г. Пермь |
|
14 сентября 2009 г. |
Дело N А50-11303/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.,
судей: Сафоновой С.Н., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Верхнекамский Судостроительный Комплекс" - не явился, извещен
от заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми - Кичев В.С., удостоверение УР N 347950, доверенность от 24.02.2009 N 04-11/17; Некрасов Д.М., удостоверение УР N 347227, доверенность от 10.03.2009 N 04-11/03
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 09 июля 2009 года
по делу N А50-11303/2009,
принятое судьей Торопициным С.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Верхнекамский Судостроительный Комплекс"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми
о признании недействительным решения в части
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Верхнекамский Судостроительный Комплекс" (далее - общество, налогоплательщик, ООО "ВСК") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 21.10.2008 N 11.1-12/364 о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении налога в сумме 291 778 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09 июля 2009 года заявленные требования общества удовлетворены: признано недействительным решение инспекции от 21.10.2008 N 11.1-12/364 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 291 778 руб. как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ).
Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика, возвратил обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 рублей, уплаченную платежным поручением от 04.03.2009 N 438.
Не согласившись с решением суда, инспекция обратилась с жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права и неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
По мнению инспекции, судом неправильно применены положения пунктов 1 и 4 ст. 198 АПК РФ во взаимосвязи с п. 2 ст. 69 АПК РФ: факт приложения обществом в ходе судебного заседания к поданному заявлению текста заявления о признании недействительным решения инспекции за N 11.1-12/364 совместно с признанием недействительным решения инспекции N 11.1-12/322 не может служить уважительной причиной для восстановления пропущенного срока на обжалование налогоплательщиком решения N 11.1-12/364 от 20.10.2008, так как фактически предметом обжалования являлся иной ненормативный правовой акт налогового органа.
Кроме того, в связи с тем, что налогоплательщик избрал момент определения налоговой базы в момент отгрузки (передачи) товара (п. 13 ст. 167 НК РФ), налоговые вычеты по соответствующим операциям осуществляются в момент определения налоговой базы, то есть в момент отгрузки (передачи) товара.
Учитывая, что оказанные инженерные услуги по техническому сопровождению ОАО "Черноморсудопроект" были непосредственно произведены для постройки сухогруза пр. 17605, реализация сухогруза в 1 квартале 2008 года не произошла, что подтверждается данными книги продаж, следовательно, вычет сумм НДС в размере 291 778 руб. (уплаченный обществом в качестве налогового агента) должен производится в периоде определения налоговой базы, то есть в момент отгрузки (передачи) товара изготовленного судна согласно п. 7 ст. 172 НК РФ.
Общество не представило отзыв на апелляционную жалобу, что в силу п. 1 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела по имеющимся в деле доказательствам.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направило своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснили, что поскольку авансовые платежи налогоплательщиком не включались, то в данном случае вычет будет применяться п. 7 ст. 172 НК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, 18.04.2008 ООО "ВСК" представлена в налоговый орган первичная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2008 года, согласно которой сумма исчисленного налога составила 669 549 руб., налоговые вычеты - 1 552 880 руб., сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета -883 331 руб. (л.д.102-112).
По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 01.08.2008, направленный в адрес налогоплательщика 16.09.2008 (л.д.130-135).
Уведомлением от 15.10.2008 налоговый орган сообщил заявителю о времени и месте рассмотрения материалов проверки (л.д.136-137).
21.10.2008 инспекцией вынесено решение N 11.1-12/341 об отказе в привлечении общества к ответственности, согласно которому уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 1 квартал 2008 года в сумме 291 778 руб. (л.д.10-13).
Одновременно, налоговым органом принято решение N 11.1-12/364 о частичном возмещении обществу НДС за 1 квартал 2008 года в сумме 591 553 руб. и отказе в возмещении налога в сумме 291 778 руб. (л.д.10).
Указанные решения направлены инспекцией в адрес заявителя почтой и получены им 10.11.2008, что подтверждается уведомлением о вручении (л.д.65).
Считая, что решение инспекции от 21.10.2008 N 11.1-12/364 не соответствует Налоговому кодексу РФ, ООО "ВСК" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании названного решения недействительным в части отказа в возмещении НДС в сумме 291 778 руб.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции не усмотрел законных оснований для признания решения инспекции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Довод заявителя жалобы о том, что судом неправильно применены положения пунктов 1 и 4 ст. 198 АПК РФ во взаимосвязи с п. 2 ст. 69 АПК РФ проверен арбитражным апелляционным судом и признан несостоятельным на основании следующего.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ определено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что при подачи налогоплательщиком в суд заявления о признании решения инспекции от 21.10.2008 N 11.1-12/364 недействительным обществом нарушен трехмесячный срок обжалования, предусмотренный ст. 198 АПК РФ.
Судом установлено, что ранее налогоплательщик обращался в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции N 11.1-12/322 с приложением текста решения инспекции от 21.10.2008 N 11.1-12/364 и документов об уплате НДС обществом за 1 квартал 2008 года.
В связи с указанным несоответствием определением от 11.03.2009 по делу N А50-3098/2009 арбитражный суд оставил заявление без движения (л.д. 54).
Из определения от 06.05.2009 усматривается, что общество отказалось от заявленных требований о признании решения инспекции N 11.1- 12/322 недействительным в связи с неправильным указанием предмета и основания иска (л.д. 53).
Принимая во внимание названные обстоятельства, а также учитывая небольшой период просрочки трехмесячного срока на обжалование, суд правомерно восстановил срок на обжалование решения инспекции от 21.10.2008 N 11.1-12/364.
Ссылка в апелляционной жалобе о неуважительности причин для восстановления судом пропущенного срока на обжалование не принимается арбитражным апелляционным судом, поскольку перечень уважительных причин законом не определен, суд по своему внутреннему убеждению оценивает обстоятельства, повлекшие пропуск срока на предмет их уважительности, выводы суда о наличии оснований для восстановления срока подачи заявления основаны на внутреннем убеждении, оценка уважительности причин приведена в судебном акте, основания для ее непринятия у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Как следует из решения инспекции, основанием для отказа обществу в возмещении НДС в сумме 291 778 руб. послужило то обстоятельство, что налогоплательщик, выбрав момент определения налоговой базы по НДС по операциям, указанным в п. 13 ст. 167 НК РФ, день отгрузки (передачи) товаров, налоговые вычеты сумм НДС имеет право произвести в период определения налоговой базы, то есть в момент реализации.
Налоговым органом сделан вывод о том, что общество неправомерно включило сумму, удержанную у ОАО "Черноморсудопроект", в налоговые вычеты за 1 квартал 2008 года, поскольку в налоговой декларации по НДС реализация сухогруза в 1 квартале 2008 года не происходила.
Как следует из обстоятельств дела, между ОАО "Сильвинит" (Заказчик) и ООО "ВСК" (Подрядчик) заключены договоры от 19.06.2006 N 010-06 и от 10.07.2007 N 138/07 на строительство двух судов (л.д. 70-80).
Согласно заключений от 22.02.2007 и от 20.09.2007, выданных налогоплательщику Министерством промышленности и энергетики, длительность производственного цикла по договору от 19.06.2006 N 010-06 составляет 16 месяцев, по договору от 10.07.2007 года N 138/07 - 25 месяцев, и указанные товар (работы, услуги) соответствуют Перечню товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 года N 468 (л.д. 81-82).
В связи с тем, что длительность производственного цикла изготовления указанных судов превышает шесть месяцев, суммы оплаты (частичной оплаты) в счет выполнения работ, получаемые налогоплательщиком от ОАО "Сильвинит", в налоговую базу обществом не включались, что сторонами не оспаривается.
20.02.2007 ООО "ВСК" (Заказчик) заключило с ОАО "Черноморсудопроект" Украина (Исполнитель) контракт N 1023, согласно которому Исполнитель обязался оказывать инженерные услуги, в т.ч. обеспечение работ по проведению кренования судна (л.д. 113-116).
Актами от 31.01.2008 N 653, от 06.02.2008 N 659, от 12.02.2008 N 660, от 03.03.2008 N 662, от 12.03.2008 N 668, от 14.03.2008 N 664 стороны подтвердили, что по контракту от 20.02.2007 N 1023 по техническому сопровождению постройки головного универсального сухогрузного судна пр. 17605, Исполнителем выполнены работы на сумму 6 662 американских долларов, 5 627 американских долларов, 600 американских долларов, 16 300 американских долларов, 4 068 американских долларов, 18 200 американских долларов соответственно (л.д. 118-123).
ОАО "Черноморсудопроект" в адрес общества выставлены счета на оплату по контракту (л.д. 14-20).
Обществом оплата за выполненные услуги перечислена платежными поручениями от 18.05.2007, от 21.12.2007, от 27.12.2007, от 15.02.2008 (л.д. 25, 27-29).
В связи с тем, что ОАО "Черноморсудопроект" Украина, является иностранным лицом, ООО "ВСК" в качестве налогового агента выставлены счета-фактуры от 27.12.2007 N 628 на сумму 329 958,1 руб., в том числе НДС 50 332,59 руб., от 21.12.2007 N 627 на сумму 477 207,20 руб., в том числе НДС 72 794,32 руб., от 15.02.2008 N 79 на сумму 374 738,09 руб., в том числе НДС 57 163,44 руб., от 18.05.2007 N 630 на сумму 730 865,57 руб., в том числе НДС 111 487,97 руб. (л.д. 21-23), которые отражены в книге покупок за 1 квартал 2008 года (л.д. 68-69), налог на добавленную стоимость перечислен в бюджет (платежные поручения от 05.03.2008 N 836 на сумму 111 488 руб., от 04.03.2008 N 789 на сумму 57 163 руб., от 18.01.2008 N 78 на сумму 123 127 руб. (л.д. 24, 26, 30).
Из налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 года следует, что налогоплательщиком включена в налоговые вычеты сумма 291 778 руб. (50 332,59 руб. + 72 794,32 руб. + 57 163,44 руб. + 111 487,97 руб.), уплаченная им как налоговым агентом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.
Согласно пункту 2 статьи 161 НК РФ налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.
Статьей 171 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (пункт 2).
Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса покупателями - налоговыми агентами.
Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с настоящей главой. Положения настоящего пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 172 НК РФ при определении момента определения налоговой базы в порядке, предусмотренном пунктом 13 статьи 167 настоящего Кодекса, вычеты сумм налога осуществляются в момент определения налоговой базы.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ООО "ВСК" является заказчиком услуг по контракту N 1023, услуги оказаны ОАО "Черноморсудопроект", приняты и оплачены ООО "ВСК".
В данном случае налогоплательщик сам явился заказчиком услуг, получил их и оплатил. Судами установлено, что все требования, содержащиеся в ст. 171, 172 Кодекса обществом соблюдены.
Доказательств наличия оснований для определения момента налоговой базы согласно п. 13 ст. 167 НК РФ, то есть доказательств получения ООО "ВСК" оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, материалы дела не содержат.
Учитывая установленный в НК РФ (глава 21) порядок определения момента применения налоговых вычетов, согласно которому налогоплательщик вправе включить в налоговые вычеты суммы налога, уплаченные им в качестве налогового агента после уплаты налога в бюджет и принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг), суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение инспекции недействительным в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 291 778 руб. как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушающее права и законные интересы налогоплательщика.
При данных обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции является законным, основанным на правильном применении норм права; оснований для удовлетворения апелляционной жалобы инспекции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 июля 2009 года по делу N А50-11303/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
В. Г. Голубцов |
Судьи |
Г. Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11303/2009
Истец: ООО "Верхнекамский Судостроительный Комплекс"
Ответчик: ИФНС России по Кировскому району г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5101/10
07.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5101/10
16.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5101/10
25.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10350/09-С2
14.09.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7681/09