г. Владимир |
|
19 марта 2014 г. |
Дело N А43-18130/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.03.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу снабженческо-сбытового сельскохозяйственного потребительского кооператива "ИнвестАгроСнаб" (ОГРН 1095252000645, ИНН 5245015733, Нижегородская область, Арзамасский район, с. Шатовка, д. 3)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.11.2013
по делу N А43-18130/2013,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению снабженческо-сбытового сельскохозяйственного потребительского кооператива "ИнвестАгроСнаб"
о признании недействительным решения Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 24.05.2013 N 302-01-16-266/13,
без участия лиц,
и установил:
снабженческо-сбытовой сельскохозяйственный потребительский кооператив "ИнвестАгроСнаб" (далее - Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Нижегородской области (далее - Министерство) от 24.05.2013 N 302-01-16-266/13 об отказе во включении Кооператива в реестр заемщиков, имеющих право на получение субсидий из средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях; об обязании Министерства принять решение о включении Кооператива в реестр заемщиков, имеющих право на получение субсидий из средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
Решением от 25.11.2013 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Кооперативу в удовлетворении требования.
Кооператив не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 25.11.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, для получения в 2013 году субсидий из средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях для приобретения сельскохозяйственной продукции, произведенной членами Кооператива с целью ее дальнейшей продажи, Кооператив обратился с соответствующей заявкой и необходимыми документами в Управление сельского хозяйства администрации Арзамасского муниципального района, которое перенаправило их в Министерство.
11.04.2013 указанная заявка была рассмотрена на заседании комиссии Министерства, с учетом которого письмом от 24.05.2013 N 302-01-16-266/13 Министерство отказало Кооперативу во включении заявителя в реестр заемщиков, так как он не является организацией потребительской кооперации.
Посчитав указанное решение Министерства не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.11.2012 N 781 утверждено Положение о порядке предоставления из средств областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях (далее - Положение), которым определен порядок предоставления финансовой поддержки из средств областного бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, предоставленным российскими кредитными организациями за счет собственных средств.
Для получения в текущем году кредитов на условиях субсидирования заемщики направляют в Управления, а организации прямого финансирования - в Минсельхозпрод заявки по форме, утвержденной Минсельхозпродом, с приложением следующих документов: справки территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о состоянии расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, выданной не ранее 30 календарных дней до даты подачи заявки; для организаций, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 4 настоящего Положения (кроме субъектов малого предпринимательства), - формы федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" за отчетный год с отметкой территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области; для организаций, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 4 настоящего Положения и являющихся субъектами малого предпринимательства, - сведений о численности и заработной плате работников по форме, утвержденной Минсельхозпродом.
Управления в течение 7 рабочих дней со дня подачи заявок составляют сводные заявки и направляют их в Минсельхозпрод.
Комиссия Минсельхозпрода в течение 10 рабочих дней со дня получения сводных заявок и заявок от организаций прямого финансирования проверяет соответствие заемщиков условиям субсидирования, установленным настоящим Положением, и принимает решение об утверждении реестров заемщиков либо об отказе во включении заемщика в реестр заемщиков.
Решение об отказе во включении в реестр заемщиков принимается в случае несоответствия заемщика условиям субсидирования, установленным настоящим Положением (пункты 8-10 Положения).
В соответствии с пунктом 4 данного Положения кредиты на условиях субсидирования предоставляются следующим хозяйствующим субъектам:
- организациям, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, производящим сельскохозяйственную продукцию, осуществляющим ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующим эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 50 процентов за календарный год;
- организациям, осуществляющим ремонт и продажу сельскохозяйственной техники и оборудования, а также организациям, осуществляющим ремонт, изготовление и продажу запасных частей и оборудования к сельскохозяйственной технике;
- организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим вид экономической деятельности "Производство пищевых продуктов, включая напитки" на собственных или арендованных производственных мощностях, при условии, что в общем доходе доля дохода от реализации произведенных ими пищевых продуктов, включая напитки, составляет не менее 50 процентов за календарный год (далее - организации пищевой и перерабатывающей промышленности);
- организациям потребительской кооперации;
- организациям, осуществляющим подготовку и доработку семян сельскохозяйственных культур;
- организациям, осуществляющим разведение одомашненных видов и пород рыб.
Таким образом, указанным Положением предусмотрен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, которым предоставляются кредиты на условиях субсидирования.
Суд установил, что заявитель является юридическим лицом, созданным в форме потребительского кооператива.
Согласно статье 4 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон о сельскохозяйственной кооперации) сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности.
Организации потребительской кооперации - это потребительские общества, союзы потребительских обществ, а также учреждения, хозяйственные общества и иные юридические лица, единственными учредителями которых являются потребительские общества или союзы (абзац 8 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее - Закон о потребительской кооперации)).
С учетом приведенных норм и Общероссийского классификатора организационно-правовых форм, утвержденного Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст, суд правильно посчитал, что снабженческо-сбытовой сельскохозяйственный потребительский кооператив и организация потребительской кооперации - это разные организационно-правовые формы. Указанные организации осуществляют свою деятельность на основании разных Законов: Закона о сельскохозяйственной кооперации и Закона о потребительской кооперации соответственно.
При этом в соответствии со статьей 2 Закона о потребительской кооперации указанный Закон не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Закона о сельскохозяйственной кооперации.
Как правильно отметил суд, единственным признаком, позволяющим отнести ту или иную организацию к категории организаций потребительской кооперации, является организационно-правовая форма учредителя данной организации, ею обязательно должна являться организация потребительской кооперации. Закон не допускает даже смешанного состава.
Из положений пункта 2 статьи 48 Закона о сельскохозяйственной кооперации следует, что данный нормативный акт не распространяет свое действие на потребительские общества Российской Федерации и их союзы, действующие на основании Закона о потребительской кооперации, а также на иные несельскохозяйственные потребительские кооперативы, предусмотренные пунктом 6 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку заявитель является юридическим лицом, созданным в форме снабженческо-сбытового сельскохозяйственного потребительского кооператива, который действует на основании Закона о сельскохозяйственной кооперации, а не в форме организаций потребительской кооперации, как это необходимо в соответствии с абзацем 4 пункта 4 Положения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Министерство правомерно отказало заявителю во включении его в реестр заемщиков, имеющих право на получение субсидий из средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение Министерства, изложенное в письме от 24.05.2013 N 302-01-16-266/13, принято уполномоченным органом, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Кооперативом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Кооперативу в удовлетворении требования.
Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Кооператива по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.11.2013 по делу N А43-18130/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу снабженческо-сбытового сельскохозяйственного потребительского кооператива "ИнвестАгроСнаб" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-18130/2013
Истец: Снабженческо-сбытовой сельскохозяйственный потребительский кооператив "ИнвестАгроСнаб"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области