город Ростов-на-Дону |
|
02 апреля 2014 г. |
дело N А32-22404/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "РЖД": Шевченко Ольга Ивановна, паспорт, по доверенности от 19.12.2013 N НЮ-10/297,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2014 по делу N А32-22404/2013,
принятое судьей Данько М.М.
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
о признании незаконным бездействия, об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ ФАУГИ КК) о признании незаконным бездействия ТУ ФАУГИ в КК, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в аренду ОАО "РЖД" земельного участка из федеральной собственности под объектами недвижимого имущества ОАО "РЖД", расположенного в г. Тихорецке Краснодарского края площадью 384,26 га с кадастровым номером 23:50:0000000:3 из земель населенных пунктов;
об обязании Территориального управления ФАУГИ в Краснодарском крае принять решение о предоставлении в аренду ОАО "РЖД" земельного участка из федеральной собственности, расположенного в г. Тихорецке Краснодарского края площадью 384,26 га с кадастровым номером 23:50:0000000:3 из земель населенных пунктов;
об обязании Территориального управления ФАУГИ в Краснодарском крае направить ОАО "РЖД" проект долгосрочного договора аренды земельного участка из федеральной собственности, под объектами недвижимого имущества ОАО "РЖД", расположенного по адресу: г. Тихорецк Краснодарского края площадью 384,26 га с кадастровым номером 23:50:0000000:3 из земель населенных пунктов (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
Решением суда от 09.01.2014 заявленные требования удовлетворены в части требований об оспаривании бездействия управления и обязания направить обществу проект договора аренды. Решение мотивировано тем, что бездействие управления не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. В части требования об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду заявление оставлено без удовлетворения, поскольку обязанность предоставить участок в аренды следует из решения суда в виде обязания направить обществу проект договора.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ ФАУГИ в КК обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что от Росимущества в адрес Территориального управления не поступило поручение на предоставление земельного участка в аренду.
В судебное заседание не явились представители ТУ ФАУГИ в КК, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ТУ ФАУГИ в КК.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" на праве собственности принадлежит 166 объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу Краснодарский край, г. Тихорецк, ст. Тихорецская, используемых в качестве объектов железнодорожного транспорта, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 32-142 том 1, л.д. 1-58 том 2), копии которых представлены в дело.
Имущество расположено в полосе отвода железной дороги на земельном участке с кадастровым номером 23:50:000000:3, площадью 384,26 га.
09.12.2005 между ОАО "РЖД" и ТУ Росимущества в Краснодарском крае заключен договор N 115/НОД10 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:50:000000:3, площадью 384,26 га, расположенного по адресу г. Тихорецк. Срок действия договор по 09.11.2006.
Из текста договора следует, что границы земельного участка определены с недостаточной точностью. Обязанностью арендатора определена постановка земельного участка на кадастровый учет с определением границ на местности.
Таким образом, на дату подписания договора его предмет определен не был, в связи с чем договор является незаключенным и не мог быть возобновлен на неопределенный срок, поскольку границы участка определены за пределами срока действия договора.
Постановлениями главы города Тихорецка от 26.01.1993 N 118 и от 06.07.1993 N 720 земельный участок был предоставлен Кавказскому отделению Северо-Кавказской железной дороги на праве постоянного (бессрочного) пользования.
После заключения межевых работ по определению границ земельного участка, ОАО "РЖД" обращалось в ТУ Росимущества в Краснодарском крае с заявлениями от 11.10.2012 N 771/НРИрег-2, от 28.01.2013 N 45/НРИ о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:50:0000000:3, расположенного по адресу: г. Тихорецк Краснодарского края, площадью 384,26 га.
В установленный срок договор аренды не был заключен, что послужило основанием обращения ОАО "РЖД" в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Материалами дела подтверждено наличие данных условий незаконности действий Администрации муниципального образования город-курорт Анапа.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 29 заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии п. 1 ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев; а) изъятия земельных участков из оборота; б) установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; в) резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 90 Земельного кодекса землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта (подпункт 2 пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса).
Абзацем третьим пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац четвертый пункта 3 статьи 4 Закона N 29-ФЗ).
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что ОАО "РЖД"" предоставило необходимый перечень документов в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем у ТУ Росимущества в Краснодарском крае отсутствовали правовые основания для отказа в переоформлении прав на земельный участок.
Материалами дела подтверждается право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "РЖД" на земельный участок и право собственности на объекты транспортные инфраструктуры, расположенные на участке.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что земельный участок относится к землям, передача которых ограничена и не допускается по другим основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод об обоснованности требований ОАО "РЖД"".
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Управления о том, что от Росимущества в адрес Территориального управления не поступило поручение на предоставление земельного участка в аренду.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Росимущества в Краснодарском крае (утв. Приказом Росимущества от 27.02.09 N 49) территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены "Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги".
Согласно пункту 2 Правил N 264 земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются обществу на основании договора аренды, примерная форма которого утверждается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка (являющегося федеральной собственностью и предоставленного ОАО "РЖД" для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта), заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги".
Таким образом, Правилами N 264 предусмотрено заключение договоров аренды земельных участков, являющихся федеральной собственностью и предоставленных ОАО "РЖД" для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, Территориальными управлениями Росимущества.
Указанная правовая позиция подтверждена письмами Росимущества от 19.06.2009 N ПП-10/15405, от 07.08.2012 N ПП-10/31272.
Территориальным управлением не приведено ссылок на конкретные нормы законодательства, предусматривающие обязательным условием для предоставления в аренду ОАО "РЖД" земельных участков, на которых расположены объекты транспортной инфраструктуры, предоставление Росимуществом специального поручения Территориальному управлению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований ОАО "РЖД".
Таким образом, решение суда от 09.01.2014 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09 января 2014 года по делу А32-22404/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22404/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Россиские железные дороги", ОАО РЖД
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Россиские железные дороги", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае