г. Самара |
|
02 апреля 2014 г. |
Дело N А55-21374/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.03.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Безенчукском районе Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2013 по делу N А55-21374/2013 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению Государственного научного учреждения Самарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Н.М. Тулайкова Российской академии сельскохозяйственных наук (ИНН 6362000193, ОГРН 1026303885640), Самарская область, п.г.т. Безенчук,
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Безенчукском районе Самарской области, Самарская область, п.г.т. Безенчук,
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Государственное научное учреждение Самарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Н.М. Тулайкова Российской академии сельскохозяйственных наук (далее-заявитель, институт) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Безенчукском районе Самарской области (далее - заинтересованное лицо, пенсионный фонд) от 16.07.2013 N 077/031/13 РВ 0000008 (л.д.2-4).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2013 заявление удовлетворено в полном объеме (л.д. 121-126).
Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 24.12.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт (д.д.129-134).
Представители сторон в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Безенчукском районе Самарской области принято решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 16.07.2013 N 077/031/13РВ0000008.
Указанное решение принято пенсионным фондом по результатам проверки и рассмотрения акта выездной проверки от 07.06.2013 N 077/031/2013/8-а, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов - Государственным научным учреждением Самарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства имени Н.М. Тулайкова Российской академии сельскохозяйственных наук (л.д.61-68).
Как следует из материалов дела, заявителем на акт камеральной проверки были направлены возражения.
Заинтересованным лицом 16.07.2013 принято решение N 077 /031/13РВ0000008 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности (л.д.4-11).
Оспариваемым решением заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" по причине неуплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов и частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 7567 руб. 48 коп.
Кроме того, согласно оспариваемому решению, заявителю начислены пени по состоянию на 17.07.2013 в сумме 7429 руб. 17 коп.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что выплаченные работникам за счет нераспределенной прибыли института суммы частичной компенсации за найм жилья не являются оплатой труда работников, не зависят от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы. Указанные денежные суммы не исчисляются исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, трудового стажа, то есть, не связаны с трудовыми показателями работников заявителя. Данные выплаты являются выплатами социального характера, следовательно, не являются объектом обложения страховыми взносами.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работниками, по мнению заявителя, не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются его работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Учитывая изложенное, заявитель полагает, что указанные выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Позиция заинтересованного лица заключается в том, что согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в частности по трудовым договорам, то есть по основаниям, связанным с исполнением плательщиками страховых взносов своих обязательств по указанным договорам. При этом не имеет значение, за счет каких источников произведены указанные выплаты в пользу физических лиц.
Пенсионный фонд указывает, что в соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ работодатель вправе осуществлять в пользу работников стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), к которым в частности могут относиться суммы дополнительных выплат за наем жилого помещения и материальной помощи в связи с покупкой квартиры.
В тоже время, статьей 9 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг или соответствующего денежного возмещения.
Кроме того, согласно пункту 11 части 1 статьи 9 Закона 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за проверяемый период.
Следовательно, по мнению пенсионного фонда, выплаченные работникам за счет нераспределенной прибыли суммы дополнительной выплаты за найм жилого помещения по решению ученого совета института (выплаты за найм жилого помещения и материальная помощь, связанная с покупкой квартиры, превышающая 4000 рублей) являются объектом обложения страховыми взносами и должны быть включены в базу для их начисления.
Как установлено частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п.п. "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 15 определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заработную плату (оплату труда работника) Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 129 определяет как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012, согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в " и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Из статьи 57 Кодекса следует, что по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Не включение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Статьей 135 Кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В то же время, в соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Кодекса регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Анализ положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что в указанной части решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Безенчукском районе Самарской области от 16.07.2013 N 077/031/13В0000008 не соответствует положениям Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, вследствие чего подлежит признанию недействительным.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции относительно того, что оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" по причине неуплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов и частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа у заинтересованного лица не имелось.
Однако, судом первой инстанции при принятии решения не было принято во внимание то обстоятельство, что по эпизоду, связанному с доначислением страховых взносов в результате непринятия к зачету больничных листов, пенсионным фондом 15.07.2013 в результате заседания комиссии было принято решение о принятии к зачёту сумм по больничным листам в размере 6653,90 руб,, сумма не принятая к расходам на возмещение выплаты пособия по временной нетрудоспособности (сумма больничного листа Сычёву О.М. за ноябрь 2011) составила 424,47 руб. На данную сумму были начислены страховые взносы в сумме 77,68 руб. и, соответственно, наложен штраф в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов, в результате сумма штрафа составила 15,54 руб. Данное обстоятельство отражено в мотивировочной части оспариваемого решения (л.д.8).
По эпизоду, связанному с доначислением страховых взносов в результате занижения налоговой базы в связи с непринятием пенсионным фондом к зачету суммы по больничным листам, заявителем также не мотивировано требование о признании оспариваемого решения недействительным в данной части.
Учитывая вышеизложенное, имеются основания, предусмотренные п.п.1,3,4 ч.1, ч.2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для изменения решения суда в указанной части, в связи с чем требования заявителя подлежат частичному удовлетворению, а именно: решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Безенчукском районе Самарской области от 16.07.2013 N 077/031/13 РВ 0000008 подлежит признанию недействительным в части начисления Государственному научному учреждению Самарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Н.М. Тулайкова Российской академии сельскохозяйственных наук страховых взносов в сумме 37759,70 руб., штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы страховых взносов в сумме 7551,80 руб., пени на указанную сумму недоимки по страховым взносам. В остальной части требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Таким образом, с учетом исследованных материалов дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении судом первой инстанции при принятии решения
Расходы по государственной пошлине согласно ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2013 по делу N А55-21374/2013 изменить.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Безенчукском районе Самарской области от 16.07.2013 N 077/031/13 РВ 0000008 в части начисления Государственному научному учреждению Самарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Н.М. Тулайкова Российской академии сельскохозяйственных наук страховых взносов в сумме 37759,70 руб., штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы страховых взносов в сумме 7551,80 руб., пени на указанную сумму недоимки по страховым взносам.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-21374/2013
Истец: Государственное научное учреждение Самарский научно-исследовательский институт сельского имени Н. М.Тулайкова Российской академии сельскохозяйственных наук
Ответчик: Управление Пенсионного фонда РФ в Безенчукском районе Самарской области