г. Чита |
|
01 апреля 2014 г. |
Дело N А19-2673/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2014 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Королёвой Д. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Аэропорт Братск" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2013 года по делу N А19-2673/2013 по заявлению Открытого акционерного общества "Аэропорт Братск" (ОГРН 1023800916413, ИНН 3805104706; адрес: Иркутская Область, Братск Город) к Администрации Муниципального образования "Братский район" (ОГРН 1023802318759, ИНН 3823028737; адрес: 665770, Иркутская обл, Братский р-н, Вихоревка г, Дзержинского ул, 105) о признании незаконным отказа от 16.11.2012 N 2067,
третье лица: Федеральное Государственное Унитарное Предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ОГРН 1027739057500, ИНН 7734135124; адрес: 125993, Москва город, Ленинградский Проспект, 37, 7), Федеральное казенное учреждение "Братская региональная поисково-спасательная база" (ОГРН 1023800916050, ИНН 3805112016; адрес: 665711, Иркутская Область, Братск Город, ОАО Аэропорт Территория),
(суд первой инстанции судья Куклина Л.А.)
при участии в судебном заседании
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
от третьего лица - ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации": не явился;
от третьего лица - ФКУ "Братская региональная поисково-спасательная база": не явился;
установил:
Открытое акционерное общество "Аэропорт Братск" (далее заявитель, ОАО "Аэропорт Братск", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Муниципального образования "Братский район" (далее административный орган, Администрация) о признании незаконным отказа от 16.11.2012 N 2067 в утверждении и выдаче схем расположения 29 земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, на которых расположены объекты недвижимости ОАО "Аэропорт Братск" и обязании утвердить схемы расположения.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 14.06.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное Государственное Унитарное Предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"), Федеральное казенное учреждение "Братская региональная поисково-спасательная база" (далее ФКУ "Братская региональная поисково-спасательная база").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18.12.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого отказа и отсутствии нарушения им прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Аэропорт Братск" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления. Заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции, что границы земельных участков определены без учета фактического землепользования, без учета прилегающей территории, необходимой для обеспечения функционирования объектов по их назначению. Заявитель указал, что из схем видно, что границы участков определены с прилегающей территорией в соответствии с требованиями пункта 7.5. "Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства". При этом ОАО "Аэропорт Братск" считает, что суд должен был исследовать вопрос о размере участков, необходимых для эксплуатации объектов. Заявитель апелляционной жалобы не согласен, что судом принято во внимание распоряжение администрации Муниципального образования "Братский район" от 04.10.2005 N 1061. Заявитель обратил внимание суда, что ОАО "Аэропорт Братск" принадлежит лишь часть объектов недвижимости, то есть земельный участок под этими объектами не может быть предоставлен одному собственнику.
ФКУ "Братская региональная поисково-спасательная база" в отзыве на апелляционную жалобу поддержало позицию ОАО "Аэропорт Братск", указав на необходимость удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованное лицо и третье лицо - ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" отзывы на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не направили.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с пунктом 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, 08.10.2012 ОАО "Аэропорт Братск" обратилось к главному архитектору Братского района Педан Л.Г. с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков для размещения принадлежащих Обществу объектов недвижимости:
нежилого одноэтажного кирпичного строения - столярная мастерская;
одноэтажных кирпичных нежилых зданий котельной на жидком топливе и мазутохранилища;
асфальто-бетонного сооружения - перрон;
трехэтажного кирпичного нежилого здания АТБ А/ПБРС;
асфальто-бетонного сооружения - места стоянок регламент Ту-154;
асфальто-бетонного сооружения - привокзальная площадь;
бетонных сооружений - рулежные дорожки (РД-1, РД-2, РД-3, РД-4);
для размещения пакгауза на 75 тонн;
асфальто-бетонного сооружения - автодорога к ПРЦ (участок от спецколонны до вертодрома);
асфальто-бетонного сооружения - места стоянок Ан-2;
асфальто-бетонного сооружения - автодорога на базовый склад ГСМ;
двухэтажного кирпичного нежилого здания - аэровокзал на 200 пассажиров и двухэтажного кирпичного нежилого здания международного сектора с бетонными крыльцом и лестницей в подвал;
для размещения базового склада ГСМ;
одноэтажного металлического строения - блок-контейнер стоянки трапов;
одноэтажного нежилого кирпичного здания - бокс N 2 и одноэтажного нежилого кирпичного здания гаража бокс N 3;
одноэтажного кирпичного здания гаража бокс спецколонны;
одноэтажного металлического нежилого строения - Док-2 (Ангар для АН-2);
одноэтажного кирпичного нежилого здания склада технического имущества и аккумуляторной, для размещения одноэтажного кирпичного нежилого здания гаража на 9 автомашин;
одноэтажного металлического строения - ДОК-склад (багажный павильон);
двухэтажного кирпичного нежилого строения РММ с тренажером ЛО (гараж на 8 а/м);
двухэтажного кирпичного строения - зона ТО с административно-бытовыми помещениями (гараж на 8 а/м), пристройка шиномонтажная, инструментальная;
одноэтажного кирпичного нежилого здания ТП-12 (светосигнальное оборудование);
одноэтажного кирпичного нежилого здания энергослужбы;
трехэтажного кирпичного нежилого здания котельной на твердом топливе;
цементно-бетонного сооружения - места стоянок для ВС Ан-12 (грузовые);
асфальто-бетонного сооружения - места стоянок Ми-8;
асфальто-бетонного сооружения - места стоянки самолетов (регламент Як-40, Ан-2);
цементно-бетонного сооружения - места стоянок Як-40;
для размещения ОМТС (база).
К заявлениям приложены предлагаемые схемы земельных участков.
По результатам рассмотрения заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка для размещения принадлежащих заявителю объектов недвижимости Администрация письмом N 2067 от 16.11.2012 отказала в утверждении схем расположения 29 земельных участков.
В качестве основания отказа указано, что представленные схемы расположения земельных участков не учитывают, что аэропорт является специализированным предприятием с комплексом зданий, сооружений и земельных участков, необходимых для его обслуживания. Администрация также указала, что земельные участки должны быть сформированы без разрывов между объектами недвижимости с учетом мест стоянок самолетов и взлетных полос, так как свободные от застройки земельные участки (места) невозможно предоставить другим физическим или юридическим лицам, в связи с чем, Обществу предложено сформировать земельные участки без разрывов для утверждения схемы расположения земельных участков под объектами Общества или сформировать единый земельный участок.
Заявитель, полагая, что данный отказ не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого отказа правильными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим отказом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Как следует из части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исключительное право на приватизацию указанных выше земельных участков подтверждено пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
В силу части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Как следует из материалов дела, ОАО "Аэропорт Братск" являясь собственником объектов недвижимого имущества, обратилось в Администрацию для утверждения схем земельных участков для размещения этих объектов.
Отказывая в утверждении схем, Администрация в качестве основания отказа указала, что представленные схемы расположения земельных участков не учитывают, что аэропорт является специализированным предприятием с комплексом зданий, сооружений и земельных участков, необходимых для его обслуживания, а также, что земельные участки должны быть сформированы без разрывов между объектами недвижимости с учетом мест стоянок самолетов и взлетных полос, так как свободные от застройки земельные участки (места) невозможно предоставить другим физическим или юридическим лицам.
Согласно части 3 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
Между тем, как указывает заявитель, а также подтверждается материалами дела, объекты недвижимости аэропорта принадлежат разным собственникам. Следовательно, в данном случае, несмотря на то обстоятельство, что аэропорт представляет собой комплекс сооружений, формирование земельного участка не может осуществляться в нарушение прав других собственников объектов недвижимости, относящихся к аэропорту.
Как было указано выше, в силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Таким образом, статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, несобственнику этого объекта. Поэтому земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения нескольких собственников, не может быть предоставлен в единоличную собственность только одного из собственников таких объектов недвижимости.
По смыслу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников, каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении его в собственность или аренду независимо от других лиц.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Частью 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации закреплено, что право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2).
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Согласно части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (часть 2).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (часть 3).
Из анализа приведенных норм следует, что поскольку собственникам объектов недвижимости принадлежит исключительное право на приобретение земельных участков, занятых этими объектами недвижимости, то передача данных земельных участков другим лицам прямо противоречит закону.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного, формирование земельных участков должно производится как с учетом норм фактического землепользования объектами аэропорта, представляющими единый комплекс, так и с учетом соблюдения прав всех собственников объектов недвижимости, относящихся к аэропорту.
Вместе с тем, при рассмотрении дела судом первой инстанции правомерно учтено следующее. Распоряжением заместителя главы администрации Муниципального образования "Братский район" N 1061 от 04.10.2005 утвержден проект границ земельного участка для размещения основной площадки аэропорта г. Братска.
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно статье 21 Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" до 01.11.2008 вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускаются изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 или с учетом части 1 настоящей статьи в период со дня вступления в силу данного Федерального закона до 1 ноября 2008 года, признается действительным и имеет равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, схема расположения земельного участка, на котором расположены объекты аэропорта, фактически уже утверждена на кадастровом плане.
Утверждение новой схемы границ земельных участков при наличии существующей противоречит принципу ведения государственного кадастра недвижимости, закрепленному в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости", - единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации.
В данном случае, заявителю надлежало обращаться в административный орган в ином порядке с использованием иного правового механизма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что при изменении границ существующего земельного участка и образовании новых земельных участков необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Практика применения статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации была определена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, в соответствии с которым, при продаже земельного участка, на котором находятся принадлежащие покупателю на праве собственности объекты недвижимости, следует определять площадь, необходимую для эксплуатации принадлежащих покупателю на праве собственности объектов недвижимости.
Заявитель имеет право претендовать на предоставление в собственность либо аренду земельного участка только в той части, на котором расположен принадлежащий заявителю объект недвижимости и которая необходима для его использования.
Указанная правовая позиция соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (пункт 13).
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что оспариваемый отказ от 16.11.2012 N 2067 в утверждении и выдаче схем расположения 29 земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, на которых расположены объекты недвижимости ОАО "Аэропорт Братск", не противоречит нормам действующего законодательства, а также не нарушает прав ОАО "Аэропорт Братск".
В данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания недействительным отказа от 16.11.2012 N 2067 в утверждении и выдаче схем расположения 29 земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте.
При указанных обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2013 года по делу N А19-2673/2013, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2013 года по делу N А19-2673/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Аэропорт Братск" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 96 от 15.01.2014 государственную пошлину в размере 1000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2673/2013
Истец: ОАО "Аэропорт Братск"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Братский район"
Третье лицо: ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", Федеральной казенное учреждение "Братская региональная поисково-спасательная база"