г. Тула |
|
2 апреля 2014 г. |
Дело N А68-5151/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.03.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.04.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от ответчика - Антончева Д.Г. (доверенность от 23.08.2013), в отсутствие представителей истца и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕДИА" на решение Арбитражного суда Тульской области от 05.11.2013 по делу N А68-5151/13 (судья Литвинов А.В.), установил следующее.
Управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "МЕДИА" (далее - ответчик) неосновательного обогащения в сумме 123 072 руб. 93 коп. за период с 02.01.2012 по 10.06.2013, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципального образования г. Тулы в лице администрации муниципального образования г. Тулы, министерства имущественных и земельных отношений Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 05.11.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Общество с ограниченной ответственностью "МЕДИА", не согласившись с вынесенным судебным актом, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Отмечает, что по окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Указывает, что доказательств того, что ответчик после истечения срока действия договора размещал рекламные конструкции с рекламой именно на объекте муниципальной собственности истцом в материалы дела не представлено, поэтому в результате действий ответчика права истца не нарушены, и как следствие ответчик не приобрел и не сберег за счет истца денежные средства. Считает, что сам по себе факт размещения рекламной конструкции не свидетельствует об ее фактической эксплуатации. Ссылается на постановление Администрации Тульской области от 01 февраля 2010 года N 104 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле для целей, не связанных со строительством", согласно которому распоряжение земельными участками для целей, не связанных со строительством осуществляется Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области. Полагает, что Управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы является ненадлежащим истцом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя ответчика, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы и ООО "МЕДИА" был заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 06.11.2007 N 3-2007167р, согласно которому ответчик за плату приобрел право установки и эксплуатации рекламной конструкции по адресу: г. Тула, пр-т Ленина, д. 31.
На основании постановления главы администрации г. Тулы от 09.02.2009 N 198 Управление по административно-техническому надзору администрации г. Тулы является правопреемником Комитета по действующим, а также по прекращенным договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (договорам на право размещения наружной рекламы и информации), обязательства которых не исполнены, с 01.01.2009.
Заключенный договор является возмездным и размер ежемесячной оплаты рассчитывается в соответствии с приложениями к нему. Согласно пункту 4.2 договора оплата производится авансовыми платежами не позднее 10 числа соответствующего месяца на счет городского бюджета по соответствующим реквизитам.
Срок действия договора истек 01.01.2012. Согласно п. 3.4 договора в случае отказа Комитета в продлении договора на новый срок, досрочного расторжения договора, рекламораспространитель обязан в течение 10 дней произвести демонтаж средства наружной рекламы и информации после прекращения права на его размещение и привести рекламное место в первоначальное состояние.
Однако по состоянию на 10.06.2013 рекламная конструкция ответчиком демонтирована не была, что подтверждается актом контроля за установкой и эксплуатацией рекламных конструкций на территории муниципального образования город Тула.
Таким образом, в связи с неосуществлением ответчиком демонтажа рекламной конструкции после истечения срока действия договора ответчик продолжал использовать указанную рекламную конструкцию при осуществлении своей деятельности, в то время как оплата по договору была приостановлена.
В связи с этим истец обратился в Арбитражный суд Тульской области с иском о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения за период незаконного размещения вышеуказанной рекламной конструкции в размере 123 072 руб. 93 коп.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частью 5 статьи 19 Закона о рекламе определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Согласно ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Как предусмотрено частью 21 статьи 19 Закона о рекламе, в случае аннулирования разрешения владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.
В силу положений части 22 статьи 19 Закона о рекламе при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.
Таким образом, исходя из характера, назначения, вида, способа монтажа и целей использования рекламные конструкции должны рассматриваться только как движимые вещи, заведомо устанавливаемые на определенный период времени и демонтируемые (перемещаемые) без несоразмерного ущерба их назначению. Размещение любых конструкций наружной рекламы возможно после получения разрешения компетентного органа на их установку при наличии гражданско-правового договора с собственником (иным управомоченным собственником лицом) того объекта недвижимости, к которому эта конструкция присоединяется.
Как следует из материалов дела, размещение конструкций было произведено на основании разрешения, однако после окончания срока действия договора и разрешения, ответчик продолжил ее эксплуатацию в период с 02.01.2012 по 10.06.2013.
Размещение конструкций в отсутствие оформления договорных отношений не оспаривается ответчиком (ч. 3.1. ст. 70 АПК РФ) и подтверждается актом муниципального контроля за установкой и эксплуатацией рекламных конструкций на территории муниципального образования город Тула по состоянию на 13.06.2013. С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал установленным обстоятельство использования ответчиком муниципального рекламного места путем размещения рекламных конструкций.
Апелляционным судом отклоняется довод жалобы о том, что сам по себе факт размещения рекламной конструкции не свидетельствует об ее фактической эксплуатации, а также ссылка апеллянта на то, что по окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются, доказательств того, что ответчик после истечения срока действия договора размещал рекламные конструкции с рекламой именно на объекте муниципальной собственности истцом в материалы дела не представлено, поэтому в результате действий ответчика права истца не нарушены, и как следствие ответчик не приобрел и не сберег за счет истца денежные средства, в силу следующего.
Подпунктом 5 пункта 1.5 Положения "О распространении наружной рекламы и информации в муниципальном образовании город Тула", утвержденным решением Тульской городской Думы от 24.12.2010 N 12/257 (далее - Положение), установлено, что муниципальным рекламным местом является рекламное место на объектах муниципальной собственности и свободных городских землях в границах муниципального образования город Тула, за исключением объектов культурного наследия.
В Приложении N 4 Положения содержится положение "О порядке организации и проведения торгов (конкурсов) по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте", регламентирующее порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций и определяет порядок организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте, пункт 2.1 которого определяет следующие понятия: продавец - администрация города Тулы или иное учреждение, организация или предприятие, которому администрацией города Тулы делегированы полномочия по продаже права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; уполномоченное лицо - учреждение, организация или предприятие, которому администрацией города Тулы делегированы полномочия по заключению договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по результатам торгов - управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы.
Также приложениями 1, 3 Положения установлены зоны рекламной ценности и форма договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте. Данный договор является возмездным и заключается с рекламораспространителями, являющимися победителями торгов (конкурсов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте.
Из вышеуказанного следует, что предоставление права размещения и эксплуатации рекламных конструкций на муниципальном рекламном месте осуществляется исключительно возмездно.
Основанием для внесения платы является использование муниципального рекламного места и действующее законодательство не связывает необходимость внесения платы с обстоятельством эксплуатации рекламной конструкции по назначению, а лишь с фактом использования муниципального имущества для размещения наружной рекламы.
При этом обратное толкование указанных выше норм означает лишение муниципального образования права на получение дохода от деятельности по размещению наружной рекламы, поскольку размещение на муниципальном рекламном месте рекламных конструкций ответчика препятствует передаче данных рекламных мест иным рекламодателям и получению муниципальным образованием платы за его использование на законном основании. В то же время размещение ответчиком рекламных конструкций без внесения платы за это означает извлечение ответчиком преимуществ из своего незаконного положения, чем нарушается баланс прав и законных интересов участников гражданских правоотношений.
С учетом изложенного также подлежит отклонению ссылка общества на то, что истцом не доказан факт размещения рекламы на установленной рекламной конструкции.
Кроме того, самовольное использование муниципального рекламного места не влечет освобождения от внесения соответствующей платы лица, использующего рекламную конструкцию без договора. Иное противоречило бы принципу платности пользования чужим имуществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
При расчете суммы неосновательного обогащения истец применил расчет размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, который применяется при заключенных договорах.
Решением Тульской городской Думы 4-го созыва от 24.11.2010 N 12/257 утверждена Методика расчета размера платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Размер неосновательного обогащения при использовании чужого имущества без намерения его приобрести осуществляется применительно к п. 3 ст. 424 ГК РФ по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило, а данном случае расчет должен производиться на основании нормативно утвержденных ставок платы за использование муниципального рекламного места.
Кроме того, ответчик подписал порядок расчета оплаты за эксплуатацию рекламного места, в силу этого применительно к п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанны с арендой" оплата за использование рекламного места должна производиться исходя из указанного согласованного сторонами размера.
В силу изложенного правоотношения сторон по размещению рекламных конструкций регулируются Законом о рекламе, и плата за распространение рекламы обусловлена требованиями данного закона и не связана непосредственно с пользованием земельным участком.
Расчет суммы неосновательного обогащения судом проверен и признан верным. Указанный расчет ответчиком не оспаривается.
Апелляционный суд отклоняет как несостоятельный довод жалобы о том, что Управление является ненадлежащим истцом по делу, со ссылкой на Положение "О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле для целей, не связанных со строительством", утвержденное постановлением администрации Тульской области от 01.02.2010 N 104, и что с 01.01.2009 земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле распоряжается Министерство имущественных и земельных отношений.
Указанное Положение не применимо к отношениям в сфере распространения наружной рекламы и информации на территории муниципального образования город Тула. Данные отношения регулируются исключительно Положением "О распространении наружной рекламы и информации в муниципальном образовании город Тула", утвержденным решением Тульской городской Думы от 24.12.2010 N 12/257, и направлены на предоставление права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, что в свою очередь не предполагает предоставление земельных участков по договору аренды.
Рекламное муниципальное место по адресу: г. Тула, пр-т Ленина, д. 31 предоставлялось ответчику в соответствии с Положением "О распространении наружной рекламы и информации в муниципальном образовании город Тула", а стороной по договору от 06.11.2007 N З-2007167р на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является именно Управление по административно-техническому надзору администрации г. Тулы, как правопреемник - уполномоченное лицо, которому администрацией города делегированы полномочия по заключению данных договоров в соответствии с пунктом 2.1 приложения 4 Положения "О распространении наружной рекламы и информации в муниципальном образовании город Тула".
Как установлено в пункте 1 постановления главы администрации г. Тулы от 09.02.2009 N 198 "О передаче управлению по административно-техническому надзору администрации г. Тулы прав и обязанностей по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций", Управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы является правопреемником прав и обязанностей Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы по действующим, а также по прекращенным договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (договорам на право размещения наружной рекламы и информации), обязательства которых не исполнены, с 01.01.2009 (т. 1, л. д. 15).
Таким образом, Управление по административно-техническому надзору администрации г. Тулы является уполномоченным лицом, которому администрацией города делегированы полномочия по заключению и исполнению данных договоров в соответствии с пунктом 2.1 приложения 4 Положения "О распространении наружной рекламы и информации в муниципальном образовании город Тула".
Согласно пункту 1.2 Положения "Об управлении по административно-техническому надзору администрации города Тулы", утвержденному решением Тульской городской Думы от 28.05.2008 N 45/1079, Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования г. Тула.
Подпунктом 6 пункта 2.2 Положения "Об управлении по административно-техническому надзору администрации города Тулы", утвержденного решением Тульской городской Думы от 28.05.2008 N 45/1079, определено, что одной из основных задач управления является осуществление муниципального контроля за установкой и эксплуатацией рекламных конструкций и объектов наружной информации на территории муниципального образования город Тула.
На основании подпункта 15 пункта 3.1 указанного Положения, для выполнения целей деятельности и возложенных на него задач, Управление полномочно вести в интересах и от имени администрации г. Тулы гражданские и иные дела в судебных, государственных и муниципальных органах в сферах распространения наружной рекламы и информации.
При указанных обстоятельствах Управление по административно-техническому надзору администрации г. Тулы является надлежащим истцом по настоящему делу.
Суд первой инстанций пришел к правильным выводам о том, что при заключении договора от 06.11.2007 N З-2007167р у ООО "МЕДИА" не возникло право пользования земельным участком, на котором установлена рекламная конструкция, и о наличии у Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы полномочий на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обусловлено требованиями Закона о рекламе, а собственник недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, посредством такого договора должен урегулировать основание и порядок пользования объектом недвижимости в целях размещения рекламы, подтверждая, что установка и эксплуатация рекламной конструкции являются законными и правомерными.
Указанная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 15248/10, содержащееся в котором толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции по делу N А68-589/13, которыми по аналогичному делу отказано в удовлетворении иска Управлению по административно-техническому надзору администрации г. Тулы.
Апелляционная инстанция не принимает во внимание данный довод жалобы, поскольку постановлением ФАС ЦО от 02.12.2013 по делу N А68-589/2013 указанные судебные акты отменены, исковые требования Управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы удовлетворены полностью.
Кроме того, обоснованность выводов суда первой инстанции подтверждается постановлением ФАС ЦО от 12.03.2014 по делу N А68-5147/2013.
С учетом доказанности факта размещения в спорный период рекламной конструкции на территории муниципального образования город Тула по адресу: г. Тула, пр-т Ленина, д. 31 и использования ответчиком муниципального рекламного места путем размещения рекламных конструкций, принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств возмещения стоимости за размещение и установку рекламной конструкции за период с 02.01.2012 по 10.06.2013, как и доказательств размещения рекламных конструкций на предусмотренном договором основании, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика 123 072 руб. 93 коп. неосновательного обогащения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 05.11.2013 по делу N А68-5151/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-5151/2013
Истец: Управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы
Ответчик: ООО "Медиа"
Третье лицо: Администрация г. Тулы, Администрация МО г. Тула, Министерство имущественных и земельных отношений ТО, Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, Управлене по административно-техническому надзору администрации города Тулы