г. Москва |
|
04 апреля 2014 г. |
Дело N А41-11613/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Коко Бонго" - Степура В.Н., представитель по доверенности от 02.04.2014 N 4,
от Ногинской городской прокуратуры - Болдинов Д.А., удостоверение N 175023,
от МУ МВД РФ "Ногинское" - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коко Бонго" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.10.2013 по делу N А41-11613/13, принятое судьей Васильевой Е.В., по заявлению ООО "Коко Бонго" к Ногинская городская прокуратура и МУ "Ногинское" Главного управления по Московской области МВД РФ об оспаривании действий прокуратуры и полиции при проведении прокурорской проверки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коко Бонго" (далее - общество "Коко Бонго") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Ногинской городской прокуратуре, Ногинскому городскому прокурору, МУ МВД РФ по Московской области "Ногинское", в котором просит признать незаконными действия прокуратуры города Ногинска Московской области, МУ МВД РФ "Ногинское" по проведению проверки ООО "Коко Бонго" с 22.45 15.03.2013 по 03.30 16.03.2013, признать недействительным ненормативный правовой акт, вынесенный прокуратурой г. Ногинска в связи с проведением указанной проверки, а именно: распоряжения прокурора г. Ногинска от 15.03.2013 б/н "О проведении проверки соблюдения законодательства в сферереализации алкогольной продукции, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере пожарной безопасности, законодательства в сфере защиты прав потребителей".
Определением Арбитражного суда Московской области от 29.04.2013 по делу N А41-11613/13 производство по заявлению общества "Коко Бонго" о признании действий прокуратуры г. Ногинска Мо, МУ МВД России "Ногинское" по проведению проверки общества "Коко Бонго" с 22-45 15.03.2013 по 03-30 16.03.2013, признания недействительным ненормативного правового акта, вынесенного прокуратурой г. Ногинска в связи с проведением указанной проверки, а именно распоряжения прокурора г. Ногинска от 15.03.2013 б/н "О проведении проверки соблюдения законодательства в сфере реализации алкогольной продукции, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере пожарной безопасности, законодательства в сфере защиты прав потребителей" прекращено в связи с не подведомственностью данного спора арбитражному суду (том 1, л.д. 150-152).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от28.06.2013 по делу N А41-11613/13 определение Арбитражного суда Московской области от 29.04.2013 по делу N А41-11613/13 отменено в части прекращения производства по требованию о признании незаконными действий прокуратуры города Ногинска Московской области, МУ МВД РФ "Ногинское". В указанной части направлен вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области (том 2, л.д. 22-26).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.10.2013 по делу N А41-11613/13 в удовлетворении заявления общества "Коко Бонго" о признании незаконными действий прокуратуры г. Ногинска Московской области, МУ МВД РФ "Ногинское" по проведению проверки отказано (том 2, л.д. 118-120).
Не согласившись с указанным судебным актом, общество "Коко Бонго" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение от 29.10.2013 отменить.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей МУ МВД РФ "Ногинское" надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
В судебном заседании представитель общества "Коко Бонго" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель прокуратуры возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, в период с 22.45 15.03.2013 по 03.30 16.03.2013 помощником Ногинского городского прокурора совместно с должностными лицами МУ МВД РФ по Московской области "Ногинское" и Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в г.Электросталь и Ногинском районе на основании распоряжения прокурора г. Ногинска от 15.03.2013 б/н( том 1, л.д. 84) "О проведении проверки соблюдения законодательства в сфере реализации алкогольной продукции, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере пожарной безопасности, законодательства в сфере защиты прав потребителей" проведена выездная проверка на территории развлекательного центра ООО "Джуманджи", расположенного по адресу: Московская область, г.Ногинск, ул. Поселковая, д. 72, ТЦ "Панорама".
В ходе проверки установлено, что часть помещений, расположенных на третьем этаже развлекательного центра, переданы ООО "Джуманджи" в субаренду ООО "Коко Бонго" на основании договора от 16.07.2012 N 1.
По результатам проверки составлены акты от 15.03.2013 (том 1, л.д. 85-93),
По результатам указанной проверки 19.03.2013 Ногинской городской прокуратурой в отношении ООО "Коко Бонго" возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15, частью 1 статьи 14.8, статьей 6.6 КоАП РФ, а также возбуждено административно расследование по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП РФ (том 1, л.д. 109-118).
Ссылаясь на то, что действия по проведению проверки являются незаконными, ООО "Коко Бонго" обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что проверка проведена прокуратурой в рамках предоставленных Законом о прокуратуре полномочий.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении N 6/8 от 01.07.1996, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемых актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения ими на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с указанными нормами права, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемых действий должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, перечисленными в части 1 статьи 21 Закона о прокуратуре.
Статьей 22 Закона о прокуратуре установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и указанного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
Из совокупности названных норм следует, что действия прокурора по проведению проверки в соответствии с Законом о прокуратуре сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы органа или должностного лица, в отношении которой она проводилась.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Довод заявителя апелляционной жалобы о незаконных действиях прокуратуры по проведению проверки отклоняется судебной коллегией.
Из материалов дела следует, что оспариваемые действия должностных лиц, совершены прокуратурой в рамках прокурорского надзора и с участием привлеченных специалистов: инспектора ЦИАЗ МУ МВД РФ "Ногинское", УУП ОУУП и ПДН МУ МВД РФ "Ногинское", должностных лиц ТО Управления Роспотребнадзора в соответствии с требованиями Закона о прокуратуре.
Из материалов дела усматривается, что проверка развлекательного центра "Джуманджи" проводилась на основании полученной информации от оперативных работников МУ МВД РФ "Ногинское", при этом сотрудниками МУ МВД РФ "Ногинское" оперативно-розыскные мероприятия не проводились, а были привлечены в качестве специалистов в рамках статьи 22 Закона о прокуратуре.
По результатам проверки составлены акты, вынесены постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в которых отражены итоги проведенной совместной выездной проверки.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае имела место проверка, проводимая прокуратурой в рамках предоставленных ей Законом о прокуратуре полномочий при осуществлении надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, который не ограничивает возможность взаимодействия органов прокуратуры с иными органами при осуществлении надзорных функций.
Доводы общества о том, что при проведении проверки должностные лица должны были руководствоваться Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), отклоняются судом апелляционной инстанции.
В силу пункта 3 части 3 статьи 1 Закона от 26.12.2008 N 294-
ФЗ положения данного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при осуществлении прокурорского надзора. Полномочия прокурора на проведение проверки в рамках надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, предусмотрены статьей 21 Закона о прокуратуре.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2013 года по делу N А41-11613/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-11613/2013
Истец: ООО "Коко Бонго"
Ответчик: Ногинская городская прокуратура, Ногинский городской прокурор
Третье лицо: ГУ МВД РФ по Московской области Ногинское, Межмуниципальное управление МВД РФ "Ногинское" (Каминский С. А., Шутов Д. С.), Ногинская городская прокуратура, Ногинский городской прокурор Новиков Б. А., помощник Ногинского городского прокурора Агличева И. В.
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2576/14
03.12.2013 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12544/13
29.10.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-11613/13
28.06.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5872/13
29.04.2013 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-11613/13