город Омск |
|
07 апреля 2014 г. |
Дело N А46-8058/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Литвинцевой Л.Р., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ненашевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-919/2014) открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение Арбитражного суда Омской области от 25 декабря 2013 года по делу N А46-8058/2013 (судья Беседина Т.А.), принятое по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 5460069527) к обществу с ограниченной ответственностью "Омскстройматериалы-2" (ОГРН 1095543000552, ИНН 5501215750), третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Омской области (ОГРН 1025500751418, ИНН 5503051635), об обязании заключить договор,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Омскстройматериалы-2" (далее - ООО "Омскстройматериалы-2", ответчик) об обязании заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии на условиях, изложенных в проекте договора от 01.03.2013 с регистрационным номером N 18.5500.771.13.
Определением Арбитражного суда Омской области от 15.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.12.2013 по делу А46-8058/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ОАО "МРСК Сибири" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ОАО "МРСК Сибири" указывает, что проект договора, предложенный для заключения ответчику, содержит все существенные условия, предусмотренные разделом III Правил N 861. Договор N 18.5500.771.13 от 01.03.2013 содержит существенные условия, предусмотренные пунктом 38, 39, 40 Правил. Отмечает, что возможность заключения спорного договора и его публичный характер закреплены в пункте 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктами 8, 9, 34, 36, 41 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утв. Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004. Полагает, что наличие договоров энергоснабжения свидетельствует о поручении потребителя урегулировать МРСК Сибири отношения по передаче электрической энергии путем заключения договора. Акцентирует внимание на том обстоятельстве, что представленный ответчиком договор с ОАО "ФСК ЕЭС" является договором оказания услуг непосредственно самому Ответчику, как потребителю электрической энергии, и по которому он оплачивает предоставленную ему услугу в целях собственного энергопотребления. Указывает на отсутствие в деле доказательств возложения на ООО "Омскстройматериалы-2" функции "держателя котла".
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку представителей в судебное заседание не обеспечили. До начала судебного заседания от ОАО "МРСК Сибири" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Суд определил ходатайство ОАО "МРСК Сибири" удовлетворить. На основании частей 2, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с лишением ОАО "Омскэнергосбыт" с 01.02.2013 статуса гарантирующего поставщика, договор между ООО "Омскстройматериалы-2" и ОАО "Омскэнергосбыт" прекратил действие в связи с невозможностью исполнения.
Таким образом, с 01.02.2013 у ООО "Омскстройматериалы-2" отсутствует поручение продавца либо покупателя электрической энергии оказать услуги по передаче электрической энергии, а также урегулировать отношения со смежными сетевыми организациями.
С 01.02.2013 обязательства по передаче электрической энергии потребителям возложены на ОАО "МРСК Сибири" по условиям заключенных с ним договоров энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012, к отношениям по энергоснабжению в части передачи электрической энергии подлежат применению нормы об оказании услуг по передаче электрической энергии.
В целях обеспечения исполнения своих обязательств по передаче энергии перед покупателями энергии, на основании пункта 8 Правил N 861 ОАО "МРСК Сибири" (как сетевая организация) обратилось к ООО "Омскстройматериалы-2" с предложением заключить договор об оказании услуг по передаче электрической энергии через принадлежащие последнему объекты электросетевого хозяйства.
Письмом от 20.05.2013 N 75 ООО "Омскстройматериалы-2" от подписания предложенного проекта договора отказалось.
По мнению истца, сетевая организация может быть получателем услуг по передаче энергии постольку, поскольку она в целях оказания таких услуг покупателям или продавцам электрической энергии заключает договор со смежной сетевой организацией и компенсирует понесенные расходы на оплату услуг смежной сетевой организации.
Действуя в защиту собственных прав и законных интересов, заключающихся в обеспечении возможности надлежащего исполнения своих обязательств по договорам энергоснабжения в части оказания потребителям услуг по передаче электрической энергии, ОАО "МРСК Сибири" обратилось с настоящим иском в Арбитражный суд Омской области.
Отказ в удовлетворении исковых требований явился поводом для подачи истцом апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учёл следующее.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно статье 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
На основании пункта 1 статьи 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Согласно пункту 1 статьи 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Пунктом 1 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение 30 дней со дня получения оферты.
Взаимоотношения субъектов в области электроснабжения через присоединенную сеть регулируются статьями 539 - 548 ГК РФ, которые императивно устанавливают условия энергоснабжения, без соблюдения которых взаимоотношения сторон невозможны.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Частью 3 статьи 41 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии на розничных рынках осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) в случае если организация - субъект розничного рынка совмещает деятельность по производству электрической энергии (мощности) с деятельностью по ее продаже и (или) в установленных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике случаях совмещает деятельность по продаже электрической энергии (мощности) с деятельностью по ее передаче (энергоснабжающая организация), то к отношениям такой организации, связанным с осуществлением каждого из указанных видов деятельности, применяется настоящий документ в части, регулирующей соответствующий вид деятельности.
Согласно пункту 120 Основных положений N 442 порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами N 861.
Пунктом 8 Правил N 861 установлено, что в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с разделом III настоящих Правил.
Как следует из пункта 34 Правил N 861, по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии.
Согласно подпункту "г" пункта 41 Правил N 861 при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
Из анализа пунктов 8, 34, подпункта "г" пункта 41 Правил N 861 следует, что при взаимодействии территориальных сетевых организаций определение потребителя услуг является решающим фактором в целях установления обязанной стороны при понуждении к заключению договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Правовые последствия, наступающие для гарантирующего поставщика в случае утраты им соответствующего статуса, связаны именно с данным статусом, то есть в рассматриваемом случае он лишается права осуществлять те виды деятельности, которые неразрывно с этим связаны.
В связи с тем, что с 01.02.2013 открытым акционерным обществом "Омскэнергосбыт" утрачен статус гарантирующего поставщика, в отношении его зоны деятельности временно данный статус присвоен ОАО "МРСК Сибири"; при этом для ОАО "МРСК Сибири" его обязательственные правоотношения, как территориальной сетевой организации, со смежными территориальными сетевыми организациями в связи с присвоением статуса гарантирующего поставщика не изменились.
Следует учитывать, что в спорной ситуации должны быть учтены интересы потребителей и действующая модель тарифного регулирования, принимая во внимание, что разрешение данного спора не должно приводить к необходимости изменения утвержденной схемы тарифного регулирования на текущий 2013 год, поскольку в противном случае тарифы будут установлены не с начала очередного года, что противоречит Правилам N 861, а также Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (пункт 62).
В силу пункта 17 Основных положений N 442 уполномоченный орган субъекта Российской Федерации извещает о предстоящем принятии гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей с указанием даты, установленной для такого принятия, все сетевые организации, к электрическим сетям которых непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей, обслуживаемых энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией или гарантирующим поставщиком.
Сетевая организация при получении указанного в пункте 17 настоящего документа извещения уполномоченного органа субъекта Российской Федерации или уполномоченного федерального органа о предстоящем принятии гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей, в котором указана дата, установленная для такого принятия, обязана совершить указанные в настоящем разделе действия, а также действия, направленные на обеспечение бесперебойного снабжения электрической энергией потребителей в ходе осуществления процедуры принятия их на обслуживание гарантирующим поставщиком либо их перехода к энергосбытовой (энергоснабжающей) организации или производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке. При этом сетевая организация в случае обращения к ней потребителя или действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей, не вправе при отсутствии оснований для отказа от заключения такого договора, установленных Правилами N 861, отказать в его заключении на условии начала оказания услуг по передаче электрической энергии по нему начиная с даты и времени, указанных в соответствии с абзацем четвертым пункта 16 настоящего документа (пункт 25 Основных положений N 442).
Если гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) после заключения договора энергоснабжения с потребителем (покупателем) не обратился в сетевую организацию для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, и приступил к исполнению договора энергоснабжения, то он несет в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим документом ответственность за пользование услугами по передаче электрической энергии без договора оказания услуг по передаче электрической энергии. В этом случае гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан оплатить сетевой организации стоимость услуг по передаче электрической энергии потребителю (покупателю), обслуживаемому на основании договора энергоснабжения, а также отвечает перед потребителем (покупателем) по договору энергоснабжения за последствия прекращения сетевой организацией предоставления услуг по передаче электрической энергии в связи с отсутствием у нее сведений о наличии заключенного договора энергоснабжения и договора оказания услуг по передаче электрической энергии (абзац 3 пункта 124 Основных положений N 442).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 года - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 9 Правил N 861 договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.
В рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей (пункт 12 Правил N 861).
Существенные условия договора оказания услуг по передаче электроэнергии установлены пунктом 13 Правил N 861.
Величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к электрической сети определенная в соответствии с пунктом 13(1) настоящих Правил, с распределением указанной величины по каждой точке поставки, является существенным условием договора оказания услуг по передаче электрической энергии (подпункт "а" пункта 13 Правил N 861).
Из текста проекта договора оказания услуг по передаче электрической энергии следует, что исполнитель (ООО "Омскстройматериалы-2") обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии от точек приема и до точек поставки путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю, а заказчик обязуется оплачивать эти услуги по индивидуальному тарифу, утвержденному для исполнителя органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством не предусматривается возможность сетевой организации понуждать гарантирующего поставщика заключить договор оказания услуги именно с ней, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно проекту договора точка приема - место на границе балансовой принадлежности электрической сети исполнителя, в котором электрическая энергия, подлежащая передаче по настоящему договору, поступает в электрическую сеть исполнителя, и в котором электрическая сеть исполнителя технологически присоединена; точка поставки - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения потребителей, а также настоящего договора, используемое для определения объема переданной электроэнергии по сети заказчика, определенное в акте разграничения балансовой принадлежности, а до его составления в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объектам электросетевого хозяйства исполнителя, в том числе опосредованно.
Между тем, в соответствии с пунктом 2 Правил N 861 точка поставки - место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности электросетей - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики); точка присоединения к электрической сети - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 13 Правил N 861 условия об ответственности потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая определяется балансовой принадлежностью сетевой организации и потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) и фиксируется в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и акте эксплуатационной ответственности сторон должен содержать договор на возмездное оказание услуг по передаче электрической энергии, такие условия для данного договора являются существенными, а акты являются приложениями к договору.
Таким образом, гарантирующий поставщик в интересах потребителя заключает договор на оказание услуг по передаче электрической энергии с той сетевой организацией, которая обеспечит передачу электроэнергии в точке поставки указанного потребителя.
Как верно отмечено судом первой инстанции, экономический смысл (основание) услуги оказываемой сетевой организацией гарантирующему поставщику, выступающему в интересах потребителей, заключается в фактической передаче электрической энергии через электрическую сеть сетевой организации (использование принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства) до энергопринимающих устройств потребителя.
Согласно пункту 15(1) Правил N 861 в редакции, введенной в действие с 12.06.2012, обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг, установленном в соответствии с названным пунктом.
Стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с разделом V названных Правил, и объема оказанных услуг по передаче электрической энергии.
На основании пункта 42 Правил N 861 при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Во исполнение указанного положения Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ) разработаны изменения и дополнения в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), утвержденные Приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2, которые определяют порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом. Указанные изменения и дополнения утверждены Приказом ФСТ от 31.07.2007 N 138-э/6.
В соответствии с пунктом 49 указанных Методических указаний расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
"Котловой" тариф учитывает расходы всех сетевых организаций. По указанному тарифу осуществляются расчеты только между гарантирующими поставщиками (потребителями) и организацией, на которую возложены указанные выше функции по аккумулированию денежных средств за передачу электрической энергии. Расчеты между данной организацией ("держателем котла") и иными сетевыми организациями осуществляются по установленным для них индивидуальным тарифам.
РЭК Омской области в отзыве на иск указала, что приказом РЭК Омской области от 27.12.2012 N 593/69 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2013-2014 годы. ОАО "МРСК Сибири" и ООО "Омскстройматериалы-2" являются участниками гражданского оборота с регулируемым государством видом деятельности, цены (тарифы) по которому подлежат государственному регулированию; ОАО "МРСК Сибири" и ООО "Омскстройматериалы-2" при формировании тарифов учтены как "котлодержатели".
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу совмещения с 01.02.2013 ОАО "МРСК Сибири" на территории Омской области функций двух субъектов розничного рынка электрической энергии: гарантирующего поставщика и ТСО, существующая тарифная схема не соответствует фактической схеме сбора с потребителей и последующего перераспределения стоимости услуг по передаче электрической энергии, не принимаются судом апелляционной инстанции.
На основании статьи 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В силу статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (часть 4 статьи 445 ГК РФ).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что обязанность ТСО заключить с лицом, совмещающим функций гарантирующего поставщика и ТСО, договор, одновременно регулирующий отношения смежных сетевых организаций и отношения сетевой организации с контрагентом - гарантирующим поставщиком, выступающим в интересах потребителей, ГК РФ или иными законами не предусмотрена.
В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 Конституции Российской Федерации) лица, ведущие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно оценивать ее экономическую эффективность и целесообразность. Планирование предпринимательской деятельности, в том числе в отношении видов и целей деятельности и получения доходов, является исключительной компетенцией лица, ведущих такую деятельность. Судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений принимаемых субъектами предпринимательской деятельности.
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для понуждения ответчика к заключению договора оказания услуг по передаче электрической энергии, на предложенных ОАО "МРСК Сибири" условиях.
Отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Изложенные выводы подтверждаются судебной практикой по аналогичной категории дел, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.03.2014 по делу N А46-4059/2013, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 по делу N А46-4903/2012, от 18.02.2014 по делу N А46-4083/2013, от 16.12.2013 по делу N А46-4059/2013, от 26.11.2013 по делу N А46-4045/2013 и т.п.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на его подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 25 декабря 2013 года по делу N А46-8058/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Л.Р. Литвинцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8058/2013
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
Ответчик: ООО "Омскстройматериалы-2"
Третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Омской области