город Воронеж |
|
9 апреля 2014 г. |
Дело N А08-8419/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 апреля 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А., при участии:
от ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат": Семеновой Е.И., представителя по доверенности от 10.12.2013; Любимовой Л.Н., представителя по доверенности от 10.12.2013;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области: Мануйловой И.А., главного специалиста-эксперта организационно-правового отдела по доверенности от 04.09.2013 N 05-13/1355;
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области (ИНН 3123108289, ОГРН 1043107021528) на решение Арбитражного суда Белгородской области от 18.02.2014 по делу N А08-8419/2013 (судья Назина Ю.И.) по заявлению ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" (ИНН 3128005752, ОГРН 1023102358620) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области (ИНН 3123108289, ОГРН 1043107021528) о признании незаконным постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Оскольский металлургический комбинат" (далее - ОАО "ОЭМК", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области (далее - административный орган, Управление) от 04.12.2013 N 14-13/202П по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.
Данное дело было рассмотрено Арбитражным судом Белгородской области в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Решением суда от 18.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения. Справка о подтверждающих документах должна быть представлена в уполномоченный банк не позднее 05.12.2012. Фактически подтверждающие документы и справка о них были представлены 21.05.2013. Установленный срок был нарушен на 167 дней. Таким образом, не были соблюдены требования п. 9.2 Инструкции от 04.06.2012 N 138-И. Согласно требований Инструкций установлен общий срок 15 рабочих дней для представления справки, который включает и время необходимое для устранения недостатков, в случае возврата документов уполномоченным банком. Для удобства клиентов была разработана памятка по заполнению документов валютного контроля, которая содержит информацию о требованиях к срокам представления СПД, о чем клиенты были проинформированы путем направления им информационного письма.
В отзыве на жалобу Общество указывает, что справка о подтверждающих документах (а также все необходимые документы) были представлены в банк 22.11.2012, что подтверждено отметкой банка на справке, таким образом, установленный Инстукцией 15-дневный срок, ОАО "ОЭМК" нарушен не был. 28.11.2012 данная справка была возвращена банком ОАО "ОЭМК" для корректировки указанных в ней номеров деклараций. При возврате справки банком (ЗАО "Райффайзенбанк"), срок для исправления ошибки установлен не был. Скорректированная справка была повторно направлена в банк 21.05.2013. Указание резидентом в справке о подтверждающих документах номера ГТД, не соответствующего номеру ГТД, приложенной к справке, не является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям. А может быть нарушением непосредственно только порядка составления указанной справки. Следовательно, неправильное заполнение графы справки о подтверждающих документах не может быть квалифицировано как несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям и не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ. Помимо справки, 22.11.2012 ОАО "ОЭМК" в банк были предоставлены необходимые таможенные документы - таможенные декларации, которые подтверждали своевременную поставку на территорию Российской Федерации продукции в рамках вышеуказанного контракта. Указанные документы ОАО "ОЭМК" вместе со справкой возвращены не были. Нарушения при проведении валютных операций при оплате товара ОАО "ОЭМК" отсутствуют, а также нарушения при поставке Обществом товара на территорию Российской Федерации отсутствуют, следовательно, отсутствует какой-либо вред или угроза. нанесенные охраняемым общественным отношениям.
Как видно из материалов дела, 01.09.2008 ОАО "ОЭМК" был заключен контракт на поставку оборудования для очистки газов отходящих от дуговых сталеплавильных печей и предоставление услуг N 2785/08 с компанией "Квад Инжиниринг", Канада.
По указанному контракту в филиале Банка ВТБ (ОАО) в г. Белгороде обществом был оформлен паспорт сделки N 08090001/1000/0016/9/0, который переоформлен в ЗАО "Райффайзенбанк" N 10090015/3292/0000/9/0. Дата завершения исполнения обязательств по контракту 01.05.2014.
14.11.2012 ОАО "ОЭМК" осуществлен ввоз предусмотренного условиями контракта оборудования по декларациям на товары N 10101101/141112/0003954 на сумму 98 565,50 долларов США и N 10101101/141112/0003958 на сумму 244 089,30 долларов США.
Таким образом, справку о поступлении валюты Общество должно было представить не позднее 05.12.2012.
Справка о подтверждающих документах с копиями подтверждающих документов о поставке товара представлена заявителем в уполномоченный банк 21.05.2013.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, Территориальным управлением 26.11.2013 в отношении ОАО "ОЭМК" составлен протокол об административном правонарушении.
04.12.2013 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области вынесено постановление N 14-13/202П о назначении обществу административного наказания по ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Считая вынесенное постановление незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях общества инее доказано наличие объективной стороны состава вмененного ему правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом РФ от 10 декабря 2003 N173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о валютном регулировании, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны, в том числе вести в установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 3 ст. 23 Закона о валютном регулировании определено, что порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляемых резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением указанных валютных операций в период до 01.10.2012 был установлен Положением Центрального банка РФ о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденным Банком России 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение N 258-П).
Согласно пункту 2.6 указанного Положения в случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в уполномоченном банке, резидент наряду с документами, указанными в пункте 2.2 настоящего Положения, представляет в уполномоченный банк два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств (далее - справка о поступлении валюты).
Справка о поступлении валюты составляется и заполняется в соответствии с требованиями, изложенными в приложении 2 к настоящему Положению N 258-П, на основании документов, в соответствии с которыми совершены записи по счету.
Согласно пункту 2.7 Положения N 258-П справка о поступлении валюты представляется резидентом в уполномоченный банк в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту, указанные в пункте 2.6 настоящего Положения.
Соответствующая обязанность при изменении нормативного регулирования также предусмотрена п. п. 3.6, 3.7 и п. 3.8 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".
Пунктом 9.1 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (в редакции, действовавшей до 01.09.2013) (далее - Инструкция N 138-И) установлено, что при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС, одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) иным способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов (далее - способ, отличный от расчетов), или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору), в том числе - транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, статистическую форму учета перемещения товаров, установленную Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2011 года N 40, и (или) иные документы, содержащие сведения о вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, поставке, перемещении) или ввозе товара на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении), оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 этой Инструкции, представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации, или даты выпуска (условного выпуска) товаров, проставляемых должностным лицом таможенных органов в таможенной декларации, в зависимости от того, какая из дат является наиболее поздней. При наличии в таможенной декларации нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок, указанный в настоящем подпункте, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска (условного выпуска) товаров, указанной в таможенной декларации (п.9.2.1 указанной Инструкции).
Административным органом и судом установлено, что справка о подтверждающих документах представлена обществом первоначально 22.11.2012, однако была возвращены банком 23.11.2012 в связи с несоответствием сведений, указанных в справке, представленным документам и повторно представлена заявителем 21.05.2013.
Привлекая общество к ответственности, административный орган указал на пропуск заявителем срока представления справки о подтверждающих документах в банк паспорта сделки на 167 календарных дней.
Между тем, согласно пункту 18.7 Инструкции N 138-И в случае отказа уполномоченного банка в принятии справок, расчетного документа по валютной операции резидент устраняет замечания уполномоченного банка и составляет новую справку о валютных операциях, новую справку о подтверждающих документах и представляет их в уполномоченный банк в срок, установленный уполномоченным банком.
Следовательно, положения п.18.7 Инструкции N 138-И предусматривают необходимость установления в подобной ситуации уполномоченным банком срока устранения резидентом замечаний банка и представления новой справки о подтверждающих документах.
Сведений об установлении такого срока в материалах дела не содержится и административным органом не представлено.
Учитывая своевременность первоначального представления заявителем в банк паспорта сделки справки о подтверждающих документах, а также отсутствие доказательств нарушения установленного банком срока устранения выявленных замечаний после возврата указанных документов, суд приходит к выводу о недоказанности наличия в действиях общества объективной стороны состава вмененного ему правонарушения, что в силу п.2 ч.1 ст.24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ является основанием для отмены оспоренного постановления.
Позиция заинтересованного лица, основанная на мнении о невозможности установления уполномоченным банком срока устранения выявленных замечаний, превышающего пятнадцатидневный срок, установленный п.9.1 Инструкции N 138-И, не может быть принята судом апелляционной инстанции, как не основанная на буквальном содержании положений указанной Инструкции.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области от 04.12.2013 N 14-13/202П по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ подлежит отмене.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 18.02.2014 по делу N А08-8419/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч.4 ст.288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Судья |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-8419/2013
Истец: ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области