г. Хабаровск |
|
02 апреля 2014 г. |
Дело N А73-12490/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.,
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Внешнеэкономическая торговая компания": представитель не явился;
от Хабаровской таможни: Гусева Е.В., представитель по доверенности от 17.03.2014 N 04-37/41;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 10.01.2014
по делу N А73-12490/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Внешнеэкономическая торговая компания" (ОГРН 1082511004652, ИНН 2522001401)
к Хабаровской таможне (ОГРН 1022701131826, ИНН 2722009856)
о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Внешнеэкономическая торговая компания" (далее - общество, ООО "ВТК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Хабаровской таможни (далее - таможня, таможенный орган), оформленного письмом от 03.09.2013 N 15-21/13054 об отказе в возврате излишне взысканных таможенных пошлин и иных денежных средств по 5 декларациям.
Определением суда первой инстанции от 24.10.2013 на основании статьи 130 АПК РФ требования общества разделены на 5 самостоятельных дел.
При этом по настоящему делу рассмотрено требование общества о признании недействительным решения Хабаровской таможни оформленное письмом от 03.09.2013 N 15-21/13054 об отказе в возврате излишне взысканных таможенных платежей в сумме 202 789,89 руб. по ДТ N10703070/041012/0003481 (далее - ДТ N 3481).
Решением суда первой инстанции от 10.01.2014 заявленные требования удовлетворены, решение таможенного органа об отказе в возврате денежных средств, уплаченных по ДТ N 3481, оформленного письмом 03.09.2013 N 15-21/13054 признано незаконным. На таможенный орган возложена обязанность возвратить обществу денежные средства в сумме 202 789,89 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных обществом требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы таможенный орган ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Общество явку своего представителя не обеспечило, каких-либо ходатайств не заявило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, в связи с чем, просила решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя таможенного органа, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы таможни.
Как усматривается из материалов дела, 20.08.2011 между обществом (покупатель) и Суйфенхэйской торгово-экономической компанией с ограниченной ответственностью "Тяньжуй", КНР (продавец) заключён контракт N HLSF-826HZ.
По условиям контракта продавец продаёт и поставляет на условиях FCA FCA Дуннин, Суйфэньхе, Хулинь; DDU Уссурийск; CFR Владивосток в соответствии с Инкотермс-2000, а покупатель покупает различного наименования, вида, размеров, формы, материала и иных признаков обувь, одежду, а также товары народного потребления.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта полный ассортимент каждой партии поставляемого товара, в том числе количество, стоимость определяется в приложениях к контракту, а также в инвойсах, отгрузочных спецификациях. Общая сумма контракта составляет 10 млн. долл. США (пункт 2.1 контракта).
Приложением от 01.10.2012 N 0088 к контракту стороны согласовали к поставке партию товаров из 20 наименований в ассортименте на сумму 38357,44 долл. США.
В рамках исполнения контракта обществом на таможенную территорию РФ на условиях FCA Дуннин ввезены перечисленные в приложении N 0088 товары, в отношении которых в центр электронного декларирования 04.10.2012 подана декларация на товары ДТ N 10703070/041012/0003481 (далее - ДТ N3481).
Таможенная стоимость ввезенных товаров определена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Оформлена декларация таможенной стоимости формы ДТС-1, согласно которой к цене сделки добавлены расходы по перевозке товаров на территорию РФ.
В целях подтверждения таможенной стоимости ввезенных товаров при декларировании обществом представлены: контракт N HLSF-826HZ, приложение от 01.10.2012 N 0088 к контракту, инвойс от 05.10.2012 N0110484, отгрузочная спецификация от 01.10.2012 N 0110484, международная ТТН N0110484, паспорт сделки и иные документы.
При этом в приложении количество всех штучных товаров указано только по весу в кг., также указана цена в долл. США/кг. В декларации количество всех товаров указано как в штуках (графа 31), так и по весу нетто в кг. (графа 38), совпадающему с весом, указанном в приложении к контракту, отгрузочной спецификации и инвойсе.
В ходе таможенного контроля должностным лицом таможенного органа принято решение от 05.10.2012 о проведении дополнительной проверки, которым обществу предложено в срок до 14.10.2012 представить дополнительные документы для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров.
Письмом от 08.10.2012 общество сообщило таможне о том, что не имеет возможности представить дополнительные документы ввиду их отсутствия; их сбор и представление потребуют значительных временных затрат. В этом же письме общество согласилось на корректировку таможенной стоимости.
В тот же день должностным лицом таможни принято решение от 08.10.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров N N 3, 4, 16, 17, 18. Этим решением обществу предложено осуществить корректировку таможенной стоимости исходя из предложенной таможенным органом ценовой информации.
Согласившись скорректировать таможенную стоимость, общество 08.10.2012 самостоятельно заполнило декларацию таможенной стоимости формы ДТС-2 и КТС-1, определив таможенную стоимость товаров по резервному методу на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Исчисленные по новой таможенные платежи вследствие корректировки приняты таможней путем проставления отметки "ТС принята. ЛНП:118 от 08.10.2012" в графе ДТ N 3481 для отметок таможенного органа.
В результате произведённой корректировки таможенная стоимость товаров увеличена по сравнению с первоначально заявленной обществом, что привело к увеличению размера таможенных платежей на 202 789,89 руб.
Посчитав, что оснований для корректировки таможенной стоимости не имелось, общество обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, которым просило возвратить ему денежные средства в сумме 202 789,89 руб. в связи с неправомерной корректировкой таможенной стоимости товаров по ДТ N 3481.
Письмом от 03.09.2013 N 15-21/13054 таможенный орган возвратил указанное заявление в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней оплаты.
Расценив названное письмо как решение об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 64 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Соглашения между Правительством России, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ 1994).
Пунктом 1 статьи 2 Соглашения установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Частью 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при соблюдении установленных в этой норме условий.
Иные методы определения таможенной стоимости, предусмотренные статьями 6 - 10 Соглашения, применяются, как это прямо следует из их содержания, а также абзацев 2-5 части 1 статьи 2 Соглашения, только при невозможности применения первого метода и прочих предусмотренных названными статьями методов, рассматриваемых последовательно.
Пунктом 1 статьи 69 ТК ТС установлено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с ТК ТС, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Решения о корректировке таможенной стоимости и, соответственно, доводы таможни о невозможности принятии заявленной обществом таможенной стоимости товаров, оформленных по декларациям, определенной первым методом, во всех случаях обоснованы непредставлением обществом документов, истребованных решением о проведении дополнительной проверки и согласием общества на корректировку таможенной стоимости.
Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), запрошенных в ходе дополнительной проверки и обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не влечет отказ в применении первого метода определения таможенной стоимости товара.
Данное обстоятельство может являться основанием для корректировки заявленной таможенной стоимости только при условии, что представленных декларантом с ДТ документов недостаточно для достоверного определения таможенной стоимости товара.
Согласно части 1 статьи 68 ТК ТС и части 6 статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, в том числе документы, представленные обществом в таможню с декларацией, суд первой инстанции обосновано нашел, что в них содержится полная информация о внешнеторговой сделке, позволяющая достоверно установить товар, его цену, ассортимент и условия поставки.
Таможенным органом не доказана недостоверность сведений, указанных в представленных обществом документах и не обосновано, каким образом непредставление истребованных у декларанта документов привело к невозможности принятия таможенной стоимости, определенной первым методом.
При этом довод таможни о том, что непредставление запрошенных документов не позволяет проследить формирование цены сделки и свидетельствует о документальной неподтвержденности сделки, правомерно не принят во внимание судом первой инстанции, поскольку таможенным органом не дано никакой оценки представленным обществом при таможенном декларировании документам, на предмет их достаточности и документальной подтвержденности заявленных сведений.
Доказательств наличия предусмотренных статьей 5 Соглашения оснований, препятствующих применению первого метода определения таможенной стоимости товаров, таможенный орган также не представил.
Таможенные платежи, дополнительно начисленные в связи с произведенной корректировкой, в размере уплачены обществом в полном объеме, что подтверждено таможенным органом.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил довод таможенного органа о том, что решение о применении профилей риска принимаются автоматически на основании программного анализа представленных документов и сведений, имеющихся в базах данных таможенного органа, поскольку действующим законодательством Таможенного союза и Российской Федерации предусмотрено, что решения, принимаемые в ходе контроля таможенной стоимости, принимаются должностными лицами таможенных органов и должны соответствовать требованиям таможенного законодательства независимо от используемого таможенными органами программного обеспечения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что решения таможенного орган о корректировке таможенной стоимости товаров по декларациям не соответствуют части 1 статьи 68 ТК ТС и части 6 статьи 112 Закона N 311-ФЗ.
Следовательно, как обоснованно признал суд, указанные денежные средства являются излишне уплаченными и согласно статье 89 ТК ТС подлежат возврату обществу в порядке, предусмотренном статьями 129, 147 Закона N 311-ФЗ.
В заявлениях общества о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей, в качестве факта, в соответствии с которым возникла излишняя уплата, декларантом указано: "в связи с корректировкой таможенной стоимости".
Копии решений, принятых в порядке ведомственного контроля, либо судебных актов о признании незаконными решений о корректировке таможенной стоимости или о ее принятии, к заявлению о возврате не приложены, поскольку соответствующие решения и судебные акты в данном случае не выносились.
Порядок и сроки обращения в таможню с соответствующим заявлением обществом, как установлено судом первой инстанции, соблюдены.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что решение таможенного органа, оформленное письмом от 03.09.2013 N 15-21/13054, правомерно расценено обществом как отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и подлежит признанию незаконным в рассматриваемой части как не соответствующее приведенным положениям таможенного законодательства Российской Федерации и таможенного союза и нарушающее права и законные интересы общества.
Суд первой инстанции обоснованно, в порядке подпункта 3 пункта 4 статьи 201 АПК РФ возложил на таможню обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем возврата ему денежных средств в указанном размере.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.01.2014 по делу N А73-12490/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12490/2013
Истец: ООО "Внешнеэкономическая торговая компания"
Ответчик: Хабаровская таможня