г. Санкт-Петербург |
|
02 апреля 2014 г. |
Дело N А56-59811/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Бернат К.А.,
при участии:
от истца: Корниец О.Н., доверенность от 31.12.2013;
от ответчика: Самойлов Е.М., доверенность от 28.03.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4172/20144) открытого акционерного общества "Газпром нефть" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2013 по делу N А56-59811/2012 (судья Корж Н.Я.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Трансойл"
к открытому акционерному обществу "Газпром нефть"
о взыскании 8 158 301 рубля 99 копеек
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - ООО "Трансойл") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Газпром нефть" (далее - ОАО "Газпром нефть") 8 158 301 рубля 99 копеек убытков, образовавшихся в результате прибытия неисправных вагонов по договору от 04.05.2006 N 3343.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013, иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.10.2013 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При повторном рассмотрении дела истец уменьшил цену иска до 7 596 939 рублей 38 копеек, исключив из убытков внешние повреждения.
Решением от 19.12.2013 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ОАО "Газпром нефть" просит решение отменить, в иске отказать. По мнению подателя жалобы, истцом не представлены акты формы ВУ-25 и ВУ-26-М, которые могли бы установить факт повреждения вагонов и виновное лицо в соответствии с пунктом 5 Дополнительного соглашения.
ООО "Трансойл" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы доводом о повреждении вследствие нарушении технологии работ в местах погрузки/выгрузки.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2013 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ООО "Трансойл" (исполнитель) и ОАО "Сибирская нефтяная компания" (клиент) заключен договор от 04.05.2006 N 3343 (далее - договор), в соответствии с которым ООО "Трансойл" обязуется выполнить и/или организовать выполнение услуг, предусмотренных настоящим договором, связанных с перевозкой нефти и нефтепродуктов/нефтехимии ОАО "Сибирская нефтяная компания" железнодорожным транспортом со станции Комбинатская Западно-Сибирской железной дороги по территории России, стран СНГ и на экспорт, а клиент обязуется принять эти услуги и оплатить их стоимость. Ориентировочное количество груза, ежегодно перевозимого исполнителем, составляет не менее 6000000 тонн в год.
01.06.2006 между ОАО "Газпром нефть" и истцом заключено дополнение N 2/1 к Договору, которое является составной и неотъемлемой частью Договора. Данное дополнение заключено в связи с изменением фирменного наименования ОАО "Сибирская нефтяная компания" на ОАО "Газпром нефть".
15.05.2009 между сторонами заключено Дополнительное соглашение N 19 к Договору (далее - ДС N 19).
В период с сентября 2011 года по декабрь 2011 года ООО "Трансойл" были оказаны услуги ОАО "Газпром нефть" по транспортировке грузов со станции Комбинатская.
В указанный период, как утверждает исполнитель, на станции Комбинатская Западно-Сибирской железной дороги выявлен 1051 случай прибытия технически неисправных цистерн.
Для приведения технически неисправных цистерн в пригодное состояние исполнитель понес расходы, впоследствии предъявленные клиенту к возмещению в претензиях от 30.05.2012 N 442-ЮС, 439-ЮС, 444-ЮС, от 18.06.2012 N 537-ЮС. Претензии о возмещении убытков оставлены ОАО "Газпром нефть" без удовлетворения, что повлекло обращение ООО "Трансойл" в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Согласно статье 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ, в силу которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 5 Договора (в редакции ДС N 19) в случае прибытия цистерны в порожнем состоянии на станцию Комбинатская или на иную станцию, согласованную сторонами, в технически неисправном состоянии и/или коммерчески непригодном состоянии исполнитель вправе потребовать от клиента возмещения убытков, а в случае прибытия цистерны в коммерчески непригодном состоянии - также уплаты штрафной неустойки.
В этом же пункте указано, что для уплаты штрафной неустойки исполнитель обязан, в том числе, представить акт по форме ГУ-23, подтверждающий факт выявления технических неисправностей внутри котла цистерны при целостности пломбы грузоотправителя; акт формы ВУ-25, подтверждающий техническую неисправность вагона, за исключением неисправностей внутри котла цистерны; сопроводительный листок на пересылку неисправной цистерны в ремонт (формы ВУ-26-М).
В соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, обстоятельства повреждения вагонов удостоверяются актами, составляемыми по форме ВУ-25 на станциях для удостоверения, в том числе случаев повреждения вагонов.
Пунктом 3.8 Договора определены действия сторон в случае повреждения вагонов и составления акта формы ВУ-25 именно в пути следования груза. Заявленные же истцом требования основаны на фактах выявления неисправностей в ходе осмотра вагонов по их прибытии на станцию назначения, то есть в момент окончания перевозки.
Прибывшие на станцию после грузоперевозок и предназначенные для последующей погрузки цистерны были осмотрены специалистами ООО "Трансойл" с участием представителей ОАО "РЖД", ОАО "Газпром нефть" и ОАО "ПГК". В ходе осмотра при снятии ЗПУ (наложенных грузоотправителями порожних цистерн) внутри котлов были выявлены технические неисправности.
При таких обстоятельствах акт формы ВУ-25 не подлежал составлению, поскольку он применяется при аварийном повреждении, например повреждении запорных устройств вагона или устройств для постановки запорно-пломбировочных устройств, а также при столкновении и сходе с рельсов колесной пары вагона.
Во всех составленных актах общей формы указано, что вагоны "прибыли с исправным ЗПУ (пломбой грузоотправителя), неисправность обнаружена при открытии верхнего загрузочного люка". Составление акта ВУ-25 и сопроводительного листка ВУ-26-М предусмотрено пунктом 5.3.4 ДС N 19 к договору N 3343 в случаях других неисправностей, не включенных в содержание понятия п.53.2 - "внутри котла цистерны".
При таких обстоятельствах следует признать правильными выводы суда первой инстанции об обоснованности исковых требований ООО "Трансойл" по праву и размеру.
В связи с вышеизложенным апелляционная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, нормы материального и процессуального права применены верно, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2013 по делу N А56-59811/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59811/2012
Истец: Общество с ограниченной ответственной "Трансойл"
Ответчик: ОАО "Газпром нефть"
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4172/14
19.12.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-59811/12
03.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7653/13
25.06.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9061/13
07.03.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-59811/12