г. Ессентуки |
|
26 марта 2014 г. |
Дело N А20-5190/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.01.2014 по делу N А20-5190/2013 (судья С.В. Кустова)
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ессентуки, ОГРН 1112651028676, ИНН 2626800494
к обществу с ограниченной ответственностью "Золотой Велес", г. Прохладный
о привлечении к административной ответственности
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Золотой Велес" (далее - общество) по статье 14.17 (часть 4) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 13.01.2014 в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Золотой Велес" отказано.
Управление не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 13.01.2014 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований и привлечь к административной ответственности общество по статье 14.17 (часть 1) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях..
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующими файлом размещена 13.02.2014 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ, вступившего в силу 01.11.2010).
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.10.2013 N 1374 общество зарегистрировано в качестве юридического лица с 21.04.2009 за основным государственным регистрационным номером 1090716001254 и осуществляет деятельность по производству, хранению и поставкам произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков) на основании лицензии Б 061256 от 17.05.2012, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Письмом от 18.10.2013 N 7/9160 Министерство внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике направило управлению протокол обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, принадлежащих обществу, от 02.10.2013, в котором были зафиксированы допущенные обществом несоответствия лицензионным условиям и требованиям: отсутствие в спиртохранилище насоса для откачки спирта в случае его пролива; хранение в складе готовой продукции неалкогольной продукции; в помещении для хранения федеральных специальных марок металлические шкафы не прикреплены к стене и полу.
В связи с указанными фактами определением от 18.10.2013 N 07-13/880 управление возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении.
22.10.2013 МВД по КБР совместно с управлением были проведены контрольные мероприятия в отношении общества по адресу: КБР, г. Прохладный, ул. Остапенко, д. 17 А. В ходе осмотра помещений, зданий, сооружений, территорий и находящихся там вещей общества были выявлены следующие нарушения: помещение спиртохранилища не оснащено телефонной связью во взрывобезопасном исполнении; вторые экземпляры ключей от спиртохранилища и спиртоприемного отделения с надписью для каждого ключа не хранятся в специальном железном ящике проходной предприятия под пломбой материально ответственных лиц; в помещении для хранения марок и проведения операций, связанных с получением и выдачей марок, металлические шкафы для хранения марок не прикреплены к полу; в производственном цехе N 1 над сироповарочным котлом не установлен вытяжной зонт; в сироповарочном помещении хранится сахар-песок; отсутствует аппарат для производства ароматических спиртов типа "Аламбик". Результаты осмотра зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 22.10.2013 N07-13/880-2.
Установив нарушение положений пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", несоблюдение обществом требований, предусмотренных пунктами 8.19, 8.20 "Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию, и учету этилового спирта" от 25.09.1985, приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30.04.2010 N 31-н "О порядке хранения федеральных специальных марок в организациях", пунктом 9.8 Санитарных правил и норм СанПиН 2.3.4.704-98 "Производство спирта этилового ректификованного и ликероводочных изделий", утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 18.05.1998 N 18, ГОСТ 2194 "Сахар-песок. Технические условия", одновременно управлением был составлен протокол об административном правонарушении от 22.10.2013 N 07-13/880-3, в котором зафиксировано, что общество при осуществлении лицензируемой деятельности не соблюдает установленные вышеуказанными актами требования, за несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность по статье 14.17 (часть 4) Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ).
На основании протокола об административном правонарушении от 22.10.2013 N 07-13/880-3 управление обратилось в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции" (далее - Закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии выдаются на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции; перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 8.19, 8.20 Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта, утвержденной Минпищепромом СССР от 25.09.1985 (далее - Инструкция) в спиртохранилище, на открытых площадках, кроме общих противопожарных правил, вторые экземпляры ключей от спиртохранилища (склада) и спиртоприемного отделения с надписью для каждого ключа должны храниться в специальном железном ящике проходной предприятия под пломбой материально ответственных лиц. Все цехи взрыво- и пожароопасных производств должны быть обеспечены телефонной связью, а взаимосвязанные (спиртохранилище, спиртоприемное и спиртоотпускное отделения, эстакады для налива и слива спирта) - сигнализацией о работе связанных между собой агрегатов. Телефонные аппараты, сигнальные кнопки для сигнализации должны быть только во взрывозащищенном исполнении.
В соответствии с требованиями пункта 4 "Порядка хранения федеральных специальных марок", утвержденного Приказом Росалкогольрегулирования от 30.04.2010 N 31н, хранение федеральных специальных марок непосредственно в помещении в сейфах (металлических шкафах), которые прочно прикреплены к строительным конструкциям пола и стен помещения и оснащены железными или деревянными стеллажами.
Согласно пункту 9.8. СанПиН 2.3.4.704-98 "Санитарные правила и нормы производства спирта этилового ректификованного и ликеро-водочных изделий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.1998 N 18 над колероварочным котлом должен быть установлен вытяжной зонт.
В силу пункта 7.2 ГОСТ 21-94 упакованный сахар-песок должен храниться в складах. Запрещается хранить сахар совместно с другими материалами.
В соответствии с частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, действовавшей в момент осмотра и составления протокола об административном правонарушении, промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону данного правонарушения образует нарушение лицензионных требований, следовательно, прежде всего подлежит установлению, какое конкретно лицензионное требование нарушено обществом.
При этом не любое нарушение требований закона и иных нормативных актов будет являться нарушением условий лицензии, а только то, которое в качестве лицензионного поименовано в законе.
В соответствии со статьей 3 Закона N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Перечня специальных лицензионных условий для каждого вида лицензии в данной области правового регулирования законы и иные нормативные акты не содержат. В лицензии Б 061256 от 17.05.2012, выданной обществу, в качестве условия осуществления данного вида деятельности указано соответствие действующему законодательству.
Между тем, такое широкое определение лицензионных условий не соответствует принципам правового регулирования, в частности, принципу правовой определенности.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 171-ФЗ для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, организацией представляются в лицензирующий орган наряд у с заявлением и копиями учредительных документов, копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица; копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе; копия документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии; заключения о соответствии экологическим нормам и требованиям производственных и складских помещений организаций; заключения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти о соответствии производственных и складских помещений организации требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям; документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или копия договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля, копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии основного технологического оборудования, документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 9 статьи 8 и пунктами 2.1 и 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Нарушение требований Инструкции, СанПина, ГОСТа при осуществлении организацией деятельности по производству, хранению и поставке спиртных напитков, не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
В силу пунктов 15, 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд; оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В силу частей 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения.
В протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о времени совершения вменяемого обществу правонарушения, из протокола осмотра от 22.10.2013 следует, что на момент его проведения производство и оборот алкогольной продукции обществом не осуществлялись. В материалах дела об административном правонарушении (приложения N N 69, 70) имеется только справка о движении спирта за период с января по июнь 2013 года и справка о движении готовой продукции.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что доказательств совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, материалы дела об административном правонарушении не содержат, соответствующих доказательств управлением в материалы дела не представлено.
Управление в заявлении от 06.11.2013 просило привлечь общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Между тем, с 03.01.2014 статья 14.17 КоАП РФ действует в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в трех частях.
Ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, предусмотрена частью 1 статьи 14.17 (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 365-ФЗ), предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Согласно частям 1, 2 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1). Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2).
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией.
В соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в данном случае применение части 1 статьи 14.17 КоАП РФ может ухудшить положение лица, привлекаемого к административной ответственности, так как санкция данной нормы закона предусматривает более высокий предел максимального наказания.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы управления, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.01.2014 по делу N А20-5190/2013.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.01.2014 по делу N А20-5190/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-5190/2013
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу
Ответчик: ООО "Золотой Велес"
Третье лицо: ООО "Золотой Велес"