г. Санкт-Петербург |
|
08 апреля 2014 г. |
Дело N А56-38958/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Несмияна С.И., Слобожаниной В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бернат К.А.,
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: 1) не явился, извещен,
2) Петрова И.Р., доверенность от 31.12.2013,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4127/2014) Общества с ограниченной ответственностью "Модуль Авто"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2013 по делу N А56-38958/2013 (судья Бойко А.Е.), принятое по иску Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства"
к 1) обществу с ограниченной ответственностью "Модуль" 2) обществу с ограниченной ответственностью "Модуль Авто" 3-е лицо: Управление государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о взыскании 106 761 руб. 60 коп.,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" (далее - истец, ФКУ Упрдор "Холмогоры") обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Модуль" (далее - ответчик-1, ООО "Модуль") 106 761 руб. 60 коп. вреда, причиненного транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Определением суда от 29.10.2013 общество с ограниченной ответственностью "Модуль Авто" (далее - ответчик-2, ООО "Модуль Авто") привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик-2 обжаловал решение суда в апелляционном порядке, просил его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель ответчика-2 поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Истец, общество с ограниченной ответственностью "Модуль" и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 11.04.2012 сотрудниками Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области (далее по тексту - УГАДН), осуществляющими весовой контроль т/средств, перевозящих тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, в период действия временного ограничения движения т/средств с грузом или без груза по федеральным автомобильным дорогам с превышением временно установленных предельно допустимых значений нагрузок на оси т/средств, введенного приказом Федерального дорожного агентства N 3 от 24.01.12 г. "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2012 году" были выявлены факты несанкционированного (без специального разрешния) провоза водителями: Гневышевым Михаилом Юрьевичем под управлением автомобиля Рено Премиум 380 г.р.н. В 226 ХС 98 и прицепа SW-240GRKR г.р.н. АХ 4908/78, водителем Исаковым Николаем Николаевичем тяжеловесного груза автотранспортными средством - тягачом марки Рено Премиум 380 г.р.н. В 228 ХС 98 и прицеп SW-240GRKR г.р.н. АХ 4909 78, принадлежащим на праве собственности ООО "Модуль". Перевозки тяжеловесных грузов по федеральной автомобильной дороге общего пользования А-114 Вологда-Новая Ладога от Санкт-Петербурга до Вологды и по а/д М-8 от г. Вологда до Ярославля, по маршруту движении г. Санкт - Петербург - г. Ярославль через Вологду (автодорога М-8 участок км. 459 - км. 272, А-114 км. 331 - 4) (всего 514 км) с нарушением требований Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (зарегистрирована Минюстом РФ 08.08.1996 N1146), Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" и превышением предельно допустимых нагрузок на оси т/средств, установленных приказом Федерального дорожного агентства N 3 от 24.01.2012 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2012 году".
По данному факту 11.04.2012 сотрудниками УГАДН был составлены Акты N 363 и 364 "По результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства. (Контрольное взвешивание)", свидетельствующий о превышении допустимых весовых параметров при эксплуатации транспортных средств - тягачом марки Рено Премиум г.р.н. В 226 ХС 98 и прицеп SW 240GRKR г.р.н. АХ 4908 78 и Рено Премиум г.р.н. В 228 ХС 98 прицеп SW 240GRKR г.р.н. АХ 4909 78. На основании Акта N 363 от 11.04.2012 владельцем дороги (ФКУ Упрдор "Холмогоры") 16.06.2012 в соответствии с постановлением Правительства РФ произведен расчет платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным дорогам, закрепленным за ФКУ Упрдор "Холмогоры", подлежащей взиманию с владельца транспортных средств в целях компенсации вреда, причиненного федеральным автомобильным дорогам, размер которого составил 53 380 руб. 80 коп. На основании Акта N 364 от 11.04.2012 владельцем дороги (ФКУ Упрдор "Холмогоры") 16.06.2012 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации произведен расчет платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным дорогам, закрепленным за ФКУ Упрдор "Холмогоры", подлежащей взиманию с владельца транспортных средств в целях компенсации вреда, причиненного федеральным автомобильным дорогам, размер которого составил 53 380 руб. 80 коп.
На основании Актов N 363 от 11.04.2012 и N 364 от 11.04.2012 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось истцом 16.06.2012 был произведен расчет платы за провоз тяжеловесного груза по федеральным дорогам, подлежащей уплате в счет возмещения вреда, причиненного федеральным автодорогам транспортным средством в результате осуществления перевозки тяжеловесного груза, размер которого составил 106 761 руб. 60 коп.
Поскольку ущерб в добровольном порядке не возмещен, истец обратился с указанным иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика-2, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно положениям пунктов 11, 13 статьи 11 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и порядка определения размера такого вреда, а также установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для получения специального разрешения на перевозку по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов требуется: согласование маршрута транспортного средства; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, порядок выдачи разрешений на провоз таких грузов, а также предельно допустимые значения нагрузок на оси транспортных средств и на общую массу транспортного средства регламентируется "Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации", зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.08.1996 за N 1146 (далее - Инструкция).
Согласно пункту 1.4 Инструкции перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном в инструкции.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального дорожного агентства N 3 от 24.01.12 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2012 году" утверждены перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения (участков таких автомобильных дорог), включая автомобильные дороги, переданные в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", на которых вводится временное ограничение движения в весенний период, и сроки начала и окончания временного ограничения движения с указанием подведомственных Федеральному дорожному агентству федеральных казенных учреждений (федеральных управлений автомобильных дорог, управлений автомобильных магистралей, дирекций строящихся дорог) (далее - уполномоченные организации), а также Государственной компании "Российские автомобильные дороги", обеспечивающих временное ограничение движения в весенний период, согласно приложению N 1 к указанному приказу; а также предельно допустимые значения нагрузок на оси транспортного средства на период временного ограничения движения в весенний период в соответствии с приложением N 2 к указанному приказу.
Из актов N 363 от 11.04.2012 и N 364 от 11.04.2012 следует, что ответчиком-2 допущено превышение транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.
В целях установления порядка возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством, а также порядка определения размера такого вреда, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила N 934).
Согласно пункту 3 указанных Правил осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Истцом на основании актов N 363 от 11.04.2012 и N 364 от 11.04.2012 был произведен расчет размера платы за возмещение вреда, причиненного ответчиком-2. Расчет проверен судом, ответчиком-2 не оспорен.
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии правовых оснований для взыскания платы в возмещение вреда, причиненного при осуществлении перевозки тяжеловесного груза по дорогам общего пользования федерального значения основан на материалах дела, является правомерным.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод жалобы, согласно которому ответчик не был проинформирован об установленных Приказом Федерального дорожного агентства N 3 от 24.01.12 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2012 году" ограничениях. Указанный приказ опубликован в "Российская газета" N 41 от 27.02.2012. Довод же ответчика-2 о том, что в нарушение пункта 4 названного приказа на пути следования транспортных средств не были установлены соответствующие знаки ограничения, апелляционный суд отклоняет, поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации податель жалобы в обоснование данного довода в материалы дела соответствующие доказательства не представил.
Довод жалобы, в соответствии с которым вред возмещается до момента совершения перевозки, основан на неправильном толковании норм права, в силу чего также отклонен апелляционным судом. Кроме того названный довод получил надлежащую оценку суда первой инстанции.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб. оставлены за подателем жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2013 по делу N А56-38958/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38958/2013
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства"
Ответчик: ООО "МОДУЛЬ АВТО", ООО "Модуль"
Третье лицо: Управление государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта