г. Томск |
|
03 апреля 2014 г. |
Дело N А45-11155/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2014 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Журавлевой В.А., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Семеней К.Л. по доверенности от 18.03.2014 г. (на один год)
от заинтересованного лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда России в г. Искитиме и Искитимском районе Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 20 января 2014 года по делу N А45-11155/2013 (судья Тарасова С.В.)
по заявлению Закрытого акционерного общества "Крестьянское коллективное хозяйство"
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России в г. Искитиме и Искитимском районе Новосибирской области
о признании решения от 23.04.2013 г. недействительным
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Крестьянское коллективное хозяйство" (далее -ЗАО "ККХ", Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в судебном заседании, к Управлению Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в городе Искитиме и Искитимском районе Новосибирской области (далее - УПФР, Фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 23.04.2013 г. N 06401813РК0004179 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.01.2014 г. заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение Управления Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в городе Искитиме и Искитимском районе Новосибирской области от 23.04.2013 г. N 06401813РК0004179 о привлечении к ответственности закрытого акционерного общества "Крестьянское коллективное хозяйство".
Не согласившись с принятым судебным актом, УПФР в поданной в Седьмой арбитражный апелляционный суд апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом положения Закона N 212-ФЗ, поскольку ЗАО "ККХ" самостоятельно произвело перерасчет и перечисление страховых взносов за рассматриваемый период в ПФ РФ до представления уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов, в связи с чем, в силу подпункта 1 пункта 4 статьи 17 Федерального закона N 212-ФЗ, Общество не подлежит освобождению от ответственности, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ЗАО "ККХ" в представленном отзыве на апелляционную жалобу, доводы которого поддержаны представителем в суде апелляционной инстанции, просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие представителя УПФР по имеющимся материалам дела.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, считает, решение Арбитражного суда Новосибирской области не подлежащим отмене.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительным решения необходимо установить его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на государственный орган, должностное лицо.
Из материалов дела следует, что с 2008 г. ЗАО "ККХ" являлось плательщиком единого сельскохозяйственного налога (уведомление N 11 от 16.07.2008 г.), в связи с чем, в 2012 г. представляло налоговые декларации за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2012 г. с исчислением страховых взносов с применением пониженных тарифов.
По итогам 2012 г. ЗАО "ККХ" утратило право на применение ЕСХН и в соответствии с пунктом 4 статьи 346.3 НК РФ произвело перерасчет налоговых обязательств за 2012 г.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 НК РФ установлены пониженные тарифы страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд (часть 2 статьи 58).
Положения Федерального закона N 212-ФЗ не ставят возможность применения сельскохозяйственными товаропроизводителями пониженных тарифов страховых взносов в зависимость от используемой ими системы налогообложения.
Таким образом, ЗАО "ККХ", вправе уплачивать страховые взносы по пониженным тарифам, предусмотренным для сельскохозяйственных товаропроизводителей, если осуществляемая им деятельность отвечает критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя, указанным в статье 346.2 НК РФ.
При этом, норма статьи 58 Закона N 212-ФЗ, устанавливающая пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для отдельных категорий плательщиков страховых взносов на период 2011 - 2027 годы, в части определения таких плательщиков страховых взносов, имеющих право на применение этого тарифа, как сельскохозяйственные товаропроизводители, не предусматривает специального порядка корректировки обязательств по уплате страховых взносов в случае утраты последними права на применение пониженного тарифа.
Из пункта 4 статьи 346.3 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) следует, что не соответствующим критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя страхователь мог быть признан только в результате определения процентного содержания в его выручки от реализации сельскохозяйственной продукции по итогам 2012 года.
На основании абзаца 3 пункта 4 статьи 346.3 НК РФ налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение указанного в абзаце первом названного пункта ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 НК РФ, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по соответствующим налогам.
В соответствии со статьей 18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Пунктом 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно части 5 статьи 16 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном указанной статьей.
Пунктом 1 части 4 статьи 17 Закона N 212-ФЗ установлено, что если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случае представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пеней.
Частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов, что влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое Законом N 212-ФЗ установлена ответственность (часть 1 статьи 40).
Из указанной нормы следует, что ответственности подлежит именно соответствующий плательщик страховых взносов, действия (бездействие) которого обусловили противоправное деяние. При этом необходимо учитывать, что обязательным условием для привлечения лица к ответственности является наличие вины в совершении правонарушения.
Следовательно, отсутствие вины является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Статьей 43 Закона N 212-ФЗ определен перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения, который не является исчерпывающим. Иные обстоятельства могут быть признаны судом или органом контроля, рассматривающим дело.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 13.03.2013 г. ЗАО "ККХ" представило в УПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за 9 месяцев 2012 г. На момент представления отчетности страхователем был применен пониженный тариф для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕСХН.
23.04.2013 г. УПФР приняло решение N 06401813РК0004179 о привлечении ЗАО "ККХ" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N212-ФЗ в виде штрафа в размере 15338,17 руб., начислены пени в размере 3077,21 руб.
Вместе с тем, УПФР не принято во внимание, что на начало 2012 года Общество, обладая статусом сельскохозяйственного производителя, имело право на применение пониженного тарифа страховых взносов до окончания этого года, являющегося расчетным периодом для исчисления страховых взносов.
Представление Обществом по своей инициативе корректирующего расчета за 9 месяцев 2012 г., не свидетельствует о наличии обязанности Общества по уплате страховых взносов за весь расчетный период 2012 г.
Несогласие УПФР с выводами суда о возможности представления формы РСВ-1 за 9 месяцев 2012 г. до 15.02.2013 г., в то время как, отчетность за 9 месяцев 2012 г. в соответствии со статьей 15 Закона N 212-ФЗ должна быть представлена до 15.11.2012 г., не влияет на правильность выводов суда, в соответствии со статьей 10 Закона N 212-ФЗ расчетный период по страховым взносам составляет один год, сроки представления расчетов по страховым взносам в соответствии со статьей 15 названного закона: не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, то есть срок представления расчета (РСВ) за весь отчетный период (2012 г.) установлен до 15.02.2013 г., в связи с чем, расчет РСВ-1 представлен 13.02.2013 г. до истечения срока представления расчета за 2012 г.
Ссылка УПФР в обоснование законности принятого решения на невыполнение страхователем условий части 4 статьи 17 Закона N 212-ФЗ, освобождающих от ответственности, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку у плательщика взносов не возникло задолженности по страховым взносам перед бюджетом, с учетом сроков представления расчетов и уплаты страховых взносов за 2012 г., в связи с чем, у УПФР отсутствовали основания для начисления пени и привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что действующим законодательством Российской Федерации о страховых взносах не определен порядок восстановления и уплаты сумм страховых взносов применительно к общеустановленным тарифам в случае утраты страхователем по итогам календарного года права на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Довод УПФР относительно необоснованного взыскания с заинтересованного лица государственной пошлины в размере 4000 рублей, основан на неверном толковании статьи 333. 37 НК РФ.
Применительно к предмету спора с УПФР взыскана не государственная пошлина, от уплаты которой как государственный орган Пенсионный фонд освобожден, а в порядке статьи 110 АПК РФ взысканы судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины с УПФР, как с проигравшей стороны по делу.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 101, 110 АПК РФ, пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт.
Таким образом, суд правомерно взыскал с УПФР расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, оценив доказательства в совокупности и во взаимосвязи согласно статьи 71 АПК РФ, обоснованно признал решение УПФР недействительным, поскольку оно не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20 января 2014 года по делу N А45-11155/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
В.А.Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-11155/2013
Истец: ЗАО "Крестьянское коллективное хозяйство"
Ответчик: ГУ - УПФ РФ в г. Искитиме и Искитимском районе Новосибирской области, Управление Пенсионного фонда России в городе Искитиме и Искитьимском районе Новосибирской области