 14 по ул.Свердлова, которые были оплачены частично, в том числе за счет собственной доли средств получателя субсидии.
Истец направил в адрес администрации муниципального образования город Камешково документы, подтверждающие выполнение работ по капитальному ремонту крыши дома N 14 по ул.Свердлова, и требование оплатить данные работы, однако ответчиками денежные средства не перечислены.
На основании изложенного истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных нормативных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета предоставляются - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В соответствии со статьей 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В связи с окончанием работ по капитальному ремонту крыши дома N 14 истец обратился по вопросу предоставления субсидии в Совет народных депутатов г.Камешково. Согласно выписке из протокола заседания Совета народных депутатов г.Камешково N 37 от 24.05.2013 и письму Совета народных депутатов г.Камешково N 59-01-10 от 27.05.2013 администрации г.Камешково было вынесено поручение о выделении субсидий на капитальный ремонт крыши вышеназванного дома.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм бюджетного и жилищного законодательства, исходя из содержания нормативных актов органа местного самоуправления, с учетом состоявшейся переписки истца с Советом народных депутатов и администрацией города Камешково, гарантийного письма от 15.04.2011 N 1, а также согласно заключенному договору о предоставлении субсидии получателем средств бюджета, выделяемых на капитальный ремонт жилищного фонда, в рассматриваемом случае является управляющая организация - ТСЖ "Свердлова-14".
Ненадлежащее исполнение обязательств по финансированию капитального ремонта, размер затрат подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами (решениями и постановлениями органов местного самоуправления, перепиской сторон, соглашением о предоставлении субсидий, договором о выполнении подрядных работ и о строительном контроле за их выполнением, сметным расчетом, актом о приемке выполненных работ и другими документами).
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования ТСЖ "Свердлова-14" за счет казны муниципального образования, правомерно исходил из положений статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, 65, 158, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о предоставлении субсидий, Устава муниципального образования город Камешково, а также из того, что договор подряда и соглашение о предоставлении субсидии направлены на обеспечение потребностей муниципального образования, источником финансирования являются средства бюджета города, доказательства выделения учреждению средств на оплату выполненных работ не представлены. При таких обстоятельствах суд обоснованно признал, что надлежащим представителем муниципального образования город Камешково является Администрация, а взыскание должно производиться за счет средств казны публично-правового образования.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2007 N 5060/07.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.12.2013 по делу N А11-5251/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Камешково Камешковского района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.С. Родина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-5251/2013
Истец: ТСЖ "Свердлова-14"
Ответчик: Администрация муниципального образования г. Камешково Владимирской области, МО г. Камешково, МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" г. Камешково