г. Киров |
|
04 апреля 2014 г. |
Дело N А29-4600/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Емельяновым А.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" в лице филиала Коми, ИНН 5904119383, ОГРН 1045900550024
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06 декабря 2013 года по делу N А29-4600/2013, принятое судом в составе судьи Егоровой Т.В.
по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми Республиканский центр энергоснабжения" (ИНН 1101487512 ОГРН 1061101000388)
к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 9" в лице филиала Коми (ИНН 5904119383 ОГРН 1045900550024)
о взыскании задолженности,
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми Республиканский центр энергоснабжения" (далее - Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 9" в лице филиала Коми (далее - Общество, ответчик, заявитель) о взыскании 38 510 623 руб. задолженности по оплате средств на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за 2012 год.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 06 декабря 2013 года иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части удовлетворенных исковых требований и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность Общества производить отчисления Учреждению для финансирования работ по энергоснабжению. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не имеют полномочий по установлению порядка финансирования мероприятий по энергосбережению. Истец, Служба Республики Коми по тарифам (далее - Служба по тарифам) обладают лишь полномочиями по организации и проведению программных мероприятий по энергосбережению. У истца отсутствуют полномочия по осуществлению сбора денежных средств, составляющих затраты потребителей тепловой энергии на энергосбережение. Кроме того, судом при вынесении решения нарушены нормы процессуального права. Приказом Службы по тарифам от 17.10.2011 N 82/4 тарифы для Общества не установлены, при рассмотрении дела вопрос о наличии в тарифах Общества расходов на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности не рассматривался. Учреждение не доказало, что в тарифах Общества учитываются расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В мотивировочной части решения отсутствуют мотивы, по которым суд принял решение о наличии в тарифах Общества расходов на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, доказательства о составе тарифов Общества в деле отсутствуют.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми от 06 декабря 2013 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Учреждение является специализированным государственным учреждением Республики Коми в сфере энергосбережения и осуществляет сбор средств, составляющих затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение.
Общество снабжает тепловой энергией потребителей, расположенных на территории Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 30.07.2010 N 241 утверждена региональной программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми (2010 - 2020 годы)".
С целью реализации указанной программы Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2010 N 72/1 определен Порядок консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (далее - Порядок консолидации средств).
В пунктах 2 и 5 Порядка консолидации средств определено, что при установлении тарифов на товары и услуги организаций, осуществляющих на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики, должны учитываться расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Ставка отчислений на энергосбережение на очередной финансовый год определяется путем деления совокупного размера внебюджетных средств на энергосбережение на очередной финансовый год на прогнозную базу для исчисления внебюджетных средств на энергосбережение на очередной финансовый год по всем регулируемым организациям. Рассчитанная ставка отчислений на энергосбережение утверждается приказом Службы Республики Коми по тарифам.
Приказом Службы по тарифам от 17.10.2011 N 82/4 "О ставке отчислений на энергосбережение на 2012 год" установлены ставки отчислений на энергосбережение в размере 1%.
Тарифы на тепловую энергию, поставляемую Обществом потребителям Республики Коми установлены и введены в действие Приказами Службы по тарифам от 17.10.2011 N 82/4, от 05.12.2011 N 108/6, в тарифы включены расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (л.д. 41-44).
Как следует из справок об отпуске тепловой энергии и перечисленных средствах, составляющих затраты потребителей энергии на энергосбережение по филиалу ОАО "ТГК N 9" "Коми" за период с января по декабрь 2012 года (л.д. 87-98), ответчик за период с января по декабрь 2012 года должен перечислить истцу средства, составляющие затраты потребителей тепловой энергии на энергосбережение, на общую сумму 38 510 623 руб.
Уведомлением от 10.02.2012 N 04-12/5015-1 Служба по тарифам известила ответчика о необходимости перечисления средств на энергосбережение, исчисленных за отчетный месяц, на специальный лицевой счет истца ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным (л.д. 45-46).
Истец направил в адрес ответчика счет-уведомление от 26.04.2013 N 248 (л.д. 77).
Общество не исполнило свои обязательства по перечислению затрат на энергоснабжение, в связи с чем его долг за 2012 год (с учетом уточнений) составил 35 810 623 руб., что послужило основанием для обращения истца в суд.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующего с 27.11.2009, региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий.
В силу статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
На основании статей 7, 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся, в том числе проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий.
Перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности".
Во исполнение данного постановления и законодательства об энергоснабжении Правительство Республики Коми постановлением от 30.07.2010 N 241 утвердило региональную программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми (2010 - 2020 годы)" (далее - Региональная программа энергосбережения), в разделе 4 которой предусмотрено проведение мероприятий по энергосбережению за счет внебюджетных источников, учтенных в тарифах (с учетом внесенных изменений), в объеме 163,570 миллиона рублей на период 2010 - 2015 годов.
Для реализации программы Служба по тарифам разработала Порядок консолидации средств, в пункте 2 которого установила, что при установлении Службой по тарифам цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики (далее - регулируемые организации), Служба по тарифам учитывает расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных Региональной программой энергосбережения.
При указанных обстоятельствах судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными доводы заявителя о том, что при рассмотрении дела вопрос о наличии в тарифах Общества расходов на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности не рассматривался; Учреждение не доказало, что в тарифах Общества учитываются расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; в мотивировочной части решения отсутствуют мотивы, по которым суд принял решение о наличии в тарифах Общества расходов на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, доказательства о составе тарифов Общества в деле отсутствуют.
Согласно пункту 4 Порядка консолидации средств совокупный размер внебюджетных средств на энергосбережение на очередной финансовый год, включаемых Службой по тарифам, на очередной финансовый год в тарифы на товары, услуги регулируемых организаций определяется как показатель, равный размеру внебюджетных источников финансирования, предусмотренных разделом 5 "Ресурсное обеспечение Программы" Региональной программы энергосбережения, на соответствующий финансовый год (за исключением сумм внебюджетных средств на энергосбережение, являющихся средствами организаций - исполнителей соответствующих мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных региональной программой), уменьшенному на сумму, запланированную Учреждением в качестве возврата средств по заключенным договорам финансирования энергосберегающих проектов на возвратной и возмездной основе на соответствующий финансовый год.
В силу пункта 3 Порядка консолидации средств средства, составляющие затраты потребителей электрической и тепловой энергии, перечисляются энергоснабжающими организациями, отпускающими электрическую и (или) тепловую энергию потребителям, расположенным на территории Республики Коми, на специальный счет государственного учреждения Республики Коми, созданного в установленном порядке для реализации энергосберегающих проектов на территории Республики Коми, до 25 числа каждого месяца, следующего за отчетным.
В пункте 5 Порядка консолидации внебюджетных средств определено, что ставка отчислений на энергосбережение на очередной финансовый год определяется Службой по тарифам путем деления совокупного размера внебюджетных средств на энергосбережение на очередной финансовый год на прогнозную базу для исчисления внебюджетных средств на энергосбережение на очередной финансовый год по всем регулируемым организациям, рассчитываемую в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка. Рассчитанная ставка отчислений на энергосбережение утверждается приказом Службы по тарифам.
На основании пункта 6 Порядка консолидации средств размер внебюджетных средств на энергосбережение для конкретной регулируемой организации исчисляется путем умножения ставки отчислений на энергосбережение на фактическую базу для исчисления внебюджетных средств на энергосбережение, определенную для конкретной организации в соответствии пунктом 7 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 9 Порядка консолидации внебюджетных средств внебюджетные средства на энергосбережение, исчисленные за отчетный месяц, перечисляются регулируемыми организациями на лицевой счет Учреждения, открытый в Министерстве финансов Республики Коми для учета операций со средствами от приносящей доход деятельности, ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за отчетным.
Общество должно было перечислить истцу денежные средства за 2012 год, составляющие затраты потребителей тепловой энергии на энергосбережение, в общей сумме 35 810 623 руб.
Данный факт заявителем не оспаривается и подтверждается справками об отпуске тепловой энергии и перечислении средств на энергосбережение Обществу за Спорный период, подписанными уполномоченными лицами ответчика (л.д. 86-98).
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Принимая во внимание, что ответчиком в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлено доказательств перечисления денежных средств, составляющих затраты потребителей тепловой энергии на энергосбережение, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Доводы заявителя жалобы основаны на неверном толковании норм права и не влияют на правильность принятого судебного акта.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 06 декабря 2013 года по делу N А29-4600/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" в лице филиала Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4600/2013
Истец: ГБУ РК Коми Республиканский центр энергосбережения, Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения"
Ответчик: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" в лице филиала Коми, ОАО "Территориальная генерирующая компания N9", ОАО ТГК N9 в лице Филиала Коми
Третье лицо: ИФНС России по Свердловскому району г. Перми