г. Челябинск |
|
28 марта 2014 г. |
Дело N А47-3294/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.12.2013 по делу N А47-3294/2013 (судья Калитанова Т.В.).
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску Оренбургской области - Бедунова Анна Алексеевна ( доверенность от 11.12.2013).
Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Орскжилстрой" (далее - общество "ИК "Орскжилстрой") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Оренбургской области (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:43:0208005:21, категория земельного участка: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы, общая площадь 28 620 кв.м., адрес: обл. Оренбургская, г. Орск, ул. Строителей/ул. Металлистов, на земельном участке расположено здание бетоносмесительного цеха, д. 37а/11 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в размере 8 500 000 рублей (с учетом уточнений, т. 1, л.д. 8-9, т. 2, л.д. 34).
Определениями Арбитражного суда Оренбургской области от 18.04.2013, от 20.08.2013 (л.д. 1-2, 11-12) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 14 по Оренбургской области (Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орску Оренбургской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра по Оренбургской области).
Решением суда от 26.12.2013 (резолютивная часть объявлена 18.12.2013 - т.2, л.д. 80-82) исковые требования удовлетворены.
С указанным решением не согласилась Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орску Оренбургской области (далее - ИНФС России по г. Орску), обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора просил отменить или изменить решения в части и принять по делу новый судебный акт, частично отказать в удовлетворении требований заявителя об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, а именно в размере 6 000 000 рублей, исключив дату изменения кадастровой стоимости с 01.01.2012.
В качестве обоснования доводов жалобы ее податель ссылается на отсутствие указания в обжалуемом решении даты, на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка - 20 329 072 рубля 20 копеек, при этом рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2012.
Указывает, что заявленные обществом "ИК "Орскжилстрой" требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) органом учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Однако, достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются. Поэтому рыночная стоимость участка будет действовать как новая кадастровая стоимость с момента вступления решения суда в законную силу. В этой связи ИНФС России по г. Орску не согласна с решением суда в части установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной по состоянию на 01.01.2012, поскольку такая стоимость имеет значения для упорядочения сведений ГКН и не связана с изменением гражданско-правовых или налоговых обязательств заинтересованного лица.
Считает необоснованным применении судом первой инстанции правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/13, так как по делу N А11-5098/2010 рассматривались иные обстоятельства определения кадастровой стоимости вновь образуемого участка.
Приняв участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, представитель ИФНС России по г. Орску поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил о допущенной технической ошибке в просительной части апелляционной жалобы, в части указания рыночной стоимости земельного участка 6 000 000 рублей, которой следует считать стоимость 8 500 000 рублей.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора купли-продажи от 27.04.2011 общество "ИК "Орскжилстрой" является собственником земельного участка с кадастровым номером 56:43:0208005:21. Государственная регистрация права собственности произведена 27.04.2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности ( л.д. 15-19 т.1 ).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 56:43:0208005:21, кадастровая стоимость указанного участка составляет 20 329 072 рубля 20 копеек ( л.д. 13 т.1).
Из отчета N 02-1-13/1 от 19.08.2013 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:43:0208005:21, выполненного независимым оценщиком закрытого акционерного общества "Оренбургский инновационный центр" Храмцовой Ю.В. (т.2 л.д.67-106), рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составляет 8 500 000 рублей.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влияет на размер платы за его пользование, общество "ИК "Орскжилстрой" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции установил обстоятельство несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, ввиду чего и на основании части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определил кадастровую стоимость земельных участков в размере его рыночной стоимости, признав заявленные истцом требования обоснованными.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в ГКН вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в ГКН органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Как установлено статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил суду отчет N 02-1-13/1 от 19.08.2013 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:43:0208005:21, выполненного независимым оценщиком закрытого акционерного общества "Оренбургский инновационный центр" Храмцовой Ю.В. (т.2 л.д.67-106), согласно которому, рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 8 500 000 рублей.
Из данного отчёта усматривается значительное превышение кадастровой оценки земельного участка его рыночной стоимости (согласно кадастровому паспорту кадастровая стоимость участка составляет 20 329 072 рубля 20 копеек, т. 1, л.д. 13-14).
Соответствие данного отчета требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением эксперта общества с ограниченной ответственностью "Центр экономических и юридических экспертиз" N 365/13 от 25.11.2013 (т.2 л.д.49-58), составленным на основании определения Арбитражного суда Оренбургской области по настоящему делу от 05.11.2013.
В этой связи, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований истца об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости.
При определении даты, на которую определена рыночная стоимость земельных участков - 01.01.2012, судом первой инстанции правильно применена правовая позиция, выраженная Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11 о том, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области, определенные по состоянию на 1 января 2012 года.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 56:43:0208005:21, усматривается, что кадастровая стоимость указанного участка составляет 20 329 072 рубля 20 копеек. Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости на основании вышеназванного постановления Правительства Оренбургской области. При этом, факт внесения указанных сведений в ГКН позднее даты, на которую произведена массовая оценка (о чем указывает апеллянт) не исключает сопоставимости рыночной стоимости с датой на которую произведена оценка.
В связи с названным, указание в обжалуемом решении на установление кадастровой стоимости участка равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 является обоснованным и соответствует приведенным выше разъяснениям.
Доводы апелляционной жалобы о недопустимости распространения значений кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной на прошлый период являются обоснованными.
Действительно, в силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, при определении кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Установление рыночной стоимости земельного участка, отличной от его кадастровой стоимости, не свидетельствует о недостоверности результатов государственной кадастровой оценки земель, а следовательно - о недостоверности внесенных на этом основании сведений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом, в силу правил пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указанный вывод также следует из системного толкования норм части 1 статьи 4, статьи 16, статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которых, правовые последствия, связанные с принятием судебного решения, направлены на защиту прав заинтересованного лица только с момента вступления в силу судебного решения.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 также содержит разъяснения о том, что рыночная стоимость объекта недвижимости, которая доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В этой связи, указание в обжалуемом решении на установление кадастровой стоимости участка равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 не влечет распространения указанной стоимости на правоотношения возникшие до вступления решения суда в законную силу. Кроме того, из содержания резолютивной части обжалуемого решения не следует указание на обязанность кадастровой палаты внести в ГКН сведения об изменения кадастровой стоимости земельного участка начиная с 01.01.2012.
С учетом названного, изложенные в апелляционной жалобе доводы следует признать основанными на ошибочном понимании и оценке принятого судом первой инстанции решения.
При совокупности изложенных обстоятельств оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции относится на подателя апелляционной жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса. Ее взыскание с ИФНС России по городу Орску в доход федерального бюджета не производится, поскольку она освобождена от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.12.2013 по делу N А47-3294/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-3294/2013
Истец: ООО Инвестиционная компания "Орскжилстрой"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (РОСРЕЕСТР), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Орску Оренбургской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Оренбургской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орску Оренбургской области, ООО "Центр экономических и юридических экспертиз" Молоткову С. В