г. Вологда |
|
02 апреля 2014 г. |
Дело N А05-15241/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 апреля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Писаревой О.Г., судей Козловой С.В. и Шумиловой Л.Ф.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Пресновой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального операционного управления Федерального казначейства на определение Арбитражного суда Архангельской области от 13.01.2014 по делу N А05-15241/2012 (судья Гуляева И.С.),
установил:
Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (ОГРН 1117746430570; далее - Казначейство) обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на определение Арбитражного суда Архангельской области от 13.01.2014 об отказе в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Чернышевой Нины Сергеевны (ОГРНИП 307290229100032) об изменении способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда Архангельской области от 23.01.2013 по настоящему делу по иску Чернышевой Н.С. к федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 09703 (ОГРН 1092902002962; далее - Войсковая часть) о взыскании 5402 руб. 79 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 09.02.2012 по 30.10.2012 и 1500 руб. расходов на оплату услуг представителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное казённое учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу" (далее - Управление) и в качестве заинтересованных лиц - Управление Федерального казначейства по Архангельской области - отдел N 2 (далее - Отдел), Казначейство.
Казначейство с определением суда не согласилось, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит его отменить и разрешить вопрос по существу. Доводы жалобы сводятся к тому, что основанием для возврата взыскателю исполнительного листа явилось представление документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в орган Федерального казначейства, в котором лицевой счёт должника не открыт. Поскольку лицевой счёт главного распорядителя бюджетных средств федерального бюджета - Министерства обороны Российской Федерации открыт в Казначействе, то взыскатель вправе на основании пункта 10 статьи 242.3 БК РФ обратиться в суд с заявлением о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации. Указывает, что данная позиция подтверждается судебной практикой.
Чернышева Н.С. в отзыве на апелляционную жалобу оставляет её разрешение на усмотрение апелляционного суда.
Казначейство направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Управление Федерального казначейства по Архангельской области в отзыве на жалобу считает её доводы обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Чернышева Н.С. обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с Войсковой части 5402 руб. 79 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 09.02.2012 по 30.10.2012 и 1500 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Решением суда от 23.01.2013 исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 5331 руб. 70 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 1973 руб. 69 коп. расходов по уплате государственной пошлины и 1480 руб. 35 коп. судебных расходов. В остальной части иска отказано.
На принудительное исполнение решения суда 19.02.2013 выдан исполнительный лист серии АС N 002721847.
Отдел письмом от 27.05.2013 N 24-02-18/5848 возвратил истцу исполнительный лист, указав в качестве причины возврата отсутствие в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области, в том числе в Отделе, лицевых счетов Войсковой части, и рекомендовал направить документы в Казначейство.
Казначейство 10.07.2013 письмом N 95-09-13/16-331 вернуло исполнительный лист истцу, ссылаясь на отсутствие в Казначействе у Войсковой части лицевого счёта и рекомендовало обратиться в суд с заявлением о взыскании денежных средств с главного распорядителя бюджетных средств федерального бюджета - Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности, разъяснив, что в случае его удовлетворения исполнительные документы необходимо направить в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (город Москва).
Чернышева Н.С., ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства дела, обратилась в суд с заявлением об изменении порядка исполнения решения суда по настоящему делу в виде взыскания денежных средств с главного распорядителя бюджетных средств федерального бюджета - Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, посчитал его необоснованным.
Проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом.
Как установлено частью 1 статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 318, частью 3 статьи 319 АПК РФ акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно части 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Названные нормы устанавливают возможность обращения в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного акта в связи с наличием обстоятельств, затрудняющих его исполнение. Вопрос о наличии таких обстоятельств суд разрешает в каждом конкретном случае с учётом всех обстоятельств дела. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов как должника, так и взыскателя.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.12.2003 N 467-О указал, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта или изменения способа и порядка его исполнения, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учётом всех обстоятельств дела.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле документов.
Доказательствами по делу в силу статьи 64 АПК РФ являются полученные в предусмотренном порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Предложенный заявителем вариант исполнения судебного акта не может изменить способ и порядок его исполнения, поскольку противоречит статье 324 АПК РФ, Закону об исполнительном производстве, более того, является, по существу, самостоятельным требованием к лицу, не участвующему в рассмотрении иска по данному делу, на что правомерно указано в обжалуемом судебном акте.
Действительно, в силу пункта 3 статьи 242.1 БК РФ (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса") основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счёт должника. В соответствии со статьёй 29 Закона N 104-ФЗ он вступил в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Следовательно, с 08.05.2013 органом Федерального казначейства исполнительный лист о взыскании денежных средств за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подлежит возврату организации-взыскателю со ссылкой на отсутствие в данном органе Федерального казначейства лицевого счёта должника.
Из материалов дела следует, что первоначально исполнительный лист был предъявлен к исполнению в Отдел, который обоснованно возвратил исполнительный документ, поскольку лицевой счёт должника у него отсутствует.
Однако Казначейство не учло, что ему исполнительный документ уже предъявлялся не как территориальному органу казначейства, а как органу казначейства, у которого открыт лицевой счёт главного распорядителя бюджетных средств.
Как следует из материалов дела, Войсковая часть является действующим юридическим лицом и у неё не имеется открытых лицевых счётов в органах Федерального казначейства.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 9647/10, при отсутствии у должника лицевых (расчётных) счётов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия счёта главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета.
Направление исполнительного листа для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия счёта главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета не связано с открытием или неоткрытием там лицевого счёта должника по исполнительному листу, а вызвано необходимостью безусловного обязательного исполнения вступивших в законную силу судебных актов и принципом ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений.
По смыслу положений главы 24.1 БК РФ, предусматривающей исполнение судебных актов за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращён без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счёта в конкретном органе Федерального казначейства.
Следовательно, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие у него лицевых счётов должника, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счёта должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчётных) счётов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия счёта главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета.
Кроме того, с учётом положения пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" предъявление требования о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности возможно только в том случае, если не имеется реальной возможности взыскания присужденной суммы с должника.
Иное толкование заявителем указанных норм права, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного определения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что определение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, в связи с этим оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Архангельской области от 13.01.2014 по делу N А05-15241/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального операционного управления Федерального казначейства - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.
Председательствующий |
О.Г. Писарева |
Судьи |
С.В. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-15241/2012
Истец: ИП Чернышева Нина Сергеевна
Ответчик: Федеральное бюджетное учреждение - Войсковая часть 09703
Третье лицо: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, Управление федерального казначейства по Архангельской области, Управление федерального казначейства по Архангельской области отдел N2, Федеральное бюджетное учреждение - Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, ФКУ- Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области