г. Пермь |
|
01 апреля 2014 г. |
Дело N А60-42152/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Гладких Е.О., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шималиной Т.В.,
от истца - Кивалова М. С., доверенность от 15.08.2013,
от иных лиц, участвующих в деле не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 декабря 2013 года
по делу N А60-42152/2013,
вынесенное судьей Хомяковой С.А.,
по иску ЗАО "Агрохимсервис-Т" (ОГРН 1026602356923, ИНН 6658158541)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области,
третьи лица Администрация города Екатеринбурга, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области,
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
ЗАО "Агрохимсервис-Т" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0313010:2 общей площадью 30481 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, п. Широкая речка, ул. Суходольская, д. 200, по состоянию на 15.11.2012 равной его рыночной стоимости на указанную дату в размере 21 306 219 руб.; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0313010:166 общей площадью 9040 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Суходольская, по состоянию на 15.11.2012 равной его рыночной стоимости на указанную дату в размере 6 689 600 руб.
Определением суда от 07.11.2013 согласно статье 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Екатеринбурга, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Решением суда от 06.12.2013 исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0313010:2, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, п. Широкая речка, ул. Суходольская, д. 200, признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 21 306 219 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0313010:166, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Суходольская, признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 6 689 600 руб.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с решением суда от 06.12.2013 не согласно, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке не является основанием для изменения цены договора, избрание истцом такого способа защиты нарушает принцип свободы договора и требования закона, связанные с изменением цены договора. Третье лицо считает, что утверждение кадастровой стоимости в размере, превышающем рыночную стоимость, не может нарушать права истца, поскольку истец собственником земельного участка не является. Обращаясь в суд с иском, истец злоупотребляет правом, в силу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации требование истца не подлежит удовлетворению.
Заявитель апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции не явился.
Истец в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, ссылается на то, что превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права истца как арендатора земельного участка с кадастровым номером 66:41:0313010:166, поскольку размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка общей площадью 30481 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0313010:2 расположенного по адресу: г. Екатеринбург, п. Широкая речка, ул. Суходольская, д. 200, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.10.2009 (л.д. 25).
Также истцу на праве аренды принадлежит земельный участок общей площадью 9040 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0313010:166, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Суходольская, что подтверждается договором аренды земельного участка от 11.07.2011 N 3-1760 (л.д. 26).
В соответствии с Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 по состоянию на 15.11.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0313010:2 составляет 91 797 189 руб. 22 коп., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0313010:166 составляет 29 570 201 руб. 60 коп.
По мнению истца, указанная кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость.
В подтверждение несоответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости истец представил отчет ООО Оценочная компания "Априори" от 07.10.2013 N 13-354, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0313010:2 по состоянию 15.11.2012 составляет 21 306 219 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0313010:166 по состоянию 15.11.2012 составляет 6 689 600 руб. (л.д. 34-114).
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Представленный истцом отчет ООО Оценочная компания "Априори" от 07.10.2013 N 13-354 подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость.
Согласно заключению Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 14.10.2013 N 563/29-13 отчет ООО Оценочная компания "Априори" от 07.10.2013 N 13-354 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 115-133).
В отсутствие иных доказательств суд первой инстанции обоснованно признал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0313010:2 равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 21 306 219 руб.; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0313010:166 равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 6 689 600 руб. (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод заявителя жалобы о том, что истец не является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0313010:166 и не имеется права на обращение в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, является несостоятельным.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Таким образом, действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у общества права аренды на земельный участок, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости соответствующего объекта.
Довод третьего лица о том, что размер кадастровой стоимости не имеет значения для арендатора земельного участка, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку расчет арендной платы за земельные участки производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка с применением соответствующих ставок и коэффициентов.
Довод заявителя жалобы о том, что заявленное требование направлено на изменение условия договора о размере арендной платы и нарушение принципа свободы договора не принимается, как основанный на неправильном толковании правовых норм.
Ссылка третьего лица на ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит отклонению.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
При рассмотрении настоящего дела злоупотребление правом со стороны истца в отношении лиц, участвующих в деле, не установлено, поскольку, обратившись в суд с рассматриваемым иском, истец реализовал предусмотренное законом право на судебную защиту.
Указанные заявителем в апелляционной жалобе доводы и обстоятельства основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 декабря 2013 года по делу N А60-42152/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Е.О.Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-42152/2013
Истец: ЗАО "Агрохимсервис-Т"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области
Третье лицо: Администрация города Екатеринбурга, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, МУГИСО