г. Санкт-Петербург |
|
31 марта 2014 г. |
Дело N А26-4716/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2464/2014) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.12.2013 по делу N А26-4716/2013 (судья Пасаманик Н.М.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЗЕВС"
к Межрайонной инспекций Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия
о назначении административного наказания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЗЕВС" (ОГРН 1021000881879; 186930, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Антикайнена, д. 15; далее - заявитель, ООО "Зевс", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия (далее - инспекция, административный орган) N 16 от 21.06.2013 в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей, назначив ему меру ответственности в виде санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а именно - предупреждение.
Определением суда первой инстанции от 20.08.2013 заявление общества принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 21.10.2013 суд перешел к рассмотрению заявления по правилам административного судопроизводства.
Решением суда от 17.12.2013 заявление общества удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.12.2013 по делу N А26-4716/2013 отменить, в удовлетворении заявления обществу отказать. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции необоснованно сослался в своем решении на информационные письма от 09.08.2012 N 03-01-15/7-176 и от 04.02.2011 N Д05-305, поскольку они не подлежат применению. Податель жалобы считает, что срок эксплуатации ЭКЛЗ истек.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От общества поступил отзыв, в котором общество просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 06.06.2013 N 99 инспекцией проведена проверка выполнения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в магазине "Охотник", расположенном по адресу: г. Костомукша, ул. Антикайнена, д. 15, в котором заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность.
По результатам проверки составлен акт от 06.06.2013 N 10 НО 002855, в котором отражено, что при осуществлении наличных денежных расчетов в составе контрольно-кассовой техники Меркурий MS-К, версия 01, заводской номер 603841, 2008 года выпуска, используется ЭКЛЗ, регистрационный номер 1422560351, срок эксплуатации которой на момент проверки истек: последняя замена ЭКЛЗ производилась 02.05.2012, срок эксплуатации ЭКЛЗ составляет 12 месяцев с момента активизации, по состоянию на 06.06.2013 блок ЭКЛЗ не заменен.
По факту выявленного правонарушения 07.06.2013 уполномоченным должностным лицом инспекции в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 94.
Постановлением от 21.06.2013 N 01-53/878 ООО "Зевс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Указанным постановлением обществу вменено нарушение пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", пункта 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470, пункта 2 раздела II Протокола N 1/73-2003 заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 26.02.2003.
Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, пришел к выводу о том, что заявителем не был нарушен порядок эксплуатации ККТ, в связи с чем основания для привлечения общества к административной ответственности отсутствовали.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции признал жалобу инспекции не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. При этом контрольно-кассовая техника (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна: быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).
Требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации, установлены Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 3 указанного Положения контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков; обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации.
В соответствии с пунктом 2 Положения от 23.07.2007 N 470 контрольная лента - это первичный учетный документ, выполненный контрольно-кассовой техникой на бумажном или электронном носителе, содержащий сведения о контрольно-кассовой технике и наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт.
Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, является административным правонарушением, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, и влечет предупреждение или наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в вину обществу вменена эксплуатация ККМ с истекшим сроком ЭКЛЗ, при этом инспекция исходила из необходимости обязательной замены блока ЭКЛЗ каждые 12 месяцев с момента его активизации.
В соответствии с пунктом 1.1 Методических указаний по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах, утвержденных решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК по ККМ) от 25.06.2002 (Приложение N 4 к Протоколу N 4/69-2002 от 25.06.2002) электронная контрольная лента защищенная (ЭКЛЗ) - это техническое устройство (комплекс программно-аппаратных средств в составе ККМ), обеспечивающее защищенную от необнаруживаемой коррекции регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о каждом из проведенных с использованием ККМ денежных расчетов с физическими лицами, необходимой для полного учета доходов в целях правильного исчисления налогов.
В соответствии с пунктом 3.6 названных Методических указаний замена ЭКЛЗ производится: при заполнении ЭКЛЗ; при истечении установленного срока эксплуатации ЭКЛЗ; при перерегистрации ККМ; при неисправности ЭКЛЗ. Аналогичные правила содержатся в пункте 13 Протокола N 4/69-2002 от 25.06.2002, в котором установлено, что центры технического обслуживания проводят замену ЭКЛЗ у пользователей в следующих случаях: при заполнении ЭКЛЗ; по завершении установленного срока эксплуатации ЭКЛЗ; при перерегистрации ККМ в налоговом органе; при неисправности ЭКЛЗ.
Согласно пункту 12 Протокола N 4/69-2002 ГМЭК по ККМ от 25.06.2002 установка, замена и активизация ЭКЛЗ производятся на основании инструкции генерального поставщика контрольно-кассовых машин, разработанной в соответствии с Методическими указаниями по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах и представляемой в ФАПСИ при прохождении экспертизы.
Проверкой установлено и материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что при осуществлении наличных денежных расчетов обществом эксплуатировалась ККМ с установленной ЭКЛЗ регистрационный номер 1422560351, активированной 02.05.2012, при этом в акте проверки от 06.06.2013 N 10 НО 002855 зафиксировано, что при реализации товаров (оказании услуг) производилась выдача чеков ККМ.
В материалы дела обществом представлен паспорт еФЗ.058.007 ПС к ЭКЛЗ, производства ОАО "Приборный завод "Тензор" (г. Дубна, Московская обл.), зарегистрированной за N 1422560351 и введенной в эксплуатацию 02.05.2012.
Согласно пункту 3.4 паспорта еФЗ.058.007 ПС к ЭКЛЗ временный ресурс использования ЭКЛЗ в составе ККТ равен 13-ти месяцам от месяца активизации ЭКЛЗ в составе ККТ (без учета активизации в этом месяце). После 00 часов 00 минут первого числа 14-го месяца от месяца активизации ЭКЛЗ в составе ККТ, эта ККТ будет заблокирована для любых кассовых операций, кроме закрытия документа (если он открыт), закрытия смены (если она открыта), получения отчетов - фискальных и из ЭКЛЗ - и закрытия архива в ЭКЛЗ.
Из сведений об ЭКЛЗ, функционирующей в составе ККТ на момент проверки следует, что ее последняя активизация в составе контрольно-кассовой техники, принадлежащей обществу, произведена 02.05.2012. Из пункта 3.4 паспорта еФЗ.058.007 ПС следует, что временный ресурс использования ЭКЛЗ в составе контрольно-кассовой техники равен 13-ти месяцам от месяца активизации.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, срок эксплуатации ЭКЛЗ, активированной в мае 2012 года, исчисляется с месяца, следующего за месяцем активизации, и истекает в 24 час. 00 мин. 31.06.2013, проверка в отношении общества проведена 06.06.2013, то есть еще до истечения срока эксплуатации ЭКЛЗ, вмонтированной в ККМ. Акт проверки от 06.06.2013 содержит сведения о том, что продажа товара осуществлялась с применением ККТ, выдан чек от 06.06.2013 N 7.
В связи с изложенным, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что ЭКЛЗ еФЗ.058.007 ПС, регистрационный номер 1422560351, встроенная в состав принадлежащей обществу ККМ и активизированная 02.05.2012, на момент проверки осуществляла работу в текущем режиме, что предусмотрено паспортом данной ЭКЛЗ и соответствует установленным требованиям. На момент проведения проверки ЭКЛЗ в составе контрольно-кассовой техники не была заблокирована для любых кассовых операций, наличные денежные расчеты осуществлялись заявителем с применением контрольно-кассовой техники, соответствующей установленным требованиям.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем не был нарушен порядок эксплуатации ККТ.
Ссылка административного органа на нарушение пункта 2 раздела II Протокола N 1/73-2003 заседания ГМЭК по ККМ от 26.02.2003 обоснованно отклонена судом первой инстанции.
Исходя из положений пункта 12 Протокола N 4/69-2002, пунктов 3.6, 4.7.1, 4.7.2 Методических указаний от 25.06.2002 срок эксплуатации (использования) ЭКЛЗ в составе контрольно-кассовой техники устанавливает производитель.
Пункт 2 раздела II Протокола N 1/73-2003 заседания ГМЭК по ККМ от 26.02.2003, нарушение которого вменено заявителю, не устанавливает ни порядка применения ЭКЛЗ пользователями ККМ, ни обязанностей пользователей ККМ. Из анализа раздела II указанного протокола следует, что информация относительно срока использования ЭКЛЗ должна быть принята к сведению лиц, осуществляющих производство ЭКЛЗ, но не конечных пользователей контрольно-кассовой техники.
Довод подателя жалобы относительно недопустимости применения информационных писем от 09.08.2012 N 03-01-15/7-176 и от 04.02.2011 N Д05-305 отклоняется апелляционной коллегией.
Так, в письме от 09.08.2012 N 03-01-15/7-176 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации по вопросу срока эксплуатации ЭКЛЗ сообщает, что в настоящее время временной ресурс использования ЭКЛЗ в составе контрольно-кассовой техники определяется регламентом ФСБ России для технических средств криптозащиты и ограничен по времени на 13 месяцев. Этот срок определен на основании результатов тематических исследований и обусловлен техническими характеристиками интегральной микросхемы.
В письме от 04.02.2011 N Д05-305 Министерства экономического развития Российской Федерации Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России совместно с Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации и Росалкогольрегулированием по вопросу необходимости наличия электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) указал, что Протоколом заседания ГМЭК от 25.06.2002 N 4/69-2002 определено, что срок полезного использования электронной контрольной ленты при расчетах с населением устанавливает производитель. В технических паспортах электронной контрольной ленты защищенной указано, что временной ресурс использования электронной контрольной ленты защищенной в составе контрольно-кассовой техники определяется регламентом ФСБ России для технических средств криптозащиты и ограничен по времени на 13 месяцев. Таким образом, все юридические лица и частные предприниматели обязаны ежегодно осуществлять замену встроенных в ККТ блоков ЭКЛЗ вне зависимости от их заполнения и работоспособности. Кроме того, в соответствии с техническими характеристиками ЭКЛЗ указанный блок подлежит замене (приобретению нового) один раз в 13 месяцев либо после заполнения его памяти, что зависит от объема продаж предпринимателя.
Согласно пункту 4.3.1 Положения о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 169, Департамент предоставляет письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также иных актов законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Российской Федерации в установленных сферах деятельности Федеральной налоговой службы (в пределах компетенции Департамента).
Приведенные выше письма содержат разъяснения по вопросу применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, что в силу пункта 4.10 Положения о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики входит в компетенцию данного структурного подразделения Министерства финансов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент проверки 06.06.2013 срок эксплуатации ЭКЛЗ, установленный производителем, не истек; факт блокировки ККТ, неисправности ЭКЛЗ, а равно заполнения памяти ЭКЛЗ административным органом установлен не был, что свидетельствует об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.12.2013 по делу N А26-4716/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4716/2013
Истец: ООО "ЗЕВС"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Республике Карелия