г. Тула |
|
1 апреля 2014 г. |
Дело N А68-4119/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.04.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Е.А., в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 16.01.2014 по делу N А68-4119/2013 (судья Андреева Е.В.), установил следующее.
ОАО "Научно-производственное объединение "Стрела" (далее - заявитель, общество ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества по ТО) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения по заявлению ОАО "НПО "Стрела" на приватизацию земельного участка площадью 28 746 кв. м с кадастровым номером 71:30:010219:78, расположенного по адресу: г. Тула, ул. М.Горького, д. 6; о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения по заявлению ОАО "НПО "Стрела" на оформление в аренду земельного участка площадью 3 153 кв. м, с кадастровым номером 71:23:010219:78:4753, расположенного по адресу: г. Тула, ул. М. Горького, д. 6; о понуждении ответчика принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:78 по цене 2,5 % от кадастровой стоимости участка; понуждении ответчика принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 71:23:010219:78:4753.
Решением арбитражного суда от 16.01.2014 исковые требования удовлетворены.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылается на то, что ТУ Росимущества по Тульской области не получало поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом на приватизацию земельного участка, поэтому является неуполномоченным органом для принятия решения о приватизации, либо об отказе в приватизации земельного участка.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "НПО "Стрела" на основании государственного акта на право пользования землей: от 29.12.1984 А-1 N 275276 в бессрочное (постоянное) пользование был передан земельный участок, расположенный по адресу: г. Тула, ул. М.Горького, д. 6, площадью 3,2 га. Земельный участок был предоставлен для закрепления территории за предприятием п/я В-2634 в Зареченском районе г. Тулы. В последующем указанному земельному участку был присвоен кадастровый номер 71:30:010219:78. Поскольку на указанном земельном участке находится объект федерального значения - защитное сооружение ГО регистрационный N 27.09.03:001:100012560:020071:30:0103, встроенное в здание производственного корпуса N 2, данный земельный участок относится к землям ограниченным в обороте.
На земельном участке 71:30:010219:78 расположены следующие объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "НПО "Стрела" на праве собственности: нежилое здание (объекты нежилого назначения, 4-1 - этажный (подземных этажей - 1)), лит. В,В1 (свидетельство от 19.03.2010 серия 71 АБ N 089033); нежилое здание (склад), лит. Д (свидетельство от 26.10.2007 серия 71 АБ N 436845); нежилое здание (проходная), лит. Ж (свидетельство от 26.10.2007 серия 71 АБ N 436850); нежилое здание (мастерская), лит. З (свидетельство от 26.10.2007 серия 71 АБ N 436853); нежилое здание (насосная), лит. И (свидетельство от 26.10.2007 серия 71 АБ N 436855); нежилое здание (гараж), лит. А2 (свидетельство от 26.10.2007 серия 71 АБ N 436833); нежилое здание (лаборатория), лит. Д1 (свидетельство от 26.10.2007 серия 71 АБ N 436840); нежилое здание (инженерно-лабораторный корпус), объект нежилого назначения, 4-этажный (подземных этажей - 0), лит. А с навесом лит.а. (свидетельство от 19.05.2009 серия 71 АБ N 290512).
Площадь земельного участка 71:30:010219:78, сохраняемого в измененных границах, составила 28 746 кв. м.
После раздела существующего земельного участка образовался новый земельный участок 71:23:010219:78:4753. При этом защитное сооружение ГО расположено в границах земельного участка 71:23:010219:78:4753.
На земельном участке 71:23:010219:78:4753 расположены следующие объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "НПО "Стрела" на праве собственности: нежилые помещения, с номерами комнат на поэтажном плане N 1-65, 6а, 57а, 1-го этажа; N 1 над этажом 2 свет; N 1-20 между 1 и 2 этажом; N 1 - 67, 1а, 2а, За, 4а, 5а, 10а, 34а, 2-го этажа, N 1-32, 34-73, 3-ого этажа, N 1-64, 8а, 20а 4-ого этаж;, N 1-7 тех. этажа лит. Б; N 1-3 подвала; N 1-3 1-ого этажа лит. Б1. (свидетельство от 26.10.2007 серия 71 АБ N 436835).
Площадь земельного участка 71:23:010219:78:4753 составляет 3 153 кв. м.
ОАО "НПО "Стрела" 17.07.2009 обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области с заявлением N 9/26-64 о приватизации земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:78.
ТУ Росимущества в Тульской области, рассмотрев в августе 2009 г. заявление ОАО "НПО "Стрела" о приватизации указанного земельного участка, выявило ряд недостатков в предоставленном вместе с заявлением комплекте документов и возвратило ОАО "НПО "Стрела" заявку для надлежащего оформления. ОАО "НПО "Стрела" было рекомендовало осуществить раздел земельного участка, вместе с тем критерии раздела земельного участка установлены не были.
В марте 2011 года ОАО "НПО "Стрела", устранив ранее допущенные недостатки и принимая во внимание рекомендации по надлежащему оформлению документов на приватизацию земельного участка, обратилось в ТУ Росимущества в Тульской области с заявлением N 9/26-56 на раздел земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации.
ТУ Росимущества в Тульской области в феврале 2012 г. сообщило ОАО "НПО "Стрела" о результатах проверки и согласования поданных на приватизацию указанного земельного участка документов, указав на нерациональность предлагаемой обществом схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:78, что следует из письма N 71-20/836.
В июле 2012 года ОАО "НПО "Стрела" обратилось в ТУ Росимущества в Тульской области с повторным заявлением на раздел земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, приняв во внимание замечания, указанные в письме ТУ Росимущества в Тульской области N 71-20/836. Так, в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:78 были повторно проведены кадастровые работы по выделению независимого земельного участка с индивидуальным доступом к землям общего пользования.
ТУ Росимущества в Тульской области сообщило ОАО "НПО "Стрела" о необходимости предоставления дополнительных документов в составе заявления на раздел земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации.
ОАО "НПО "Стрела" 18 декабря 2012 г. подало в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области заявление N 09/26-293 "на раздел земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации; на приватизацию и оформление в аренду земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации", обосновав схему раздела земельного участка и приложив полный комплект документов необходимый для приватизации и оформления в аренду земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации".
В ответ на это ТУ Росимущества по ТО затребовало пояснения в отношении сведений указанных в заявлении и информации содержащейся в прилагаемых документах.
Общество 22 февраля 2013 г. предоставило ТУ Росимущества по ТО запрашиваемые пояснения (письмо N 09-05/49) и документы (письмо N 09-05/47), приложив заявление "на раздел земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации; на приватизацию и оформление в аренду земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации" (письмо N 09-05/48). Ответ на данное обращение заявителем получен не был.
ОАО "НПП "Стрела" 17.05.2013 обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Росимущества в Тульской области, выразившегося в уклонении от принятия решения по заявлению ОАО "НПО "Стрела" на приватизацию земельного участка площадью 28 746 кв. м с кадастровым номером 71:30:010219:78, расположенного по адресу: г. Тула, ул. М.Горького, д. 6; о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения по заявлению ОАО "НПО "Стрела" на оформление в аренду земельного участка площадью 3153 кв. м, с кадастровым номером 71:23:010219:78:4753, расположенного по адресу: г. Тула, ул. М.Горького, д. 6; обязав ответчика принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:78 по цене 2,5 % от кадастровой стоимости участка; обязав ответчика принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 71:23:010219:78:4753 (с учетом уточнения)
Вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно положениям статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности. Орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу части 1 статьи 35 ЗК РФ и статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 214-ФЗ внесены изменения в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), которыми предусмотрена возможность выкупа земельных участков юридическими лицами, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по льготной цене вне зависимости от факта отчуждения зданий, строений, сооружений из государственной или муниципальной собственности.
На основании ст. 2 Закона N 137-ФЗ при приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Как установлено в ст. 1 Закона Тульской области от 15.12.2011 N 1679-ЗТО "О регулировании отдельных вопросов определения цены земельных участков на территории Тульской области и их оплаты", до 1 июля 2012 года на территории Тульской области установлена цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости таких земельных участков при их продаже, в том числе, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Таким образом, для приобретения собственником объектов недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона Тульской области N 1679-ЗТО, достаточно установить факт наличия у собственника объектов недвижимости права постоянного (бессрочного) пользования тем земельным участком, на котором расположены объекты недвижимости.
Как следует из материалов дела, обществу на праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 71:30:010219:78, расположенный по адресу: г. Тула, ул. М. Горького, д. 6, что подтверждается государственным актом на право пользования землей от 29.12.1984 А-1 N 275276.
На земельном участке с кадастровым номером 71:30:010219:78, расположенном по адресу: г. Тула, ул. М.Горького, д.6, имеются принадлежащие заявителю на праве собственности указанные выше объекты недвижимости
В силу части 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Пунктами 2 и 3 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно разъяснениям, изложенным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О, в силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, федеральными законами. На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (постановление от 3 ноября 1998 года N 25-П).
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" установлено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ на исполнительный орган государственной власти, полномочный на предоставление участка в собственность, возложена обязанность по принятию решения о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка в собственность и направлению в адрес заявителя соответствующего проекта договора купли-продажи участка.
Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно п. 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, утвержденного Приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, Территориальное управление Росимущества в Тульской области имеет право самостоятельно осуществлять полномочия собственника по приватизации федерального имущества.
На основании изложенного апелляционным судом отклоняется как несостоятельный довод жалобы о том, что ТУ Росимущества по Тульской области является неуполномоченным органом для принятия решения о приватизации, либо об отказе в приватизации земельного участка, поскольку не получало поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом на приватизацию земельного участка.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что препятствий для выкупа ОАО "НПО "Стрела" земельного участка площадью 28 746 кв. м, с кадастровым номером 71:30:010219:78, расположенного по адресу: г. Тула, ул. М.Горького, д.6, не имеется.
Вместе с тем ТУ Росимущества в Тульской области не приняло никакого решения по заявлению общества.
В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.
Как было указано выше, поскольку на земельном участке с кадастровым номером 71:30:010219:78 находится объект федерального значения - защитное сооружение ГО регистрационный N 27.09.03:001:100012560:020071:30:0103, встроенное в здание производственного корпуса N 2, данный земельный участок, относится к землям ограниченным в обороте. Результатом раздела существующего земельного участка явилось образование нового земельного участка 71:23:010219:78:4753. При этом защитное сооружение ГО расположено в границах земельного участка 71:23:010219:78:4753.
На земельном участке 71:23:010219:78:4753 расположены принадлежащие ОАО "НПО "Стрела" на праве собственности объекты недвижимости: нежилые помещения, с номерами комнат на поэтажном плане N 1-65, 6а, 57а, 1-го этажа; N 1 над этажом 2 свет; N 1-20 между 1 и 2 этажом; N 1 - 67, 1а, 2а, За, 4а, 5а, 10а, 34а, 2-го этажа, N 1-32, 34-73, 3-ого этажа, N 1-64, 8а, 20а 4-ого этаж;, N 1-7 тех. этажа лит. Б; N 1-3 подвала; N 1-3 1-ого этажа лит. Б1 (свидетельство от 26.10.2007 серия 71 АБ N 436835). Площадь земельного участка 71:23:010219:78:4753 составила 3 153 кв. м.
ОАО "НПП "Стрела" 03.09.2013 обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Росимущества в Тульской области, выразившегося в уклонении от принятия решения по заявлению ОАО "НПО "Стрела" на раздел земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:78, расположенного по адресу: г. Тула, ул. М.Горького, д. 6, понуждении ответчика осуществить раздел земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:78, оформить раздел данного земельного участка надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 01.11.2013 по делу N А68-7690/2013 требование ОАО "НПП "Стрела" удовлетворено, признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, выразившееся в уклонении от принятия решения по заявлению ОАО "Научно-производственное объединение "Стрела" на раздел земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:78, расположенного по адресу: г. Тула, ул. М.Горького, д. 6. Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области принять решение по заявлению ОАО "Научно-производственное объединение "Стрела" о разделе либо об отказе в разделе земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:78, расположенного по адресу: г.Тула, ул.М.Горького, д. 6. Данное решение вступило в законную силу 03.12.2013.
Указанное решение суда обжаловано не было и вступило в законную силу, в связи с этим раздел земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:78, расположенного по адресу: г. Тула, ул. М. Горького, д. 6 с образованием нового земельного участка 71:23:010219:78:4753, является законным и доказыванию не подлежит.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Согласно п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил ст. 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно посчитал незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в собственность ОАО "Научно-производственное объединение "Стрела" земельного участка площадью 28 746 кв. м, с кадастровым номером 71:30:010219:78, расположенного по адресу: г. Тула, ул. М.Горького, д. 6, в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в аренду ОАО "Научно-производственное объединение "Стрела" земельного участка площадью 3 153 кв. м., с кадастровым номером 71:23:010219:78:4753, расположенного по адресу: г. Тула, ул. М.Горького, д. 6.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя и в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 16.01.2014 по делу N А68-4119/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-4119/2013
Истец: ОАО "Научно-произведственное объединение "Стрела"
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Тульской области, Территориальное Управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Тульской области