г.Москва |
|
25 марта 2014 г. |
Дело N А40-98524/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Москвиной Л.А., Пронниковой Е.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Распутиной И.И., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Чистый город"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.11.2013 по делу N А40-98524/13 (21-602)
по заявлению ООО "Чистый город" (ОГРН 5077746709915, 115563, г.Москва, ул.Шипиловская. д.29, корп.2, кв.268)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным постановления от 18.06.2013 N 1101-140/2013
при участии:
от заявителя: |
Корольков В.Н. по дов. от 09.01.2014; |
от ответчика: |
Кузяев К.В. по дов. от 30.12.2013 N 05-08-2950/13; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - заявитель, общество, ООО "Чистый город") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - ответчик, административный орган, Департамент) N 1101-140/2013 от 18.06.2013 о привлечении общества к административной ответственности по ч.2 ст.4.17 КоАП г.Москвы в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано ввиду наличия в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения.
Заявитель не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его полностью отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы, указанные в письменных объяснениях.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, на основании обращения Кулика А.Ю. от 25.03.2013 вх. N 05-03-331/13 Департаментом проведено обследование, в ходе которого установлено, что на открытой озелененной территории с произрастающими возрастными деревьями между пешеходным тротуаром и обочиной проезжей части напротив дома N 14 по ул.Бакинская складируется визуально загрязненный снег высотой 1,0-м, перемещенный с проезжей части ул.Бакинская.
Произведен отбор проб снега для лабораторного исследования.
Для проведения лабораторного анализа и установления загрязняющих веществ, содержащихся в снежной массе, размещенной на озелененной территории, произведен отбор проб снега в соответствии с прилагаемой схемой в трех точках:
- первая проба снега - фоновая - (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 3993636);
- вторая проба отобрана с навала снега вдоль обочины проезжей части (проба снега собрана в сейф-пакет N АА3993637);
- третья проба отобрана с навала снега вдоль обочины проезжей части (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 3993638).
Отобранные пробы снега направлены на лабораторное исследование в Аналитическую инспекцию ГПБУ "Мосэкомониторинг".
При проведении отбора проб снега составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, протокол взятия проб и образцов, схема отбора проб, акт отбора проб снега для лабораторного исследования, произведена фотофиксация на фотоаппарат.
В соответствии с протоколом исследования снега N 751-753 от 04.04.2013, поступившему из Аналитической инспекции ГПБУ "Мосэкомониторинг", установлено содержание в отобранных пробах снега химических реагентов (загрязняющих веществ):
- проба N 751 (фоновая проба) содержит хлорид-ион - 29 мг/дм3, калий - 0,898 мг/дм3, кальций - 6,10 мг/дм3, магний - 0,325 мг/дм3, натрий - 19,9 мг/дм3;
- проба N 752 (место складирования снега) содержит хлорид-ион - 51 мг/дм3, калий - 0,672 мг/дм3, кальций - 18 мг/дм3, магний - 1,04 мг/дм3, натрий - 24,1 мг/дм3;
- проба N 753 (место складирования снега) содержит хлорид-ион - 891 мг/дм3, калий - 0,493 мг/дм3, кальций - 19,7 мг/дм3, магний - 0,487 мг/дм3, натрий - 52,6 мг/дм3.
Содержание в исследуемых пробах снега химических веществ и элементов указывает на его загрязнение этими химическими веществами.
Наибольшая концентрация загрязняющих веществ, по сравнению с фоновой пробой, содержится в снеге, который отобран с мест складирования снега.
Таким образом, Департамент пришел к выводу о том, что обществом по адресу: г.Москва, ул.Бакинская размещен загрязненный химическими ПГМ снег на озелененной территории.
04.06.2013 в связи с указанными обстоятельствами ответчиком в отношении общества составлен протокол по делу об административном правонарушении N 1102-140/2013.
18.06.2013 вынесено оспариваемое постановление о назначении заявителю административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.4.17 КоАП г.Москвы, в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Чистый город" с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч.7 ст.210 АПК РФ.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "Чистый город" состава вмененного заявителю административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.4.17 КоАП г.Москвы.
Так, согласно ч.2 ст.4.17 КоАП г.Москвы нарушение правил содержания зеленых насаждений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст.2 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зелёных насаждений" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти зелёные насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом.
Предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц в городе Москве в силу ст.9 Закона города Москвы 05.05.1999 N 17 "О защите зелёных насаждений" ведется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.
При осуществлении предпринимательской деятельности на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается использование взрывоопасных, огнеопасных и ядовитых веществ, загрязнение и захламление территории, иные действия, способные повлечь за собой повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
На основании п.п.1, 4.5.5, 4.5.7, 9.3 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743 "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зелёных насаждений города Москвы" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Использование противогололедных материалов на дорогах, прилегающих к зеленым насаждениям, должно осуществляться в строгом соответствии с утвержденным нормативным документом Правительства Москвы.
При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, на бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
На озелененных и природных территориях запрещается: посыпать технической солью и другими химическими препаратами тротуары, проезжие и прогулочные дороги и пр. аналогичные покрытия (за исключением противогололедных материалов, разрешенных к применению в г. Москве); сбрасывать снег и другие загрязнения на газоны; складировать любые материалы; устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек.
Пункт 5.1, 5.5, 5.8 постановления Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г.Москве" зимняя уборка проезжей части улиц и проездов осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Правил и временными инструкциями, утверждаемыми Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, определяющими технологию работ, технические средства и применяемые противогололедные реагенты.
При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
Запрещается: применение технической соли и жидкого хлористого кальция в качестве противогололедного реагента на тротуарах, посадочных площадках остановок городского пассажирского транспорта, в парках, скверах, дворах и прочих пешеходных и озелененных зонах; роторная переброска и перемещение загрязненного и засоленного снега, а также скола льда, на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения.
В соответствии с п.2.2.3 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 28.09.2011 N 05-14-650/1 "Об утверждении технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г.Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее)" снег, счищаемый с проезжей части улиц и проездов, а также с тротуаров, сдвигается в лотковую часть улиц и проездов для временного складирования снежной массы.
При формировании снежных валов не допускается перемещение снега на бортовой камень, тротуары, газоны, а также должна быть произведена расчистка лотковой части от снега на ширину не менее 0,5-м для обеспечения пропуска талых вод.
Согласно п.5.1.4 Приложения 1 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 11.10.2010 N 05-14-391/0 снег, сгребаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, обработанных противогололедными реагентами, размещать на газонах не допускается.
На основании п.п.4.2.8, 4.3.1.3, 4.3.6.2, 4.3.6.1 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 28.09.2011 N 05-14-650/1 при механизированной уборке машинами снег высотой до 2 см убирается щеткой, при большей высоте снега - плужно-щеточным снегоочистителем. Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования. Сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в валы или кучи, расположенные параллельно бортовому камню, или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей и вывозить автотранспортом. Погрузка снега на автотранспорт производится с помощью снегопогрузчиков или вручную. На тротуарах шириной более 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег в валы на середину тротуара для последующего удаления. Для обеспечения эффективной работы снегоуборочных машин вал снега укладывается с таким расчетом, чтобы в основании он был не шире 1,5-м.
Снег, сгребаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, обработанных противогололедными реагентами, размещать на газонах не допускается.
Снег из вала с помощью погрузочного оборудования и автосамосвалов перемещается на площадку промежуточного размещения снега, находящуюся за пределами территории двора. Места промежуточного размещения устанавливаются управой района по согласованию с префектурой административного округа.
Операция удаления снега с дворовых территорий и внутриквартальных проездов завершает цикл уборочных работ. Удаление снега после снегоочистки должно осуществляться путем его вывоза и утилизации посредством мобильных снегоплавильных установок и стационарных снегоплавильных пунктов.
По информации ГПБУ "Мосэкомониторинг" загрязнение снежного покрова устанавливается путем сравнения содержания загрязняющих веществ в снеге на обследуемом участке с концентрацией загрязняющих веществ в снежном покрове фоновой территории. В качестве фоновой территории принята территория ровного, чистого снежного покрова на газоне рядом с размещенным снегом с пешеходной дорожки.
Протоколами исследования снега установлено превышение в складированном на газоне снеге фоновых значений по всем выявленным веществам и элементам, что указывает на его загрязнение этими химическими веществами.
Территория, на которой складирован загрязненный снег, является озелененной территорией.
В соответствии с Государственным контрактом (далее - Государственный контракт) от 27.12.2012 N 05-ОДХ/13 на выполнение работ по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства (ОДХ), расположенных на территории районов Бирюлево-Восточное Царицыно ЮАО города Москвы в 2013 г., в том числе по адресу: ул.Бакинская, напротив дома N 14, ООО "Чистый город" является Подрядчиком.
Согласно п.1.1 ст.1 Государственного контракта Подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства (далее ОДХ), расположенных на территории районов Бирюлево-Восточное и Царицыно Южного административного округа г.Москвы в объеме, установленном в Сметной ведомости (приложение 3 к настоящему Контракту, являющееся его неотъемлемой частью) (далее - Сметная документация), в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к настоящему Контракту, являющееся его неотъемлемой частью), направленных на комплексное содержание ОДХ в соответствии с Титульным списком ОДХ ЮАО (приложение N 2 к настоящему Контракту, являющееся его неотъемлемой частью), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
На основании п.1.2.1 ст.1 Государственного контракта Подрядчик понимает и осознает характер и объемы Работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будет происходить выполнение Работ, в том числе требованиями охраны окружающей среды и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением Работ.
В силу п.1.2.2 ст.1 Государственного контракта Подрядчик получил и изучил все материалы Контракта, включая техническую документацию, сметную документацию и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять, в том числе на сроки, стоимость и качество Работ, в полном объеме. Подрядчик не освобождается ни от каких обязательств и/или ответственности по причине его недостаточной информированности.
В соответствии с п.5.4.1 ст.5 Государственного Контракта Подрядчик обязан выполнить работы в строгом соответствии с настоящим Контрактом, Техническим заданием, Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N Ю18.
Согласно п.5 раздела 2 Технического задания (приложение N 1 к Государственному Контракту) на выполнение работ по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства (ОДХ), расположенных на территории районов Бирюлево-Восточное и Царицыно ЮАО города Москвы для обработки проезжей части ОДХ во время проведения снегоуборочных работ используются твердые и жидкие ПГР, которые необходимо распределять, строго соблюдая установленную норму обработки дорожного покрытия за один технологический цикл. Снег, сдвигаемый в процессе снегоуборочных работ с проезжей части на обочины, должен быть перемещен с обочин на откосы насыпи либо перекинут ротором в полосу отвода, а при невозможности выполнения названных операций погружен на самосвалы и вывезен на ССП и МСП.
При формировании снежных валов в лотках не допускается перемещение снега на бортовой камень, тротуары и газоны, а также должна быть произведена расчистка лотковой части от снега на ширину не менее 0,5-м для обеспечения пропуска талых вод. Вывоз выпавшего снега осуществляется с ОДХ на стационарные снегосплавные пункты (ССП) и мобильные снегосплавные пункты (МСП) для дальнейшей утилизации. В периоды сильных снегопадов часть собранного с ОДХ снега доставляется на ССП и МСП после перегрузки в места временного размещения снега. Перечень таких мест утверждается в установленном порядке.
В соответствии с п.7 Технического задания (приложение N 1 к Государственному Контракту) работы выполняются в том числе в соответствии Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 (действующая редакция со всеми изменениями).
В силу п.2 Технического задания (приложение N 1 к Государственному Контракту) предусматривается, в том числе раздвижка снежных валов на перекрестках и примыканиях, где необходимо обеспечить проезд (выезд) автотранспорта.
Согласно Титульному списку (приложение N 2 к Государственному Контракту) территория по адресу: ул.Бакинская (район Царицыно), включая проезжую часть и тротуары, входит в перечень территорий, на которых уборка снега производится ООО "Чистый город".
В соответствии с информацией ГКУ "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЮАО" в ответ на запрос Департамента по делу 1102-140/13 в зимний период 2013 года работы по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства по ул.Бакинской, в том числе тротуары, прилегающие к проезжей части, выполняла подрядная организация ООО "Чистый город" на основании государственного контракту от 27.12.2012 N 05-ОДХ/13.
ГКУ "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЮАО" представлены акты выполненных работ (зимний период 2013 года: от 31.01.2013 N 4, от 28.02.2013 N 187, от 31.03.2013 N 412, от 15.04.2013 N 404, от 30.04.2013 N 399) к государственному контракту от 27.12.2012 N 05-ОДХ/13, включающие в себя, в том числе уборку проезжей части, механизированную уборку тротуаров, ручную уборку тротуаров. Указанные акты выполненных работ подписаны заказчиком ГКУ "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЮАО" и подрядчиком ООО "Чистый город" и заверены печатями.
Согласно фотоматериалам и схеме отбора проб, имеющимся в материалах дела, пробы отбирались из снежного навала, размещенного на озелененной территории, расположенной между проезжей частью и тротуаром ул.Бакинской. В соответствии с государственным контрактом уборка как проезжей части, так и тротуара в 2013 году осуществлялась ООО "Чистый город".
В нарушение приведенных выше норм общество осуществляло применение химических ПГМ (реагентов) при очистке тротуаров от снега. Убираемый снег вместе с реагентами складировался на озелененные участки территории, прилегающие к тротуару, с произрастающими на них деревьями и кустарниками.
Факт совершения заявителем административного правонарушения подтверждается, в том числе актом проверки, протоколом по делу об административном правонарушении и иными материалами административного дела.
На основании ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае заявитель имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
ООО "Чистый город" является юридическим лицом и обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности состава вмененного заявителю правонарушения.
Нарушений ГОСТа 17.1.5.05-85 при отборе проб, влекущих признание недостоверными доказательств, полученных с использованием результатов химических анализов, апелляционным судом не установлено.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, также не установлено.
Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа.
Размер штрафа определен в соответствии с санкцией ч.2 ст.4.17 КоАП г.Москвы.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы по данной категории дел не уплачивается.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.11.2013 по делу N А40-98524/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98524/2013
Истец: ООО "Чистый город"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент Природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Управление государственного экологического контроля
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4423/14
24.04.2014 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4423/14
25.03.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4322/14
27.12.2013 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46844/13
14.11.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-98524/13