город Москва |
|
31 марта 2014 г. |
Дело N А40-137859/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 31.03.2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я., судей Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимониным Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Префектуры ВАО города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от "30" декабря 2013 г. по делу N А40-137859/12, принятое судьей О.А. Березовой,
по иску Префектуры ВАО города Москвы (ОГРН 1027700559127)
к ЗАО Фирма "МЗОК" (ОГРН 1027739488094),
третьи лица: Комитет государственного строительного надзора города Москвы, Мосгорнаследие, Восточное территориальное бюро технической инвентаризации, о признании надстройки самовольной постройкой, о сносе
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Хохлов А.А, по доверенности от 22.05.2013
от ответчика: Талызин Д.А. по доверенности от 19.03.2014
Барсукова Н.С. по доверенности от 10.01.2014
от третьих лиц: не явились, извещены
Префектура Восточного административного округа города Москвы обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к ЗАО Фирма "МЗОК" о признании самовольными постройками 3-й и мансардный этажи, возведенные ответчиком на стр. 1 и 2, и возведенную ответчиком пристройку между стр. 1 и 2 по адресу: г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 20;
- обязать ответчика снести указанные объекты, а в случае неисполнения решения суда предоставить истцу право самостоятельно снести указанные объекты за счет ответчика.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2013 года возведенные объекты признаны самовольными постройками, но в удовлетворении исковых требований о сносе отказано.
С решением суда первой инстанции не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. Истец указывает на то, судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении его требований о сносе самовольных построек, поскольку отсутствовали основания для удовлетворения заявления ответчика о применении срока исковой давности.
Истец и третьи лица Комитет государственного строительного надзора города Москвы, Мосгорнаследие, Восточное территориальное бюро технической инвентаризации, в судебном заседании не участвовали, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено без их участия на основании п.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Ответчик с решением суда согласен, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
В силу п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 названной статьи (абзац 2 п. 2 ст. 222 ГК РФ). Снос строений, сооружений при самовольном занятии земельного участка осуществляется виновными в таких правонарушениях лицами.
Для применения последствий самовольности занятия участка и возложения обязанности снести незаконные строения на нем истцу необходимо доказать, что то лицо, к которому это требование предъявляется, произвело постройку либо владеет и пользуется самовольным строением.
Пунктом 2 Определения Конституционного суда РФ от 03.07.2007 г. N 595-О-П, разъяснено, что, вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в п. 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в п. 2 той же статьи последствия, то есть в виде сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
Как следует из материалов дела, по договору аренды от 21.02.94 N М-03-000441, заключенному Москомземом в качестве арендодателя и ответчиком в качестве арендатора, ответчику предоставлен в аренду земельный участок площадью 5 011 кв. м, в том числе площадью 4 270 кв. м - на 49 лет, 741 кв. м - на 5 лет, - для эксплуатации зданий.
В п. 1.1 договора указано, что на участке находятся 4 здания - одно 2-3-этажное производственное здание, два 2-этажных административных здания и одно 3-этажное административно-производственное здание.
Кроме того, по договору от 06.10.99 N М-03-502896 ответчику предоставлялся в аренду земельный участок площадью 112 кв. м, действие договора прекратилось в 2006 году в связи с отказом арендодателя от договора в соответствии со ст. 610 и 621 ГК Российской Федерации, а по договору от 28.07.2000 N М-03-503406 ответчику предоставлялся в аренду земельный участок площадью 312 кв. м, действие договора прекратилось в 2006 году.
Из Свидетельств о государственной регистрации права от 02.04.2002 и от 17.07.2002 следует, что ответчик по договору купли-продажи с ЗАО "СТИКС" приобрел здание по адресу: г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 20, стр. 1, - площадью 550, 8 кв. м, а при приватизации государственного (муниципального) имущества - здание по адресу: г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 20, стр. 2, - площадью 181, 5 кв. м.
Из акта проверки Мосгосстройнадзора от 23.11.2010 следует, что в течение нескольких лет ответчик в отсутствие разрешений на строительство возвел 3-й и мансардный этажи на стр. 1 и 2 и пристройку между стр. 1 и 2.
О том, что ответчиком проводилась реконструкция стр. 1 и 2, свидетельствуют представленные в материалы дела ГУП МосгорБТИ поэтажные планы на здание по адресу: г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 20, - с нанесенными на них красными линиями, из которых усматривается, что до реконструкции на спорном земельном участке находились 2-этажное стр. 1 и 2-этажное стр. 2 (площадь этих строений указана в свидетельствах о государственной регистрации права - 550, 8 кв. м и 181, 5 кв. м соответственно); результатом реконструкции явилось единое 4-этажное здание (д. 20) Г-образной формы, площадь которого увеличилась в 2, 5 раза по сравнению с площадью на момент государственной регистрации права собственности ответчика на стр. 1 и 2 в 2002 году.
Представленный ответчиком договор подряда от 15.05.2003 N 37 заключен на подготовку проектно-сметной документации и реконструкции здания, на реконструкцию здания и крыши стр. 1 и 2 указано в приложении 1 к договору; по договору от 18.08.2003 N 031211/5-Пр ответчик поручил подрядчику разработать проектную документацию для надстройки административного здания, в проекте надстройки указано на то, что проектом предусмотрено не только устройство 2-го этажа вместо существующего, выполненного из деревянных конструкций, но и надстройка 3-го этажа и устройство мансардной кровли, замена неотапливаемой пристройки в торце здания пристройкой в 4 этажа с устройством мансардной кровли пристройки.
В предпроектном предложении, составленном в 2009 году по заданию ответчика ООО "ПКФ Новый Проект", указано, что здания, которые выходят на Электрозаводскую ул., были полностью реконструированы: все фронтальные здания, помимо полного изменения облика фасадов, были надстроены мансардами, частичной реконструкции подверглись и другие строения владения. Данным предложением предусмотрена очередная реконструкция с переносом здания вглубь территории, возведением новых каменных стен, полной заменой несущих конструкций кровли.
В деле имеется заключение территориального подразделения ГлавАПУ Москомархитектуры от 10.04.2008, из которого следует, что земельный участок, предоставленный ответчику, находится в охранной зоне памятника истории и культуры, в зоне регулирования застройки, надстройка и пристройка не соответствуют требованиям градостроительных регламентов территории г. Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 14.06.2005 N 419-ПП, исходно-разрешительная документация в отношении спорных объектов отсутствует.
В заключении НИиПИ Генплана Москвы от 06.04.2007 также указано, что стр. 1 и 2 находятся в охранной зоне объектов культурного наследия, границы которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 07.07.98 N 545, сохранение спорных объектов противоречит требованиям градостроительных регламентов территории г. Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 14.06.2005 N 419-ПП.
Из составленного по договору с ответчиком НИиПИ Генплана Москвы проекта межевания квартала следует, что проектируемая территория находится в зоне с особым режимом регулирования - объединенной охранной зоне памятников истории и культуры.
Ст. 10 Закона города Москвы от 09.06.2004 N 40 "Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве" предусмотрен особый порядок рассмотрения и согласования градостроительной и проектной документации для территорий зон охраны объектов культурного наследия, который, в частности, включает в себя согласование проектов указанной документации с Мосгорнаследием.
На необходимость согласования вопроса с Москомнаследием указано и в письме Москомархитектуры от 07.09.2007. Из материалов дела следует, что спорный участок находится в границах зоны охраняемого культурного слоя и зоны строго регулирования застройки.
В соответствии со ст. 27 Закона г. Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" производство земляных, строительных, дорожных и других работ на землях, примыкающих к недвижимым памятникам истории и культуры, осуществляется по разрешению государственного органа охраны памятников города Москвы и в необходимых согласно действующему законодательству случаях - федерального государственного органа охраны памятников, земляные, строительные, дорожные и другие работы, производимые на перечисленных территориях, осуществляются по проектам, согласованным с соответствующими государственными органами охраны памятников - федеральным или города Москвы в соответствии с их компетенцией, при этом согласование производится: для земельных отводов - на стадии выбора земельных участков в натуре; для проектов земляных, строительных, дорожных и других работ - на стадии подготовки задания на проектирование и технико-экономического обоснования; проекты земляных, дорожных, строительных и других работ должны предусматривать мероприятия, в частности, по фиксации недвижимых объектов и обеспечению сохранности недвижимых памятников истории и культуры в зоне предполагаемых работ и могут быть реализованы только после положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 2 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы.
Возведение на стр. 1 и 2 3-го этажа и мансардного этажа, возведение 4-этажной пристройки между стр. 1 и 2 произведено ответчиком, на земельном участке, предоставленном его собственником ответчику в аренду исключительно для эксплуатации зданий, построенных на земельном участке к моменту заключения договора аренды, а также, в отсутствие каких-либо необходимых разрешений и согласований, при этом ответчик не представил суду ни одного доказательства того, что в период реконструкции предпринимал какие-либо меры, направленные на получение разрешения собственника земельного участка на реконструкцию объектов капитального строительства (стр. 1 и 2) и на получение необходимых разрешений, согласований на такую реконструкцию.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2011 по делу N А40-124958/10 (139-764) ответчику отказано в удовлетворении требования о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, сформулированного в письме от 27.09.2010 N 33-5Т3-1115/10-(0)-1, по причине непредставления кадастрового паспорта земельного участка и наличия признаков самовольного строительства в отношении стр. 1 и 2.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал спорные объекты самовольными постройками.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года. Ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
Статьей 200 Гражданского кодекса РФ установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно пункту 26 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Из представленных суду доказательств следует, что о самовольном возведении ответчиком спорных объектов истец знал более чем за 3 года до подачи искового заявления в суд, о чем свидетельствуют выписка из протокола заседания Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Восточного административного округа города Москвы от 08.12.2008 и протокол заседания комиссии по выявлению и пресечению самовольного строительства объектов на территории района Преображенское от 22.10.2003 N 5, при этом проведенной по делу судебной экспертизой экспертом не установлено, что сохранение надстроек и пристройки создает угрозу жизни и здоровью населения.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отказано истцу в удовлетворении его исковых требований о сносе самовольных построек, в связи с пропуском срока исковой давности. Доводы апелляционной жалобы истца о применении к правоотношениям сторон ст.208 Гражданского кодекса РФ являются несостоятельными.
В соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных по делу доказательств решение суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела и закону и не подлежит отмене.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.176, пунктом 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "30" декабря 2013 г. по делу N А40-137859/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
Е.Н. Барановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-137859/2012
Истец: Префектура ВАО города Москвы
Ответчик: ЗАО Фирма "МЗОК"
Третье лицо: Восточное территориальное бюро технической инвентаризации, Восточное территориальное бюро технической инвентаризации по г. Москве, Департамент культурного наследия г. Москвы, Комитет Государственного строительного надзора "Мосгостройнадзор", Комитет государственного строительного надзора города Москвы, МОСГОРНАСЛЕДИЕ, ООО СОЮЗВОДПРОЕКТ